Меню

«Мы уйдем от кафедральной системы», - ректор Мининского университета Александр Федоров

Говоря о проекте опорного регионального вуза на базе Мининского университета и НГЛУ Александр Федоров считает неправильным использовать слово «поглощение». Здесь речь идет о «слиянии» или «кооперации»

Продолжая тему опорных вузов, активно обсуждаемую в нижегородском вузовском сообществе, DK.RU поговорил с ректором Мининского университета Александром Федоровым, который рассказал о плюсах, которые получит регион от кооперации двух вузов, а также о планах по созданию крупнейшего в округе переводческого центра.

На тему создания в Нижегородской области опорных региональных вузов ведется в последнее время много разговоров, и, по-моему, происходит даже какая-то мифологизация вопроса. Какова ваша точка зрения на это, в чем вообще смысл всей концепции?

История с новым федеральным проектом создания сети опорных региональных вузов совсем не такая, как ее рассказывают сторонники и противники программы. Дело всего в двух словах, но они производят другие смыслы. Кооперация и обогащение: вот смысл программы, как мы его понимаем и в контексте которого будем предлагать реализовать этот проект.

Вы хотите сказать, у вас есть уже своя тематическая концепция? Когда началась вся эта история, давно вы этим вопросом занимаетесь?

Начало было положено госпрограммой развития образования на 2013 – 2020 годы. Именно в том тексте был узаконен термин «опорные вузы региональных экономических систем». В 2015 г. был запущен конкурс и выявлено 11 победителей. Они сейчас занимаются созданием программ стратегического развития в рамках выделенной на три года субсидии.

А большие деньги давали?

Немалые. Не менее 450 млн руб. на каждого участника. Кстати, Мининский университет был назначен экспертом по заявкам вузов и имел возможность тщательно проанализировать позиции вузовских сообществ и региональных властей, принявших решение участвовать в программе. 

Как вы оцениваете качество заявок?

Конечно, уровень подготовки заявок был различным. Но могу сказать, что все они демонстрировали ясное понимание необходимости консолидации усилий. Как усилий регионов, так и федеральных вузов в достижении принципиальных изменений качества работы преподавателей и качества подготовки выпускников.

То есть никого насильно не пытались объединить?

Никоим образом. Никакого насилия в этой программе нет – вузы самостоятельно принимают решение об объединении. Правда, при этом особое значение имеет позиция губернатора региона.

Так что вы предлагаете с точки зрения создания опорного регионального вуза? Есть информация, что Мининский университет был бы не против объединиться с НГЛУ им. Добролюбова.

Во-первых, мы будем просить руководство области создать площадку для открытого обсуждения этого концепта и действительно собираемся пригласить к диалогу нашего потенциального партнера: лингвистический университет. Но, прежде чем ответить на вопрос, что мы хотим вместе сделать, следует сказать, что мы делать точно не будем.

Может быть, вы помните, что в начале года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал, что, цитирую: «когда есть два-три слабых вуза в регионе, которые для абитуриентов местных неинтересны и непривлекательны, то лучше объединиться и создать сильный вуз. Опорные вузы мы поэтому и создаем». Такая ситуация, например, сложилась в Костромской области. Это регион с негативной динамикой показателей демографии, промышленности и социальной сферы. 

Но в нашей области ситуация все же лучше, не так ли?

Именно. Это не наш случай. В сильной области слабых вузов нет. У нас есть вузы, которые переросли свои основные профили и отрасли и создали основу для перехода в «следующую лигу», для старта к новому качеству образовательных и исследовательских результатов, что требует ресурсов другого порядка. Поэтому я и говорю, что это требует кооперации ради взаимообогащения. 

Заметьте, мы никому никакого «вливания», а тем более «поглощения» никогда не предлагали, и предлагать не собираемся, это неэффективно. Это просто некорректная интерпретация термина из Гражданского кодекса.

Тогда что это будет, если не «поглощение»?

У нас есть опыт объединения, который Минобрнауки включило в тройку лучших практик интеграций за последние пять лет. Мининский университет сформировался в 2012 г. в ходе паритетного объединительного процесса НГПУ старого образца и ВГИПУ. На языке права это называется «слиянием», а на языке интегративного управления – кооперацией. 

И в чем же разница?

Это совместные действия равных партнеров по созданию нового качества и нового смысла научно-образовательного результата. Здесь кооперация возникает из конкуренции программ развития ради общего дела, из задачи усиления достижений и сильных сторон, на основе лучших практик российского и мирового образца. Здесь смысл – во взаимном интересе, ради совместного восходящего развития, интеллектуального и организационного взаимообогащения.

