Меню

Компании приходят к частичному IT-аутсорсингу

эксперты Алексей Бобков старший системный администратор ООО «Гостиница «Волна» Игорь Губанов производственный директор ООО «ПТП «Бастион» Сергей Киселев руководитель службы IT компании «Балчуг» Е

Нижегородские предприниматели предпочитают создавать собственные IT-отделы, а не передавать информационную поддержку на аутсорсинг. Привлекать подрядчиков для частичного IT-обслуживания готовы лишь средние компании. Малую популярность аутсорсинга экс­перты объясняют низким качеством услуг местных IT-компаний.

эксперты
Алексей Бобков
старший системный администратор ООО «Гостиница «Волна»
Игорь Губанов
производственный директор ООО «ПТП «Бастион»
Сергей Киселев
руководитель службы IT компании «Балчуг»
Евгений Колчин
директор по информационным технологиям «Рента-Сервис»
Анатолий Пономаренко
директор по информационным технологиям ЗАО «Нижегородская сотовая связь»
Сергей Рождественский
генеральный директор «Командор-мебель»

Почему компании неохотно передают IT на полный аутсорсинг
Как компании проверяют подрядчиков
Какие IT-услуги компании заказывают у столичных интеграторов

Согласно опросу «ДК», из 70 нижегородских компаний малого и среднего бизнеса к услугам IT-компаний прибегают не более 10–15 фирм. За исключением вопросов покупки оборудования, обслуживанием нижегородских филиалов федеральных вертикально интегрированных компаний занимаются столичные интеграторы. Руководители компаний малого бизнеса пока не готовы передавать IT-сопровождение на аутсорсинг — они предпочитают иметь в штате своего системного администратора. Сами системные интеграторы полагают, что аутсорсинг — будущий этап развития рынка IT-услуг (см. «ДК» № 7). По мнению опрошенных экспертов, компании неохотно передают IT-поддержку на аутсорсинг из-за отсутствия адекватного предложения на рынке.

Компании передают на аутсорсинг решение отдельных задач

Руководители нижегородских компаний не готовы передавать на полный аутсорсинг IT-сопровождение предприятий. Главная причина — недостаточная мобильность поставщиков IT-услуг. Как рассказал старший системный админист­ратор ООО «Гостиница «Волна» АЛЕКСЕЙ БОБКОВ, компания-аутсорсер может реагировать на запросы в течение целого рабочего дня. Такие простои сказываются на работе гостиницы. Генеральный директор ООО «Командор-мебель» СЕРГЕЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ называет еще одну причину: «Меня как руководителя интересует решение проблемы, а специалисты IT-компаний готовы решать только отдельные задачи, например заменить материнскую плату». Недопонимание между заказчиком и поставщиком услуги — главное препятствие в диалоге. «Они могут часами рассуждать о нюансах компьютерных систем, но не готовы отвечать на вопросы о соотношении их с моим бизнесом», — считает г-н Рождественский. Эксперты сходятся во мнении, что полный аутсорсинг решения IT-вопросов в компании осложняет недостаток квалификации сторонних специалистов. Как отмечает производственный директор ООО «ПТП «Бастион» ИГОРЬ ГУБАНОВ, добиться результатов можно, ставя перед специалистами конкретные задачи, например, заменить картридж в принтере: «Приглашая специалистов из сторонних компаний, мы ждем от них только обслуживания компьютерной техники. Если задачу ставить таким образом, то аутсорсинг — идеальный вариант для компаний с небольшим парком компьютеров».

Наиболее распространен в городе частичный аутсорсинг. Как утверждает директор по информационным технологиям «Рента-Сервис» ЕВГЕНИй КОЛЧИН, если компания готова передавать аутсорсеру автоматизацию локальных участков бизнес-процессов, ей необходим штатный специалист, который будет соотносить бизнес-задачи и возможности ПО и контролировать внедрение программных продуктов. Директор по информационных технологиям ЗАО «Нижегородская сотовая связь» АНАТОЛИЙ ПОНОМАРЕНКО придерживается того же мнения: «Оптимально привлекать поставщиков IT-услуг на внедрение отдельных решений, но в компании должны быть специалисты, которые будут связывать их в единое целое в соответствии с задачами бизнеса». Г-н Пономаренко не отрицает, что объединение разных программных решений можно передать на аутсорсинг, но тогда аутсорсер будет работать дольше и обойдется компании дороже штатных специалистов.

