В столице Приволжья насчитывается более 20 известных брендов. В основном «made in Нижний Новгород» можно сказать о крупных промышленных предприятиях, таких как ГАЗ, ПАЗ, ВМЗ и «Нижфарм». На фоне пр
В столице Приволжья насчитывается более 20 известных брендов. В основном «made in Нижний Новгород» можно сказать о крупных промышленных предприятиях, таких как ГАЗ, ПАЗ, ВМЗ и «Нижфарм». На фоне промышленных гигантов имена интернет-компаний звучат пока не так громко, но на местном уровне они известны наравне с федеральными.
Интернет- бизнес— это открытая игра
Сегодня NN.RU — один из самых узнаваемых брендов Нижнего Новгорода, его логотип можно найти на дисконтных картах и автомобилях. В рамках портала недавно был объявлен конкурс на лучший бренд Нижнего Новгорода. По словам одного из создателей NN.RU Михаила Иосилевича, бренд должен выполнять две функции. Во-первых,— привлекать туристов в Нижний Новгород. В нем должен быть эмоциональный посыл и четкое позиционирование города. Иностранцы, например, часто путают нас с Новгородом, Нижним Тагилом, а москвичи стабильно называют жителей Нижнего новгородцами. Во-вторых, бренд нужен для самих нижегородцев.
— В нем следует заключить ответы на вопросы, кто мы и куда идем. Хохлома для этого не подходит. Неразумно все время скатываться в средневековье и выносить на первый план башни Кремля. Нижний Новгород, прежде всего, город умных людей. У нас много институтов, научных предприятий, мы строим самолеты, подводные лодки, корабли. Множество компаний здесь занимаются современным программированием. К слову, именно в нашей области была построена первая атомная бомба, а мы делаем акцент на хохлому. Предлагаю сделать бренд, который не будет отсылать нас и гостей города в далекое прошлое, а будет внушать радость за настоящие и будущие достижения.
Вне конкуренции
В 90-е годы Англию и США захлестнула волна интернет-бизнеса. Появились сотни компаний, чья деятельность целиком развивалась в сети. Так называемые доткомы смогли «выстрелить» только в 2004 году. GOOGLE, Amazon, MSN, AOL «захватили» виртуальную реальность. В России появились свои аналоги— «Яндекс», Mail, положившие начало развитию доткомов в регионах. Михаил Иосилевич с партнером зарегистрировали ООО «NN.RU» в 1999 году. В то время в Нижнем Новгороде мало кто имел доступ в Интернет, и мысль о том, что на нем можно «делать деньги», сочли бы утопичной.
Как возникла идея создать NN.RU?
— С партнером Ильей Осиповым мы познакомились в 1999 году и сразу решили, что нужно создавать что-то свое. Идея развития бизнеса в сети показалась нам наиболее интересной, потому что у нас были знания, которые мы смогли воплотить на практике. Я закончил факультет вычислительной математики, а мой партнер— экономический. Тем не менее обязанности по решению бизнес-вопросов — поиску рекламодателей, налаживанию необходимых контактов и продвижению бренда— пришлось взять на себя. Илья же занялся технической стороной вопроса: разработкой сайта, информационным обеспечением. По сей день бизнес разделен между нами в равных частях.
Почему вы выбрали всемирную паутину в качестве площадки для развития бизнеса?
— В конце 90-х Интернет был гораздо интереснее сегодняшнего, он только начинал превращаться в бизнес-площадку. Нас заинтересовала специфика самого рынка: с одной стороны, он был совсем новый и никто толком не знал, как с ним работать, с другой— требовались небольшие вложения на развитие.
Конкурентов тогда не было вообще?