Хорошо, допустим, есть взаимная польза. Но обычно в процессе есть ведущий, а есть ведомый. Мы знаем, что вы как ректор входите в координационный совет по реформированию педагогического образования при Минобрнауки РФ. Разве это не означает признание соответствующих заслуг вашего вуза?

Без ложной скромности, наш вуз сейчас является одним из лидеров федеральной программы модернизации высшего педагогического образования. Мининский университет реализует программу стратегического развития 2013 – 2023. Она получила поддержку Минобрнауки, есть положительные отзывы экспертов, документально подтвержденное признание профессионального сообщества. Программа уже принесла внятные образовательные и научные результаты. На ее основе мы разработали уникальный проект создания опорного регионального вуза (ОРВ) социально-гуманитарной направленности. 

Можете ли вы перечислить какие-то конкретные решения, которые дадут новые возможности для региона, самих вузов-партнеров и, самое главное, для студентов?

Конечно. Начнем с того, что это будет первая системная государственная инвестиция. Инвестиция в долгосрочный проект подготовки кадров высшей квалификации для социально-гуманитарной сферы региона. Что значат 450 млн руб. для преподавателей и студентов? Это их хлеб насущный. Это позволит сделать решительный шаг к увеличению фонда заработной платы и сразу же, уже в текущем году, увеличить стимулирующую часть этого фонда в два раза, включая средства, выделяемые на проектную и внеучебную деятельность студентов. Кто из студентов не согласится — в рамках освоения основной образовательной программы — провести год в зарубежном вузе-партнере за счет средств проекта, выйти на совершенно другой уровень компетенций в будущей профессии? Если кто-то не согласится, то только лентяи и тунеядцы. 

Для вуза все понятно, деньги приличные, но какой эффект будет для региона в целом?

Если говорить о социально-педагогической и культурно-гуманитарной сферах, то эти деньги позволят создать и реализовать плановую модель покрытия потребности региона в кадрах. Мы реально сможем вывести образовательный результат на другой уровень. Сделаем новый вуз, ориентированный на создание такого кадрового потенциала, который в следующем десятилетии обеспечит превосходство Нижегородского региона над другими. Появится основа для трансрегионального, а затем и глобального сотрудничества, инвестирования и со-инвестирования масштабных социальных, педагогических, гуманитарных, культурных проектов. 

Кто захочет, чтобы такая инвестиция прошла мимо Нижегородской области? Конечно, никто.

Если говорить о структуре нового вуза, как она поменяется?

Давайте я вам сначала скажу, чем этот новый вуз точно не станет. Это не будет отраслевая или узкопрофильная образовательная организация. Это не будет вуз, который занимается глобальной конкуренцией и «покорением Вселенной». Этим занят, к примеру, университет им. Лобачевского, деятельность которого имеет всемирно-историческое значение. 

Каким же тогда станет наш новый вуз? Мы его видим как социально-гуманитарную корпорацию, обеспечивающую для своего студента старт к достижению персонального успеха. Студент, в силу полученных компетенций и знаний, станет востребованным на социально-гуманитарном рынке не только региона, но и округа, страны и даже мира. У него появится уникальная возможность конструировать собственные профессии. Естественно, для этого потребуется создать новую форму вуза. Вот мне представляется такая структура: в центре – двухъядерная композиция: педагогика и лингвистика. Вокруг – гуманитарные и социальные науки, социальные сервисы, прикладные компьютерные и естественные науки, спорт и здоровьесбережение, культура и дизайн.

Вообще нам нужна будет принципиально новая логистика и содержание образовательного процесса. Сейчас я начну вам рассказывать «страшные», непривычные вещи, готовьтесь. Мы уйдем от кафедральной системы к управлению образовательными программами, к созданию нового типа преподавателя и студента, главным достоинством которых будет способность к саморазвитию. Мы уже заняты тем, что пилотируем новую систему разделения научно-педагогического труда. Это фундаментальное решение, которое будет иметь решающие последствия для достижения нового качества образовательного результата. 

Что значит «новый тип преподавателя»? Это какой-то особый тип «сверхчеловека», учителя будущего? 

Сейчас объясню. Будет трехуровневая система научно-образовательных и проектных практик, предполагающая возможность переходов между ними. Во-первых, останется преподаватель-лектор, у которого хорошо получается традиционный вид деятельности по чтению лекций, он станет своего рода «навигатором» для студентов в своей предметной области. Но появится еще преподаватель-тьютор, у которого будет задача индивидуализации образовательного процесса, он будет заниматься  формированием индивидуальных образовательных траекторий и логистикой их сопровождения.

Преподаватель-исследователь будет ориентирован на исследования и разработки в составе трансрегиональных коллабораций, российских и не только. И, наконец, преподаватель-проектировщик, способный инициировать и реализовывать новые проекты и изменения. Через создание персональных долгосрочных программ развития это позволит реализовать потенциал каждого члена корпорации. Конечно, при условии, что этот потенциал есть.

