Меню

Местные производители помогут «выиграть» нижегородским ритейлерам

Продуктовое эмбарго позволит региональным ритейлерам завоевать доверие покупателей. Но им придется переходить на новый уровень конкуренции: экспансия «федералов» не прекращается даже в кризис.

Генеральный директор ГК ВКТ Алексей Зудин не исключает, что в ближайшее время стоит ожидать поглощения сильными игроками слабеющих сетей.

+ Эмбарго дало шанс местным производителям

— С момента вступления в силу продуктового эмбарго с прилавков магазинов пропали отчасти привычные для потребителя товары. Если говорить о товарах высокой ценовой категории, то этот факт, возможно, не все заметили. Однако потребитель обратил внимание на то, что, например, популярных прибалтийских молочных продуктов уже не стало. Катастрофы не произошло, каждый из регионов решил эту проблему по-своему, кто-то более удачно, кто-то менее: одни привлекли местных производителей, другие нашли импортные аналоги из стран, не поддержавших санкции.

Более того, работая с региональными фермерскими хозяйствами по поставкам мяса, могу сказать, что, например, наша баранина по вкусовым качествам не хуже знаменитой липецкой, а цена при этом значительно ниже. Наверное, пока сложно сравнивать ее с австралийской или новозеландской, выращенной по специальным технологиям, но я уверен, что местные производители выйдут и на этот уровень. Что касается местных производителей молочной и мясной продукции, то достигнутый уровень качества заставляет относиться к ним с определенным уважением. Например, в нашей розничной сети в основном представлена продукция местных производителей молока и мяса. И они уверенно позиционируют себя на рынке, несмотря на высокую конкуренцию со стороны «Вимм-Биль-Данн» и «Юнимилк», которые входят в состав западных транснациональных компаний.

Даже в кризисные годы рынок продуктового ритейла может показывать положительную динамику. Например, за счет финансового потенциала увеличивать свое присутствие или поглощать более слабых игроков, тем самым увеличивая оборотные средства компании. В сложившейся ситуации этот процесс продолжится. Конечно, есть и другие способы — региональные ритейлеры могут проводить оригинальные маркетинговые мероприятия, чтобы не просто сохранить, но и увеличить количество покупателей. Но надо понимать, что это палка о двух концах, поскольку рост выручки прямо пропорционален росту затрат. Поглощение одних представителей ритейла другими — один из самых применимых способов сейчас.

- Федералы усилят наступление в регионы

Культура потребления у нижегородского покупателя начала меняться еще до вступления в силу санкций против России и ответного продуктового эмбарго. Дешевый сегмент в кризисное время всегда выигрывает. Если вспомнить кризис 2008 г., то переход потребителя в более дешевый сегмент произошел не так резко. В этом году покупатель переориентировался буквально за месяц. В подобной ситуации нельзя говорить о том, что обороты ритейлеров падают, но не стоит забывать, что уровень инфляции постоянно растет, а вслед за ней растут цены на продукты. УФАС сейчас активно отслеживает случаи необоснованного повышения цен, однако контролировать стоимость продуктов нужно комплексно: начиная от производителей сырья и переработчиков, заканчивая розницей. В противном случае, если цены начинают придерживать только на уровне розничной торговли, то продавец выведет этот продукт из ассортимента, потому что перестанет зарабатывать.

Что касается нашей сети, мы стараемся минимизировать или вообще устранять посредников-дистрибуторов между производителем и прилавком, и за счет этого поддерживать оптимальный уровень цен. Впрочем, если учесть, что дорожают электроэнергия, ГСМ, квалифицированные специалисты, то рост цен не просто неизбежен, он закономерен. Думаю, разумное повышение — 5-10%, а не 30-40%, каковые мы наблюдаем в последнее время по некоторым позициям товаров.

Однако на фоне, казалось бы, позитивных возможностей для сельхозпроизводителя возникают серьезные угрозы, связанные с законодательством. В ближайшее время должен выйти закон, который обяжет всех фермеров сдавать скот на специализированные бойни, а не забивать его самостоятельно, как это происходит сейчас. С одной стороны, законодатель хочет защитить потребителя от некачественного мяса, с другой — рынок еще не готов к таким изменениям. Например, в Нижегородской области такие специализированные бойни можно пересчитать по пальцам. Услуги подобных площадок — это новая статья расходов для фермеров, которые они вряд ли потянут. Это также скажется на конечной стоимости продукции в магазинах. В конечном итоге фермер, сталкиваясь с такими трудностями, может отказаться от собственного бизнеса, а у ритейлеров сократится количество поставщиков.

Если говорить в целом о ситуации на рынке продуктового ритейла в регионе, то я не скажу, что она меня не порадовала. Крупные федеральные игроки продолжают усиливать экспансию. Взять только появление в Нижнем Новгороде магазина сети «Дикси» или открытие магазина «Бахетле». Ожидается рост представительств сетей «Ашан» и «Окей», которые предлагают более привлекательные условия. Но стоит отметить, что у «регионалов» есть некое преимущество перед ними: на рынке мы присутствуем достаточно долго, хорошо знаем его, реализуем товары местных производителей, что позволяет нам быть более гибкими на местах. Федеральные сети, которые зависят от головного управления, этим похвастаться не могут.