— Их было меньше, чем сейчас, потому что многие опасались вкладывать деньги в Интернет. Тем не менее городские сайты появлялись один за другим. Мы открылись одновременно с несколькими конкурентами, о которых уже никто не помнит. Но в то время мы вели настоящую борьбу за интернет-аудиторию и цифровое пространство. Сейчас рынок интернет-рекламы поделен, и чтобы создать новые сайты и сделать их популярными, нужно гораздо больше средств, чем 12 лет назад.
И во сколько вам обошлась раскрутка сайта?
— Точную сумму я назвать не смогу, но уверен, что начинающим бизнесменам придется вложить в 1000 раз больше средств в аналогичный проект, чем нам в то время. А вообще деньги здесь не определяющий фактор, важен набор параметров в совокупности: предпринимательский талант, характер, гибкость ума. Интернет- бизнес— это открытая игра, где все видят все Как шахматы: вы не можете прятать тузов в рукавах— вы играете только интеллектом.
Прежде всего NN.RU известен нижегородской аудитории как форум, остальные проекты— вторичны. Почему заинтересовал именно этот формат?
— Расчет был на то, чтобы создать некое информационное пространство, в котором каждый сможет высказать свое мнение и поделиться опытом вне зависимости от пола, возраста или социального статуса. На форуме все общаются под «никами» без указания реальных имен и фамилий: это делает общение непредвзятым. Участники форума не боятся противоречить начальникам, здесь все равны. Я думаю, что именно возможность свободного общения и обеспечила NN.RU посещаемость и сделала бренд известным.
Легко вам было продвигать бренд на стадии становления?
— Мы использовали все доступные пути продвижения: первые пять-семь лет все заработанные средства вкладывали в рекламу, проводили разного рода PR-акции. Начинали с того, что самостоятельно расклеивали на столбах листовки с информацией о нашем сайте, рассказывали о проекте в различных технических «тусовках». Денег не хватало для того, чтобы купить щиты наружной рекламы и полосы в популярных журналах.
NN.ru или «Яндекс»?
Сегодня, по словам Михаила Иосилевича, аудитория NN.RU ежегодно увеличивается вдвое. 12 лет назад пользователями Интернета были в основном программисты и IT-специалисты, широкая общественность подтянулась только четыре года назад. Для того чтобы оставаться первыми, приходилось подстраиваться под аудиторию.
— В 1999 году нижегородская интернет-аудитория условно состояла из 1000 человек, среди этой тысячи мы были лидерами. Когда доступ в сеть получила каждая домохозяйка, пришлось расширять круг тем, чтобы сохранить первенство. На NN.RU ведут блоги бизнесмены и политики, созданы профессиональные форумы. Кроме того, народ уже привык к работе с нашей платформой, к нашему оформлению. Сейчас конкуренты создают подобные продукты по различным тематикам, но люди по привычке идут на NN.RU.
Считаете ли вы себя окрепшей компанией, чтобы на равных условиях конкурировать с федералами?
— Здесь— да. Нашими основными конкурентами по нижегородской аудитории являются сервисы федеральных компаний, таких, как «Яндекс», Mail.ru. Именно они владеют большими кусками местной аудитории. И до сих пор мы не можем однозначно сказать, что больше предпочитают нижегородцы— «Яндекс» или NN.RU.
Планируете ли расширять линейку продуктов под вашим брендом, например создать интернет-магазин?
— Скорее нет, чем да. Есть такое понятие, как размывание бренда. Для того чтобы создавать новый вид бизнеса, должно быть понимание рынка. Что касается разработки интернет-проектов, мы одни из лучших в городе, а вот опыта работы в торговле у нас нет, потому что она выходит за сферу наших профессиональных интересов.
Если бы поступило предложение о продаже проекта, во сколько бы вы оценили его?
— Бренд составляет 90% от стоимости всего бизнеса, который мы оцениваем в 140 млн рублей. Более того, у нас была возможность продать его по этой цене. Если покупатели были готовы заплатить эти деньги, значит, это рыночная цена бизнеса.
Вы хотите продать портал?
