Меню

Лидеров телекоммуникационного рынка теснят малые операторы

эксперты Ильгар Алексеров генеральный директор «Р-проект» (Goldmobile) Андрей Еремкин генеральный директор ЗАО «Мобиком-Центр» Олег Зиночкин коммерческий директор ЗАО «Мобиком-Центр» Виталий Клишин

В сектор дальней связи, где год назад работали лишь два федеральных оператора, вышли сразу три федеральных компании. Ценовая война на рынке сотовой связи изменила расстановку сил между мобильными операторами. Провайдеров широкополосного доступа в интернет теснят операторы беспроводного доступа.

эксперты
Ильгар Алексеров
генеральный директор «Р-проект» (Goldmobile)
Андрей Еремкин
генеральный директор ЗАО «Мобиком-Центр»
Олег Зиночкин
коммерческий директор ЗАО «Мобиком-Центр»
Виталий Клишин
директор нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
Сергей Корсаков
генеральный директор ООО «АДС«
Сергей Кузнецов
генеральный директор «Арктел»
Кирилл Куренков
консультант-аналитик компании Json & Partners
Кирилл Ладыгин
директор по связям с общественностью МТТ
Георгий Лашкин
директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком»
Сергей Никишенков
начальник отдела маркетинга «ТрансТелеком-НН»
Николай Прянишников
исполнительный вице-президент ОАО «Вымпелком»
Максим Савватин
консультант-аналитик iKS-Consulting
Татьяна Старикова
начальник центра продаж и обслуживания клиентов территориального управления №7 Приволжского филиала ОАО «Ростелеком»

 

 

 

Зачем операторам дальней связи собственная розница?
Как провайдеры беспроводного доступа в интернет могут потеснить операторов проводного доступа?
Чем закончилась ценовая война на рынке сотовой связи?

 

 

Начавшуюся в прошлом году демонополизацию рынка дальней связи в 2007 г. активно продолжили Golden Telecom (ООО «АДС» в Нижнем Новгороде), развивающая региональную сеть компания «Арктел», а недавно и получившая лицензию на оказание услуг дальней связи Orange Business Services. В то время как игроки рынка широкополосного доступа (ШПД) постепенно строят сети и продвигают услуги только в тех районах города, где могут подключать абонентов, провайдеры беспроводного доступа активно рекламируются на весь город и переманивают абонентов, предлагая им ту же абонентскую плату при тех же скоростях соединения. Не менее значительным событием рынка телекоммуникационных услуг стала ценовая война, разразившаяся на рынке сотовой связи: «Tele-2» за счет резкого снижения тарифов удалось в два раза увеличить число абонентов.

Операторы дальней связи набирают силу только за счет корпоративных клиентов

До начала 2007 г. в Нижнем Новгороде услуги дальней связи предоставляли всего два оператора: естественный монополист в отрасли «Ростелеком» и открывший свое подразделение в регионе «Межрегиональный ТранзитТелеком». В 2007 г. на рынок вышли Golden Telecom, «Арктел», Orange Business Services и «ТрансТелеКом». Все они претендуют на долю рынка не менее чем 10%. По оценкам Альфа-Банка, к 2010 г. доли игроков на рынке дальней связи должны будут распределиться следующим образом: «Ростелеком» сохранит лидирующее положение (54%), второй по величине станет «ТрансТелеКом» (18%), Golden Telecom займет 13%, МТТ — 10%, и 5% рынка будут занимать «серые схемы» оплаты услуг дальней связи. Начальник центра продаж и обслуживания клиентов территориального управления № 7 Приволжского филиала ОАО «Ростелеком» ТАТЬЯНА СТАРИКОВА оценивает доли МТТ и Golden Telecom на местном рынке дальней связи в 5% каждую. По словам эксперта, компании заняли свою долю «автоматически», за счет корпоративных клиентов: для МТТ — это клиенты «Экванта», для Golden Telecom — ООО «АДС».

