Возглавив ПКО «Теплообменник» почти 30 лет назад, Виктор Тятинькин провел предприятие через перестройку, 20-кратное падение производства к миллиардному обороту.
По собственному признанию г-на Тятинькина, его главное достижение — переориентация завода в 2002 г. на производство наукоемких систем для авиации, а мечта — чтобы российская авиационная промышленность обошла признанных мировых лидеров.
Свои первые деньги Виктор Тятинькин заработал в конце 1960-х. Он вспоминает, как, будучи студентом, работал в порту.
«За неделю я получал 50 руб. Это были приличные деньги. Для сравнения — инженер за месяц зарабатывал в то время 100-120 руб.», — вспоминает генеральный директор «Теплообменника».
Учился наш герой всегда хорошо. Он не был круглым отличником, но по любимым предметам — физике и математике — всегда получал «пятерки».
«Я участвовал в олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места. Товарищ, с которым дружу до сих пор, поступил на факультет ВМК, а я надел тельняшку и пошел во флот. Я всегда делал то, что мне нравилось, — как в работе, так и в жизни», — смеется Виктор Тятинькин.
Решение пойти работать на «Теплообменник» не было спонтанным. Виктору всегда была интересна авиация. «Я оставил работу в Волжском пароходстве и в 1974 г. устроился на «Теплообменник», — вспоминает герой.
В то время завод испытывал агрегаты для четырехмоторного широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. Виктор Тятинькин вникал в конструкцию производимых изделий и особенности их эксплуатации: «Я сам чертил, стоял за кульманом». Талантливого специалиста заметили и перевели с повышением в другой цех. Через два года цех, который 15 лет не выполнял плановые показатели, стал получать награды и знамена.
В 1983 г. Виктор Тятинькин был назначен заместителем генерального директора завода. В 1984 г. вместе с семьей уехал в Москву, где два года учился в Академии народного хозяйства при Совете министров СССР.
«В Академию направлялись наиболее одаренные промышленники, от каждой отрасли — не более чем по одному человеку в год. Во время учебы я прошел стажировку за границей».
В 1986 г. вернулся на родное предприятие в качестве генерального директора «Теплообменника». Это был сложный период для предприятия, связанный с наличием больших долгов по поставкам важнейших комплектующих для авиационных заводов страны. Молодому директору пришлось принимать оперативные меры по совершенствованию структуры управления предприятием, внедрению прогрессивных форм оплаты труда и освоению новых технологических процессов.
Именно в то время на предприятии были внедрены не имеющие аналогов технологии сварки и пайки, механообработки, листовой штамповки. Впервые в отрасли были освоены системы автоматизированного проектирования (САПР) для разработки конструкций и расчетов изделий. Организовывается производство изделий для нового поколения самолетов Ту-204, Ил-96, Ил-114 и других. Бортовые системы от «Теплообменника» оснащаются блоками автоматического управления собственной разработки и изготовления.
После возвращения в Горький из Москвы Виктор Тятинькин вот уже почти 30 лет покидает Нижний Новгород только на время командировок и отпуска. Жить надо там, где интересная работа, уверен он: «Только в полете живут самолеты, только в работе живет человек. По-другому не скажешь».
От космоса к газовым радиаторам
«Возможно, если бы работал в ресурсоснабжающей организации, то зарабатывал бы гораздо больше. Я уважаю бизнесменов, которые трудятся в сфере материального и наукоемкого производства. Наша страна должна в первую очередь ценить специалистов и те отрасли народного хозяйства, где сильна сфера материального производства. В России должны производиться качественные и конкурентоспособные автомобили, самолеты, телевизоры — всю наукоемкую продукцию необходимо делать самим. Это очень важный момент», — подчеркивает глава «Теплообменника».
Некоторые проекты, реализуемые на предприятии, работали на имидж завода, не принося материальных дивидендов. Одним из них стала космическая программа СССР, в рамках которой «Теплообменник» разработал, например, систему терморегулирования бортовой ЭВМ для многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран».
С началом рыночной экономики объем производства завода «Теплообменник» упал в 20 раз. «Предприятие покидали хорошие специалисты — многие уходили в торговлю», — вспоминает Виктор Тятинькин.