— Люди не вечны и хотят получить максимум выгоды со своего проекта. В конечном итоге любой бизнес создается, чтобы его продать.
Сделано в Нижнем Новгороде
Михаил Иосилевич уверен, что бренд существует сам по себе и даже владелец не всегда может контролировать его развитие. Есть качественно созданные бренды, которые не пользуются популярностью у людей, и наоборот, встречаются логотипы, созданные «на скорую руку», заслужившие народное признание. Если человек, взглянув на логотип, сможет сразу в двух словах описать, чем занимается компания и какой продукт она производит, то проект можно считать успешным.
Можно ли говорить о том, что NN.RU — «народный» бренд?
— В городе примерно на 10 тысячах автомобилей наклеена эмблема автофорума NN.RU. и это не PR-ход. Водители сами выступили с этой инициативой, чтобы узнавать «своих» на дороге. Это ли не признак народности бренда? Кроме того, портал давно живет своей жизнью, здесь появляются новые сервисы, инициированные нижегородцами. Например, форум «Совместная покупка» придумали не мы. Им управляет группа модераторов, которые не связаны с NN.RU. Еще один признак «народности» бренда— это тысячи людей, которые нашли работу с помощью нас, приобрели партнеров по бизнесу, освоили новые технологии. Они чувствуют эмоциональную связь с NN.RU.
Не думали разработать новый проект или выйти в другие регионы с NN.RU?
— На мировое господство мы не претендуем, вряд ли бренд NN.RU приживется где-то кроме Нижнего Новгорода. За годы работы в сфере разработки и продвижения интернет-проектов мы поняли одно: все регионы нашей страны разные, и что хорошо идет в одном, совершенно будет неинтересно другому. Два года жизни мы потеряли на создание аналогичного сайта для Москвы. Проектом заинтересовался инвестор, который захотел вложить в него деньги, нам пришлось переехать туда работать. Через какое-то время инвестор сам захотел управлять сайтом, без нашей поддержки. И спустя какое-то время проект сошел на нет. Этот опыт дал нам понимание того, что каждый город имеет свою специфику. Сейчас мы пытаемся развивать проекты Дзержинск.ру и Владимир.ру. Первый продвигается лучше, второй, чуть тяжелее. Дело в том, что бизнес требует постоянного контроля и присутствия на месте.
Интернет- бизнес— это открытая игра
Сегодня NN.RU — один из самых узнаваемых брендов Нижнего Новгорода, его логотип можно найти на дисконтных картах и автомобилях. В рамках портала недавно был объявлен конкурс на лучший бренд Нижнего Новгорода. По словам одного из создателей NN.RU Михаила Иосилевича, бренд должен выполнять две функции. Во-первых,— привлекать туристов в Нижний Новгород. В нем должен быть эмоциональный посыл и четкое позиционирование города. Иностранцы, например, часто путают нас с Новгородом, Нижним Тагилом, а москвичи стабильно называют жителей Нижнего новгородцами. Во-вторых, бренд нужен для самих нижегородцев.
— В нем следует заключить ответы на вопросы, кто мы и куда идем. Хохлома для этого не подходит. Неразумно все время скатываться в средневековье и выносить на первый план башни Кремля. Нижний Новгород, прежде всего, город умных людей. У нас много институтов, научных предприятий, мы строим самолеты, подводные лодки, корабли. Множество компаний здесь занимаются современным программированием. К слову, именно в нашей области была построена первая атомная бомба, а мы делаем акцент на хохлому. Предлагаю сделать бренд, который не будет отсылать нас и гостей города в далекое прошлое, а будет внушать радость за настоящие и будущие достижения.