В выборе подрядчиков заказчики руководствуются опытом аутсорсера

Сейчас в регионе развивается система тендеров при выборе подрядчика. Как рассказал Анатолий Пономаренко, когда в его компании определяются с решением, они объявляют открытый тендер среди поставщиков. Игорь Губанов также считает, что система тендеров в выборе поставщика сегодня наиболее эффективна: «Мы получаем как можно большее количество предложений и выбираем самые выгодные условия». Тендер позволяет провести анализ рынка предложений — на его основе заказчик сможет потом выстраивать отношения с подрядчиком, оперируя сроками внедрения, стоимостью решений и условиями поддержки.

По словам Сергея Рождественского, если компания четко осознает свои потреб­ности, круг поставщиков IT-услуг может сузиться до одной компании. Евгений Колчин добавляет, что некоторые решения в городе могут предоставить одна-две компании: «Выбирая поставщика решения для автоматизации хозяйства, мы остановились на продукте 1C. В городе только две компании были готовы внедрить его. В одной из них работает единственный менеджер проектов, и он загружен заказами на месяцы вперед. Нам пришлось работать со второй». Вынужденный выбор поставщика обязывает руководителя проверять историю компании. Как считает руководитель службы IT компании «Балчуг» СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ, в городе достаточно узок круг IT-специалистов — проверить аутсорсера можно, собрав мнения участников профессионального сообщества.

Для заказчиков опыт подрядчика — определяющий фактор. Как рассказал Анатолий Пономаренко, опытные, работающие несколько лет на рынке компании готовы нести риски вместе с клиентом: «В условиях тендера мы указываем, что будем оплачивать работу компании по частям: до, во время и после успешного внедрения — это позволяет дополнительно заинтересовать подрядчика в результатах работы. Далеко не все готовы сотрудничать на таких условиях».

По словам Сергея Киселева, для заказчика важно учесть при внедрении все нюансы и зафиксировать в договоре все этапы проверки и согласования проекта до его окончательной реализации. Евгений Колчин вспоминает, как его компания заключала договор о подряде: первые варианты умещались на нескольких страницах, в процессе обсуждения и в ходе реализации проекта договор увеличился в несколько раз.

К федеральным интеграторам компании обращаются за сложными решениями

Как отмечают эксперты, рынок поставщиков IT-услуг в городе развит не во всех направлениях. По мнению Анатолия Пономаренко, в городе можно найти поставщиков сетевых решений, но почти никто не поставляет решения для автоматизации сложных бизнес-процессов. Эксперт связывает это с необходимостью анализировать бизнес-процессы компании, в то время как местные интеграторы пока не умеют этого делать. В Нижнем Новгороде наиболее востребованные продукты для автоматизации — решения 1C: этот рынок развивается наиболее активно. Решения на базе менее востребованных продуктов приходится заказывать у столичных компаний. Гостиница «Волна» автоматизировала свою деятельность с помощью продуктов Fidelio и Micros. По словам Алексея Бобкова, в городе невозможно найти поставщиков таких решений, как и компании, которые могли бы их поддерживать. Аутсорсером «Волны» долгое время была столичная компания. Из-за удаленности поставщика и отсут­ствия местных специалистов по данным программным продуктам «Волна» прекратила договор.

По мнению Анатолия Пономаренко, приход столичных интеграторов в город постепенно меняет ситуацию на рынке — начинают формироваться центры компетенции по отдельным IT-решениям. Как утверждает эксперт, даже работая с филиалами, по отдельным вопросам его компания обращается в столичный офис. Эксперты единодушны в том, что активно передавать на аутсорсинг IT-сопровождение компании начнут, когда интеграторы не только расширят спектр предложений, но и начнут мыслить бизнес-задачами заказчиков.

Анатолий Пономаренко: «Кроме внедрения IT-решений, мы передаем на аутсорсинг обучение наших специалистов».

Евгений Колчин: «В договоре о подряде важно прописать все этапы реализации проверки: начало, точки проверки, результаты».

Алексей Бобков: «Грамотно составленное техзадание и возможность тестовой эксплуатации оборудования помогают избежать ошибок при внедрении».