Рынок услуг дальней связи, уверены эксперты «ДК», только начинает формироваться. По словам директора по связям с общественностью МТТ КИРИЛЛА ЛАДЫГИНА, операторы столкнулись с главной проблемой — инертностью абонентов: «Не все готовы пойти и встать в очередь на телефонном узле, чтобы подключиться к другому оператору и сэкономить 15%». Игроки рынка сейчас пытаются развивать два вида продвижения своих услуг: прямые продажи и работу через операторов местной связи. По мнению экспертов, оба варианта не идеальны для развития, однако продажи услуг корпоративным клиентам через местных парт­неров — один из наиболее простых. МТТ развивает сеть «квазифранчайзеров» — работает через представительства компании в регионах, которые могут искать клиентов и заключать с ними договора, но не могут сами предоставлять услуги дальней связи. Продажи услуг через местных операторов для игроков рынка дальней связи — пока не самый стабильный канал продаж. Как рассказал директор нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» ВИТАЛИЙ КЛИШИН, его компания в рамках абонентского договора оказывает услуги дальней связи, взаимодействуя с «Ростелекомом» и МТТ. Будучи «агентом по продаже услуг», «ВолгаТелеком» ни одного из операторов намеренно не продвигает. Поэтому многим экспертам «ДК» вариант развития через зоновых операторов кажется наименее перспективным. Как отмечает Виталий Клишин, «ВолгаТелеком» получает доход за инициирование вызова с сети и на сеть и от выполненных агентских услуг. По его словам, количество обращений от абонентов о смене оператора дальней связи пока настолько незначительно, что говорить о возможных долях операторов рано.

Для работы с конечными клиентами операторы активно развивают собственную дистрибуторскую сеть. Golden Telecom планирует использовать уже имеющуюся сеть интернет-провайдера «РОЛ», МТТ будет представлен в сети фирменных магазинов «Суммы Телеком». В ноябре компания МТТ сделала еще один шаг к конечному потребителю — заключила партнерское соглашение с платежной системой CyberPlat для оплаты услуг конечными абонентами через платежные терминалы.

Эксперты уверены, что резкого снижения цен на рынке не предвидится. По мнению Татьяны Стариковой, альтернативные операторы будут использовать в качестве конкурентного преимущества цены, которые на 10–15% ниже, чем у «Ростелекома». Однако генеральный директор компании «Арктел» СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ уверен, что тарифы операторов не будут принципиально отличаться друг от друга. Конкуренция на этом рынке будет происходить на уровне маркетинга.

Провайдеры беспроводного доступа активно развиваются за счет отсутствия «проводов»

За два месяца коммерческой эксплуатации сети pre-WiMAX Поволжский филиал ОАО «Старт Телеком Поволжье» подключил свыше 1000 абонентов. По данным «Старт Телеком Поволжье», спрос на услугу выше, чем технические возможности компании. Экспертов «ДК» это не удивляет: спрос на широкополосный доступа в интернет в городе в разы превышает предложение. Провайдеры ШБД постепенно оттягивают клиентов у провайдеров проводного доступа. Они уже сейчас готовы предложить подключение при равных скоростях и абонентской плате во всех районах города, в то время как из игроков рынка ШПД такое себе может позволить только ОАО «ВолгаТелеком».

Как отметил начальник отдела маркетинга «ТрансТелеКом-НН» СЕРГЕЙ НИКИШЕНКОВ, в регионе появляются не только столичные провайдеры, но и операторы из соседних областей ПФО. В качестве примера эксперт приводит чувашскую компанию «Инфолинк», занимающую порядка четверти рынка интернет-доступа у себя на родине в Чебоксарах и строящую сеть доступа в районе Щербинок. Рынок беспроводного доступа в интернет стал более конкурентным, чем рынок проводного доступа. Рынок беспроводного доступа в интернет стал более конкурентным, чем рынок проводного доступа. На рынке ШПД в Нижнем Новгороде активно играют три компании: АДС, «ВолгаТелеком» и «Сенди». На рынке беспроводного доступа — шесть игроков: «Простор Телеком», «Старт Телеком», Unitline, ПСС, «Стелт Телеком», «Эквант»; компания «Энфорта» готовится запустить свою сеть. По мнению консультанта-аналитика JSon & Partners КИРИЛЛА КУРЕНКОВА, провайдеров беспроводного доступа всегда будет больше — порог вхождения гораздо ниже, чем на рынок ШПД: «Инвестиции в сносное радиопокрытие города-миллионника составляют примерно $3 млн, в то время как стоимость покрытия города ВОЛС в разы больше». По мнению генерального директора ООО «АДС» СЕРГЕЯ КОРСАКОВА, когда ВОЛС появится в отдаленных районах, многие перейдут с радиосвязи на «провода». Пока же особенности продвижения услуг провайдерами разных сегментов позволяют «беспроводникам» забирать часть клиентов у своих «проводных коллег»: «Сенди» и АДС свои услуги стараются рекламировать локально — в тех микрорайонах, где уже развернуты сети ВОЛС или есть свои телефонные линии для подключения по технологии ADSL. Провайдеры беспроводного доступа рекламируют услуги более массово. Однако главным конкурентом провайдеров ШБД в будущем, по прогнозам экспертов, будут не столько поставщики проводного доступа в интернет, сколько операторы сотовой связи, которые в 2007 г. получили лицензии на разворачивание сетей WiMAX в регионах России. Сергей Никишенков: «Однако даже после появления сетей 3G взрывного роста объемов потребления интернет-трафика не произойдет. Это связано с низким уровнем проникновения мобильных аппаратов, рассчитанных на 3G-сети и их сравнительно высокой стоимостью».