Вне конкуренции
В 90-е годы Англию и США захлестнула волна интернет-бизнеса. Появились сотни компаний, чья деятельность целиком развивалась в сети. Так называемые доткомы смогли «выстрелить» только в 2004 году. GOOGLE, Amazon, MSN, AOL «захватили» виртуальную реальность. В России появились свои аналоги— «Яндекс», Mail, положившие начало развитию доткомов в регионах. Михаил Иосилевич с партнером зарегистрировали ООО «NN.RU» в 1999 году. В то время в Нижнем Новгороде мало кто имел доступ в Интернет, и мысль о том, что на нем можно «делать деньги», сочли бы утопичной.
Как возникла идея создать NN.RU?
— С партнером Ильей Осиповым мы познакомились в 1999 году и сразу решили, что нужно создавать что-то свое. Идея развития бизнеса в сети показалась нам наиболее интересной, потому что у нас были знания, которые мы смогли воплотить на практике. Я закончил факультет вычислительной математики, а мой партнер— экономический. Тем не менее обязанности по решению бизнес-вопросов — поиску рекламодателей, налаживанию необходимых контактов и продвижению бренда— пришлось взять на себя. Илья же занялся технической стороной вопроса: разработкой сайта, информационным обеспечением. По сей день бизнес разделен между нами в равных частях.
Почему вы выбрали всемирную паутину в качестве площадки для развития бизнеса?
— В конце 90-х Интернет был гораздо интереснее сегодняшнего, он только начинал превращаться в бизнес-площадку. Нас заинтересовала специфика самого рынка: с одной стороны, он был совсем новый и никто толком не знал, как с ним работать, с другой— требовались небольшие вложения на развитие.
Конкурентов тогда не было вообще?
— Их было меньше, чем сейчас, потому что многие опасались вкладывать деньги в Интернет. Тем не менее городские сайты появлялись один за другим. Мы открылись одновременно с несколькими конкурентами, о которых уже никто не помнит. Но в то время мы вели настоящую борьбу за интернет-аудиторию и цифровое пространство. Сейчас рынок интернет-рекламы поделен, и чтобы создать новые сайты и сделать их популярными, нужно гораздо больше средств, чем 12 лет назад.
И во сколько вам обошлась раскрутка сайта?
— Точную сумму я назвать не смогу, но уверен, что начинающим бизнесменам придется вложить в 1000 раз больше средств в аналогичный проект, чем нам в то время. А вообще деньги здесь не определяющий фактор, важен набор параметров в совокупности: предпринимательский талант, характер, гибкость ума. Интернет- бизнес— это открытая игра, где все видят все Как шахматы: вы не можете прятать тузов в рукавах— вы играете только интеллектом.
Прежде всего NN.RU известен нижегородской аудитории как форум, остальные проекты— вторичны. Почему заинтересовал именно этот формат?
— Расчет был на то, чтобы создать некое информационное пространство, в котором каждый сможет высказать свое мнение и поделиться опытом вне зависимости от пола, возраста или социального статуса. На форуме все общаются под «никами» без указания реальных имен и фамилий: это делает общение непредвзятым. Участники форума не боятся противоречить начальникам, здесь все равны. Я думаю, что именно возможность свободного общения и обеспечила NN.RU посещаемость и сделала бренд известным.
— Мы использовали все доступные пути продвижения: первые пять-семь лет все заработанные средства вкладывали в рекламу, проводили разного рода PR-акции. Начинали с того, что самостоятельно расклеивали на столбах листовки с информацией о нашем сайте, рассказывали о проекте в различных технических «тусовках». Денег не хватало для того, чтобы купить щиты наружной рекламы и полосы в популярных журналах.
NN.ru или «Яндекс»?
Сегодня, по словам Михаила Иосилевича, аудитория NN.RU ежегодно увеличивается вдвое. 12 лет назад пользователями Интернета были в основном программисты и IT-специалисты, широкая общественность подтянулась только четыре года назад. Для того чтобы оставаться первыми, приходилось подстраиваться под аудиторию.