Вы все это сами планируете делать или будете привлекать партнеров?

Речь идет о вузе, который не конкурирует, а кооперирует. Мы обеспечим устойчиво растущее число организаций-партнеров, совместно с которыми разрабатываются и осуществляются образовательные программы, учебно-научные сервисы, исследования и разработки в области педагогики и лингвистики, социальных и гуманитарных наук. Это будет крупнейшая в ПФО лаборатория педагогических проектов и образовательных сервисов. Она позволит создать холдинговую модель реализации образовательных и научных программ.

Уже сейчас совместно с двумя московскими и двумя зарубежными вузами запущены суперпроекты под названием «Конфигуратор личного успеха» и «Карта педагогических школ мира». Последний представляет собой глобальный учебно-научный сервис, далеко выходящий за пределы существующих мировых аналогов. Он призван радикально изменить логистику образовательного процесса и исследовательской деятельности. 

А уникальные компетенции НГЛУ как-то планируется использовать?

Непременно. Во-первых, мы хотим создать крупнейший в федеральном округе переводческий центр. Он будет представлять собой коллаборацию когнитивной, фундаментальной и компьютерной лингвистики всероссийского масштаба. Центр будет ориентирован не только на трансляцию наследия других культур, но и системное внедрение современной русской гуманитаристики в другие культуры, высококачественный перевод новой русской прозы, социально-гуманитарных разработок, инженерной документации и научных исследований на все ведущие языки мира. 

Во-вторых, региону нужна такая лингвистическая школа, которая за максимум 10 лет создаст многоязыковую среду и навсегда решит проблему неумения и боязни изучать иностранные языки для любого человека. С одной стороны, это будет как система первой медицинской помощи, только в лингвистической сфере. А с другой – как спорт высших достижений. Или – кому как удобнее добывать смысл – как полет на Марс. 

Концепция переводческого центра и создания региональной лингвистической школы выглядит с ваших слов весьма амбициозно. И, наверное, дорого.

Так и есть. Инвестиции в этот раздел программы только в первый год реализации проекта составят 25 млн руб. 

Получается, все ваши преподаватели будут владеть несколькими языками? Но тут вас могут спросить, зачем учителю знать иностранный язык, если только он его не преподает? 

Надо смотреть на этот вопрос чуть шире. Помимо очевидных преимуществ знания того же английского – языка международного общения – появляется доступ к мировым интернет-ресурсам, способность легко читать любую книгу глобального мира, понимать любую песню, фильм, расширить персональные границы до глобальных и т.д.  В профессиональном плане, освоение языка и получение сертификата уровня Advanced означает признание специалистами твоего персонального успеха и дает колоссальный эффект самоуважения. Если смог это – сможешь все. И вообще, уметь применять иностранные языки в профессии и жизни – это просто кайф.

Звучит многообещающе. Это все, что вы хотите сделать?

А что еще? Скажите нам, что мы не учли, и мы сделаем это вместе. Конечно же, это далеко не полный список проектных решений.

А если взглянуть на тех, кого вы выпускаете? Как ваши реформы отразятся на школьных учителях?

Отличный вопрос. Знаете ли вы, что с этого года мы являемся координатором федерального проекта по внедрению принципиально новой концепции управления жизненным циклом профессии «учитель»? На пилотном этапе, в 2016 – 2017 годах, наш вуз будет курировать процесс внедрения разработанной нами модели целевого обучения и контрактного трудоустройства в 10 регионах страны. Реализация такого проекта потребует огромных усилий, но в случае успеха это приведет к серьезному изменению социальных, профессиональных, экономических статусов учителя, социального работника, работника культуры, гуманитария. 

Если у вас получится, это наверняка может положительно сказаться на репутации нашего региона.

Именно так. Более того, эффективность и результативность внедрения этого проекта послужит серьезным вкладом не только в репутационный капитал Нижегородской области, но и в создание системы планирования подготовки специалистов социально-педагогической и культурно-гуманитарной сфер. Эти люди будут иметь образование, соответствующее и превышающее лучшие мировые образцы.

Разве мы не хотим, чтобы через 5-7 лет Нижегородская область в исследованиях качества школьного образования стояла на ведущих позициях в мировых рейтингах? И чтобы наши дети, покидая школу, обладали лидерскими качествами, способностью заставить реальность подчиняться свои устремлениям, умели комбинировать практики и знания из физики, математики, биологии, химии, истории и экономики? И не «как-то знали», а умели говорить, читать и писать хотя бы на одном иностранном языке? А еще – и может быть это и будет главным – чтобы они хотели поставить все это на службу своей стране, своему региону. Чтобы ведущие вузы мира ждали нижегородских студентов, а те говорили: «У нас в Нижнем лучшая система образования; здесь мы можем творить большую науку, строить глобальную экономику, отсюда можем менять мир!»