Хотя рынок широкополосного доступа в интернет до сих пор не насыщен, провайдеры уже озаботились развитием дополнительных услуг. АДС делает ставку на развитие пакета Triple Play, а «ВолгаТелеком» с начала 2008 г. готовится запустить в коммерческую эксплуатацию IP-TV для своих абонентов. Однако, несмотря на подготовительные работы, руководители компаний не уверены в высоком спросе на свои услуги. Сергей Корсаков: «Если нам каждый раз приходится объяснять людям, что такое ШПД, прежде чем заинтересовать их подключением, о каком спросе на допуслуги сейчас может идти речь?»

Сергей Корсаков отмечает, что уровень проникновения ШПД в регионе крайне низок и сейчас находится на уровне 5%. По словам эксперта, показатель в 15% через год будет уже очень хорошим для отрасли. А пока компании будут конкурировать в основном за корпоративных клиентов. Большей частью — вновь открывающиеся компании: рынок корпоративного доступа в интернет в центре города, где стараются открывать офисы компании, АДС и «Сенди» поделили между собой еще несколько лет назад.

Операторы хотят конкурировать допуслугами, как только установятся цены на рынке

В середине 2007 г. на федеральном уровне сотовые операторы делили лицензии на 3G. Как и ожидалось, их получили операторы «большой тройки». А в Нижнем Новгороде в это время игроки корректировали свои тарифные планы из-за изменившейся ценовой политики оператора-дискаунтера — «Tele2». Первым запустить сеть 3G в Нижнем Новгороде собирается ЗАО «Мобиком-Центр» (торговая марка «Мегафон»). По словам генерального директора «Мобиком-Центр» АНДРЕЯ ЕРЕМКИНА, сейчас компания ведет подготовительные работы к запуску сети 3G. Компания планирует начать развертывание сетей UMTS в течение двух ближайших лет: сейчас ЗАО «Мобиком-Центр» прокладывает для этого соб­ственные ВОЛС. В 2008 г. свои сети планируют развернуть и нижегородские филиалы ОАО «МТС» и ОАО «Вымпелком».

Исполнительный вице-президент ОАО «Вымпелком» НИКОЛАЙ ПРЯНИШНИКОВ напоминает, как в марте 2003 г. свою сеть запустила компания Hutchinson 3: порядка 80% потенциальных абонентов были не заинтересованы в новых услугах от операторов. Чтобы не повторить неудачный опыт европейских операторов, необходимо инвестировать средства в разъяснительные акции для абонентов о преимуществах сетей связи третьего поколения. «71% европейцев, — делится данными исследований HIIR эксперт, — заявили, что операторы просто недостаточно обучили абонентов и не показали возможности новых сетей».

Сети третьего поколения потребуют не только значительных инвестиций в развитие инфраструктуры («Мобиком-Центр», к примеру, планирует потратить 2,5 млрд руб. на строительство сети в регионе), но и массовой рекламной кампании. Несмотря на это, операторы считают, что 3G позволит им выйти на новый для них рынок широкополосного доступа. По словам Николая Прянишникова, сотовые операторы могут составить серьезную конкуренцию провайдерам как проводного, так и беспроводного доступа в интернет: «Фактически мы станем провайдером всех телекоммуникационных услуг сразу же». Развитие допуслуг, в т.ч. рост потребления интернет-трафика, позволит операторам повысить доход с абонента при незначительном увеличении затрат на его привлечение. Сейчас, по словам экспертов, 80% дохода оператора приносят голосовые услуги, хотя доля дополнительных услуг в общей структуре дохода постоянно растет: возможности 3G позволят ускорить темпы роста.