— В 1999 году нижегородская интернет-аудитория условно состояла из 1000 человек, среди этой тысячи мы были лидерами. Когда доступ в сеть получила каждая домохозяйка, пришлось расширять круг тем, чтобы сохранить первенство. На NN.RU ведут блоги бизнесмены и политики, созданы профессиональные форумы. Кроме того, народ уже привык к работе с нашей платформой, к нашему оформлению. Сейчас конкуренты создают подобные продукты по различным тематикам, но люди по привычке идут на NN.RU.
Считаете ли вы себя окрепшей компанией, чтобы на равных условиях конкурировать с федералами?
— Здесь— да. Нашими основными конкурентами по нижегородской аудитории являются сервисы федеральных компаний, таких, как «Яндекс», Mail.ru. Именно они владеют большими кусками местной аудитории. И до сих пор мы не можем однозначно сказать, что больше предпочитают нижегородцы— «Яндекс» или NN.RU.
Планируете ли расширять линейку продуктов под вашим брендом, например создать интернет-магазин?
— Скорее нет, чем да. Есть такое понятие, как размывание бренда. Для того чтобы создавать новый вид бизнеса, должно быть понимание рынка. Что касается разработки интернет-проектов, мы одни из лучших в городе, а вот опыта работы в торговле у нас нет, потому что она выходит за сферу наших профессиональных интересов.
Если бы поступило предложение о продаже проекта, во сколько бы вы оценили его?
— Бренд составляет 90% от стоимости всего бизнеса, который мы оцениваем в 140 млн рублей. Более того, у нас была возможность продать его по этой цене. Если покупатели были готовы заплатить эти деньги, значит, это рыночная цена бизнеса.
Вы хотите продать портал?
— Люди не вечны и хотят получить максимум выгоды со своего проекта. В конечном итоге любой бизнес создается, чтобы его продать.
Сделано в Нижнем Новгороде
Михаил Иосилевич уверен, что бренд существует сам по себе и даже владелец не всегда может контролировать его развитие. Есть качественно созданные бренды, которые не пользуются популярностью у людей, и наоборот, встречаются логотипы, созданные «на скорую руку», заслужившие народное признание. Если человек, взглянув на логотип, сможет сразу в двух словах описать, чем занимается компания и какой продукт она производит, то проект можно считать успешным.
Можно ли говорить о том, что NN.RU — «народный» бренд?
— В городе примерно на 10 тысячах автомобилей наклеена эмблема автофорума NN.RU. и это не PR-ход. Водители сами выступили с этой инициативой, чтобы узнавать «своих» на дороге. Это ли не признак народности бренда? Кроме того, портал давно живет своей жизнью, здесь появляются новые сервисы, инициированные нижегородцами. Например, форум «Совместная покупка» придумали не мы. Им управляет группа модераторов, которые не связаны с NN.RU. Еще один признак «народности» бренда— это тысячи людей, которые нашли работу с помощью нас, приобрели партнеров по бизнесу, освоили новые технологии. Они чувствуют эмоциональную связь с NN.RU.
Не думали разработать новый проект или выйти в другие регионы с NN.RU?
— На мировое господство мы не претендуем, вряд ли бренд NN.RU приживется где-то кроме Нижнего Новгорода. За годы работы в сфере разработки и продвижения интернет-проектов мы поняли одно: все регионы нашей страны разные, и что хорошо идет в одном, совершенно будет неинтересно другому. Два года жизни мы потеряли на создание аналогичного сайта для Москвы. Проектом заинтересовался инвестор, который захотел вложить в него деньги, нам пришлось переехать туда работать. Через какое-то время инвестор сам захотел управлять сайтом, без нашей поддержки. И спустя какое-то время проект сошел на нет. Этот опыт дал нам понимание того, что каждый город имеет свою специфику. Сейчас мы пытаемся развивать проекты Дзержинск.ру и Владимир.ру. Первый продвигается лучше, второй, чуть тяжелее. Дело в том, что бизнес требует постоянного контроля и присутствия на месте.