Последние годы из средств массовой информации, из высоких кабинетов и с трибун регулярно звучат призывы к борьбе с коррупцией. Но что простой обыватель вкладывает в само это понятие «борьба»?
Коррупция стара как мир, и любое государство, пытающееся совершенствоваться, вынуждено с нею бороться. Эта борьба нужна не только для того, чтобы гражданам этого государства жилось легче, но и для того, чтобы государством было проще управлять.
На бытовом уровне коррупция весьма удобна, хотя иногда и накладна. Некоторые ситуации трудно назвать взяткой, скорее речь идет о взаимной пользе, создании благоприятной атмосферы для оптимального решения общих вопросов. Например, подарок врачу, помощь школе, презент мелкому чиновнику — и ответная поддержка экономит простому горожанину нервы и время. Эта проблема настолько неистребима, насколько широка русская душа. Никто не потащит гражданина в отдел полиции за взятку в виде шоколадки, данную сотруднице паспортного стола. Бытовая коррупция — личное дело каждого, это частный вопрос этики и эстетики.
Однако коррупция на уровне муниципальной власти столь крупного мегаполиса, как Нижний Новгород, может привести к катастрофическим последствиям. Для ее искоренения необходима активная общественная поддержка. У коррупции слишком много имен —мздоимство, казнокрадство, злоупотребление служебным положением, конфликт интересов. Но результат один — растаскиваются не только бюджетные деньги, но и наносится сокрушительный ущерб экономической безопасности региона и города. Не нужно обольщаться, что коррупция — это тихое кабинетное преступление «один дает — другой берет». На самом деле участники этой схемы лезут в карман каждого горожанина, потому что фактически чиновник‑лихоимец за взятку продает возможность грабить своих земляков.
Почему так происходит? У государства всегда был достаточный набор инструментов влияния, чтобы справиться с коррупцией. Но существовали прорехи в законодательстве, которые до недавнего времени оставляли для нечистых на руку дельцов от чиновничества возможность проводить аферы на грани правового поля. Был необходим жесткий закон, инструмент, без которого борьба с коррупцией так и останется борьбой на словах. Такой закон появился. Президент РФ при внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» сделал особый упор на юридической проблеме «конфликта интересов». И это правильно, так как мздоимство, казнокрадство и использование служебного положения влечет за собой ярко выраженную уголовную ответственность. Зато малозаметное «лоббирование» семейного или дружеского бизнеса — занятие весьма доходное, но практически ненаказуемое.
Задумайтесь: почему успешный бизнесмен передает кому‑то свой бизнес, будто бы прекращает свою деловую карьеру и стремиться попасть в ряды муниципального чиновничества? Ради решения проблем с ЖКХ, образованием и медициной? Зачем ему все эти городские беды, если он и без того преуспевает? Несомненно, такие чиновники не редкость в наше время.
В искоренении коррупции возможна лишь одна принципиальная позиция — глава города твердо говорит своим подчиненным: «Не воровать!». Говорит очень убедительно! После чего не только сам не ворует, но и воров регулярно вышибает из кабинетов. Может быть, на сегодняшний день такая ситуация выглядит для простого обывателя несколько фантастичной, но это всего лишь элементарное требование исполнения российского законодательства, к которому, я надеюсь, будут внимательны власти на любом уровне, в первую очередь на муниципальном. Всем нам известно, что законы создаются для человека, для того, чтобы у всех людей были равные права. У человека всегда может существовать соблазн нарушить закон, но нормальный человек обязан понимать, что, нарушая закон, он посягает на права других людей. Считаю, что муниципальная власть должна осознавать, что главная ее функция — обеспечивать права горожан. Лишь в этом случае она будет системно работать для людей, для каждого нижегородца.
Владимир Смольянинов