Ценовая война, развернувшаяся в этом году на рынке сотовой связи, удивила независимых аналитиков рынка. Практически в течение всего года «Tele2» удерживает тарифы на исходящие звонки на уровне 5 коп. после первых трех секунд разговора (они по тарифному плану «Нокаут» стоят 1 руб. 10 коп.). Как отметил директор нижегородского филиала ОАО «Вым­пелком» Георгий ЛАШКИН, операторы высчитывают среднюю стоимость исходящих звонков на тарифном плане, ориентируясь на среднюю стоимость разговора продолжительностью четыре–пять минут. Исходя из таких расчетов, цены «Tele2» участники рынка откровенно называют демпинговыми. Расчет операторов при формировании цен на услуги строится с учетом минимальных взаиморасчетов в 95 коп. За полгода «Tele2» увеличил свою долю на рынке сотовой связи вдвое, переманив клиентов у остальных участников рынка. Георгий Лашкин: «Сначала отток абонентов был незначительным — уходили в основном клиенты–перебежчики, но через несколько месяцев мы начали терять и лояльных к бренду абонентов». Компании начали снижать стоимость тарифных планов. Консультант-аналитик iKS-Consulting МАКСИМ САВВАТИН утверждает, что такие цены приведут к снижению дохода оператора с абонента. Результат для «Tele2» оказался обратным: агрессивную ценовую политику дискаунтер проводил почти во всех городах своего присутствия. ARPU у компании выросло с $5,8 по итогам II квартала 2006 г. до $8 по итогам II квартала 2007 г. Средние показатели ARPU по России у операторов «большой тройки» также выросли по итогам II квартала 2007 г.: у «Мегафона» — $14, у «Вымпелкома» — $12,3, у МТС — $9,2. По мнению экспертов, динамика ARPU сохранилась за счет того, что абоненты стали дольше разговаривать по мобильному телефону.

На фоне раздачи лицензий и ценовых войн слегка померкли, но не потеряли значимости два события на местном рынке. «ВолгаТелеком» в III квартале завершила процедуру объединения сотовых операторов в пяти регионах под единым брендом НСС. Таким образом, нижегородский оператор сотовой связи фактически стал федеральным с едиными тарифными планами во всех городах своего присутствия в ПФО. За счет объединения ЗАО «НСС» планирует до конца 2007 г. увеличить средний доход с абонента группы операторов до $7. Федеральные игроки рынка объединения НСС не опасаются. Один из экспертов даже высказал предположение о возможной подготовке к продаже сотовых активов ОАО «ВолгаТелеком». В ноябре в Нижнем Новгороде свое представительство открыл виртуальный оператор Goldmobile. Как рассказал ИЛЬГАР АЛЕСКЕРОВ, генеральный директор компании «Р-Проект» (представляющей в Нижнем Новгороде GoldMobile), его компания будет продавать безлимитные тарифные планы сотовых операторов на 20% дешевле, чем сами операторы. Игроки рынка спокойно отреагировали на приход нового игрока: результаты работы «Евросети» в качестве виртуального оператора в 2007 г. в регионах ПФО показали, что значительную долю рынка такой игрок на себя не оттянет. Тем более, что и GoldMobile, и «Евросеть» стали оптовыми покупателями трафика у операторов «большой тройки».

Эксперты «ДК» считают, что все сегменты рынка телекоммуникационных услуг будут развиваться предсказуемо — тон развития был задан в этом году. Сотовые операторы продолжат наращивать доходы от дополнительных услуг, альтернативные операторы будут постепенно занимать свои доли на рынке дальней связи. Однозначного прогноза эксперты не дают лишь по рынку широкополосного доступа в интернет. По их мнению, игрокам сегмента проводного доступа стоит ускорить строительство сетей в городе: число игроков рынка беспроводного доступа постоянно растет, и они проводят здесь весьма агрессивные рекламные кампании.