«Теплообменник» искал заказы везде. Именно в 90-е гг. предприятие стало делать головки блока цилиндров для 406-го двигателя ЗМЗ, наладило сотрудничество с ГАЗом и совместно с американцами разработало и стало выпускать системы кондиционирования для автомобиля «Волга», радиаторы для ГАЗа, КамАЗа и МАЗа. «Теплообменник» также выпускал газовые плиты, котлы, гладильные доски… А газовые колонки производства предприятия были, пожалуй, в каждой третьей нижегородской семье.
Виктор Тятинькин, 90-е годы
Кроме этого, в те же годы завод сделал систему управления главных двигателей «АРГУС-Д» для быстроходных катеров проекта «Меркурий» и ремонтную систему кондиционирования для железнодорожных вагонов немецкого производства.
Виктор Тятинькин признается, что даже в сложное время руки он не опускал:
«Я искал выход и новые заказы. Спрашивал, консультировался с коллегами, с которыми познакомился в Москве. Часто завод работал по бартеру с другими компаниями: мы им — газовые плиты, они нам — продукты питания».
Школа жизни
Оптимизм и постоянное желание узнавать что-то новое помогают Виктору Тятинькину руководить предприятием: «Все люди разные, интересные, от каждого можно что-то почерпнуть». Но все же своими главными учителями Виктор Тятинькин считает Дмитрия Каргаленкова, который занимал пост директора «Теплообменника» в 1972—1986 гг., и главного конструктора РСК «МиГ» Ростислава Белякова.
С последним Виктор Тятинькин познакомился во время командировки в США в 1991 г., еще до распада Советского Союза.
«Американцы сами составили список, кого они хотят видеть в числе нашей делегации. В этот список попал и я. Во время поездки мы посетили 27 штатов, много заводов и предприятий. Тогда мы завязали полезные знакомства с американскими компаниями, с которыми работаем и сегодня. Расскажу одну историю. Во время посещения Boeing представитель компании подошел к сыну Туполева и сказал, что лучший пассажирский самолет был создан американцами — это Boeing-747. Когда мы прилетели в Техас и знакомились с заводом, на котором производили истребители F-16, Ростислав Беляков сказал, что Boeing-747 — лучший пассажирский самолет, а советский МиГ-31 — лучший истребитель в мире и американские коллеги с ним согласились».
Возрождаться основная сфера деятельности «Теплообменника» стала в начале 2000-х гг. «В наше предприятие поверил академик РАН, генеральный директор компании «Сухой», экс-президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян.
Виктор Тятинькин и Михаил Погосян
Конечно, говоря так, Виктор Тятинькин немного лукавит. Михаил Погосян поверил не в предприятие, а в руководителя, которого хорошо знал. Связи и знакомства играют важную роль в бизнесе, и авиационная промышленность не исключение. «Для нас компания «Сухой» — как старший брат. Недавно я получил Премию имени П.О.Сухого I степени. Кроме меня, эту награду вручили еще главному конструктору самолета 5-го поколения Т-50 Александру Давиденко. Для меня важно это признание».
2002 г. стал переломным моментом в жизни предприятия. Именно тогда «Теплообменник» начал выпускать наукоемкие системы для авиационной промышленности. Это событие Виктор Тятинькин считает своим главным достижением.
«Проведенная реконструкция предприятия, новое современное оборудование, использование систем автоматизированного проектирования позволяют «Теплообменнику» производить высококачественную продукцию», — говорит наш герой.
В 2013 г. Виктор Тятинькин выкупил у государства 25% акций предприятия и стал основным акционером «Теплообменника». На родном заводе работают и оба сына главного конструктора, которым передалась любовь отца к производству.
В любом деле важно быть профессионалом, уверен Виктор Тятинькин. Во главе предприятий должны стоять именно такие люди: «Менеджеров много, а что толку? Раньше в авиационной промышленности была очень серьезная кадровая политика. Если вы не прошли пост начальника цеха, то никогда не будете директором. Если вы не прошли пост директора, вы никогда не станете начальником главка, замминистра или министром».
Говоря о стиле руководства предприятием, Виктор Тятинькин отмечает:
«Иногда я бываю строгий, а иногда — мягкий. В зависимости от обстановки. Во время освоения нового производства или запуска новой продукции нельзя быть мягкотелым — иначе ничего не получится. Сотрудников я оцениваю по результатам: не кто что и как говорит, а что и как делает».