Нам вообще нужно в ближайшие десять лет сделать российскую школу одной из лучших в мире, так сказал Владимир Путин в конце прошлого года. Вы уже взяли этот тезис на вооружение, получается?

Получается, так. И в ходе этого процесса, президент об этом говорил особо, нельзя забывать о гуманитарной, воспитательной составляющей образования. Для этого мы должны вырастить учителя нового типа. Только в руках учителя находятся подлинные инструменты управления будущим через воспитание новых поколений. И наш проект опорного вуза как раз и предлагает решение этой задачи.

Это если все получится и ваши вузы все-таки объединятся. А если все же этого не произойдет? Какими вы видите последствия того, что история этого будущего не состоится? 

Если отвлечься от того, что мимо региона пройдет государственная инвестиция в сферу социально-педагогического и культурно-гуманитарного образования, можно рассмотреть другое развитие событий – присоединить всех к исследовательскому университету. Возможно, это когда-то случится. Но сейчас задача другая – не свалить в кучу все, что имеет отношение к высшему образованию, но в рамках ясного проекта десятитысячного вуза добиться кооперационного эффекта на разных уровнях в сфере социально-гуманитарных образовательных и научных практик. Мы предлагаем предельно сконцентрировать образовательные и управленческие смыслы и решения, а не раствориться во имя неизвестной цели. Да, после достижения такой критической педагогической, лингвистической, социальной и культурно-гуманитарной массы, вполне возможно, будет нужен следующий шаг. На следующем этапе, возможно, проект опорного регионального вуза послужит агентом изменений и фактором опережающего развития для вуза большей величины и всемирных целей. Но именно в социально-гуманитарной сфере достижение эффективности и глобального величия столь же важны, как и рациональные продуманные действия на благо развития преподавателей и студентов региона. Поэтому в процессе принятия управленческих решений в этой сфере очень важно не прибежать раньше времени туда, где вас еще никто не ждет.

Как бы вы одной фразой сформулировали предложение вашим партнерам из лингвистического университета?

Мы предлагаем вместе, усиливая и дополняя друг друга, основываясь на принципах восходящего опережающего развития и взаимообогащения, создать новый социально-гуманитарный университет, который обеспечит для каждого студента, преподавателя, для Нижегородской области уровень превосходства в межрегиональной и глобальной кооперации. Сильную заработную плату и личное развитие для тех, кто учит и исследует, и блестящие карьерные возможности для тех, кто учится.

Понимаете, мы предлагаем трудное, но интересное дело, ради которого стоит потратить время. Один раз, объединив вузы (ВГИПУ и НГПУ), у нас это получилось. И мы не предлагаем на удачу «попробовать еще». У нас есть план и мы готовы добиться успеха.

Досье

Александр Федоров 
Ректор НГПУ им. Козьмы Минина (Мининского университета), доктор философских наук, профессор.
Родился 8 октября 1970 г. в г. Семенов Нижегородской области. В 1995 г. окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского по специальности «Историк, преподаватель обществознания», поступил в аспирантуру Нижегородского государственного педагогического университета.
В 1998 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. С 1998 по 2000 гг. работал старшим преподавателем кафедры философии НГПУ. В 2000–2003 гг. — доцент той же кафедры. В 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук.
С 2003 по 2004 гг. — заместитель декана, руководитель философского отделения НГПУ. С 2004 по 2007 гг. — декан философско-теологического факультета НГПУ, с 2007 по 2009  гг. — проректор по научной работе НГПУ. С июня 2009 по октябрь 2011 гг. исполнял обязанности ректора Волжского государственного инженерно-педагогического университета. После объединения ВГИПУ с НГПУ (октябрь 2011) работал и. о. первого проректора НГПУ.
В апреле 2012 г. избран ректором НГПУ им. К. Минина.
Является автором более ста научных трудов, в том числе монографий по истории философии, философии науки, философской антропологии, философии религии, монографий (в соавторстве) по управлению образованием. Под научным руководством А. А. Федорова было защищено 7 кандидатских диссертаций и выполнено 8 научных проектов в рамках грантовых программ.
В 2007 и 2010 гг. получал почетные грамоты министерства образования Нижегородской области, в 2011 г. — благодарственное письмо губернатора Нижегородской области, в 2009 г. — почетный диплом Федерального канцлера ФРГ, в 2008 г. — почетную грамоту Патриарха Московского и всея Руси и ряд других общественных наград. С 2010 г. лауреат федерального проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны»». Член-корреспондент Академии гуманитарных исследований при Мюнстерском университете. Член координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» при Минобрнауки РФ.
Владеет немецким и французским языками.