Виктор Тятинькин не только производственник. Он занимается общественной и научной деятельностью — является академиком Академии авиации и воздухоплавания, председателем Совета директоров предприятий города Нижнего Новгорода. Виктор Тятинькин занимал пост депутата двух созывов Городского совета, но производство и родной завод всегда были для него ближе.
«Перелететь» Америку
Авиация — высококонкурентная отрасль, говорит генеральный директор «Теплообменника»:
«Мы сами разрабатываем нашу продукцию и защищаем свои разработки патентами, чтобы их никто не мог перекопировать в Европе и в Америке. Я сам являюсь автором многих изобретений. Сейчас весь мир друг у друга списывает, поэтому сложно сказать, использовал ли кто-то нижегородские разработки для своих проектов. Но все секреты машиностроения спрятаны в технологии. Конструкцию можно нарисовать, а технологию производства скопировать нельзя».
Виктор Тятинькин уверен, что России необходима хорошая база станкостроения. Сейчас все оборудование в основном импортное. Этот вопрос должен решаться на федеральном уровне. Как только поднимется авиастроение, начнет активно развиваться и вся остальная промышленность.
Дмитрий Медведев в 2012 г. вручил Виктору Тятинькину орден "За военные заслуги"
В настоящее время «Теплообменник» входит во многие проекты, а системы, производимые на предприятии, установлены во многих отечественных самолетах. Нижегородское предприятие участвует в производстве истребителя поколения 4++ «Су-35», истребителя Т-50. А в октябре «Теплообменник» передал «Иркуту» систему для нового отечественного пассажирского самолета МС-21.
Завод тесно сотрудничает со всеми отечественными конструкторскими бюро и авиастроительными заводами, продукция экспортируется более чем в два десятка стран мира. Участвуя в Федеральной целевой программе развития гражданской авиационной техники России, «Теплообменник» является одним из крупнейших поставщиков агрегатов и компонентов системы жизнеобеспечения для нового российского регионального авиалайнера Sukhoi SuperJet-100, создаваемого компанией «Гражданские самолеты «Сухого» в кооперации с известнейшими российскими и зарубежными авиастроительными предприятиями. В настоящее время «Теплообменник» комплектует SSJ-100 17 агрегатами собственной разработки и производства.
«В 2013 г. мы начали поставку некоторых агрегатов в Европу. «Теплообменник» работает со всеми КБ — Туполева, Микояна, Сухого, Ильюшина. Конечно, мне бы хотелось, чтобы все летали на самолетах отечественного производства, а не на Airbus и Boeing. Самолет, на который сейчас сделана ставка в нашей стране, —
МС-21. Это воздушное судно, по своим характеристикам не уступающее Boeing -737 и Aerobus-320. Это первый этап для постепенного перехода на отечественные пассажирские самолеты. У российской авиации есть все шансы не просто догнать Америку и Европу, а стать лучше их», — говорит Виктор Тятинькин.
ПКО «Теплообменник» участвует во всех авиасалонах — в Ле-Бурже (Париж, Франция), «Фарнборо» (Лондон, Великобритания), ИЛА (Берлин, Германия), МАКС (Москва, Россия), в Сингапуре.
Экономическая ситуация в стране внесла определенные коррективы в деятельность компании: стоимость импортируемых запчастей выросла вслед за курсом доллара. А в начале 2015 г. случилась серьезная задержка с поставкой оборудования — оно пришло на предприятие через семь месяцев после оплаты.
Не все детали и агрегаты выпускаются российскими компаниями. К сожалению, некоторые российские комплектующие уступают иностранным аналогам. «Необходимые нам датчики для систем самолета производятся в России и Германии. Но качество отечественных недостаточно высокое, поэтому приходится переплачивать, но покупать приборы за рубежом. Для гражданских самолетов мы их купим, а как быть с военными? Объем гособоронзаказа в общем объеме выпускаемой продукции «Теплообменника» составляет 50%. Очень много вопросов, которые надо решить», — говорит Виктор Тятинькин.
Мечтает Виктор Тятинькин о том, чтобы родное предприятие было конкурентоспособным на мировом рынке, так как российский оно давно уже завоевало: «У завода хорошая загрузка и перспективы. Будем работать».