Меню

"Как привлекать инвесторов, если Нижнему Новгороду нечего им предложить?" - Сергей Белов

Сергей Белов рассказал ДК о планах по созданию парковок, реконструкции Нижне-Волжской набережной и особенностях работы мэрии после передачи строительных полномочий в область.

Сергей Белов возглавил администрацию Нижнего Новгорода зимой 2015 г. в непростой финансовой ситуации  — накопленная кредиторская задолженность составляла почти 2 млрд руб., обязательства муниципалитета по строительству детских садов и ФОКов были не выполнены, а напряженные отношения города и области сводили возможность оперативного решения этих проблем фактически на нет. 

Сегодня, конечно, нельзя сказать, что все проблемы Нижнего Новгорода за полгода решены как по мановению волшебной палочки. У нас еще осталась почти четверть непогашенной «кредиторки» за прошлый год, синие заборы и серьезные проблемы по благоустройству, неупорядоченность пассажирских перевозок и не до конца проработанная концепция развития туристической отрасли. Но пока диалог городской и областной власти складывается, все эти вопросы можно решить.

Сергей Викторович, удалось ли вам за время работы на посту главы администрации Нижнего Новгорода найти общий язык с областным правительством и городской думой?

— С гордумой у нас полное понимание и единение, мы работаем плотно и эффективно. Дума трезво оценивает ситуацию, которая сейчас сложилась в городе, знает о самых «больных» вопросах и состоянии бюджета. Что касается взаимодействия с областным правительством — я принимаю критику, если она конструктивна. Конечно, губернатор не просто так говорил, что администрация города не выполнила обязательства по строительству ряда объектов, в частности, детских садов. Сейчас мы активно работаем в этом направлении — детский сад на пр. Гагарина уже открыт, заканчиваем работы в детских садах на ул. Лескова и на ул. Макарова.

Еще с областью мы заключили соглашение о софинансировании ремонта Молитовского моста. Дополнительно из бюджета города на замену рельсового и подрельсового пространства было выделено около 40 млн руб., остальные средства на ремонт поступят из областного бюджета. Также с региональным правительством достигнута договоренность о выделении дополнительных средств на ремонт городских дорог на сумму 400 млн руб. на принципах софинансирования. Большая работа ведется по подготовке Нижнего Новгорода к чемпионату мира — на город возложены затраты по прокладке сетей водоснабжения и канализации. Администрация не отказывается от своих обязательств, будет эту работу выполнять.

18 мая профильный комитет Законодательного собрания Нижегородской области отклонил рассмотрение вопроса о смене системы местного самоуправления. Как вы оцениваете работу «двуглавой системы» в Нижнем Новгороде?

— У нас с Иваном Карнилиным есть взаимное понимание по всем городским вопросам. Кроме того, наши точки зрения во многом совпадают. У нас разработан график встреч, Иван Николаевич и руководители думских комиссий интересуются всеми хозяйственными вопросами, я им даю всю необходимую информацию. Двуглавая система власти в Нижнем Новгороде, по крайней мере, с конца прошлого года работает конструктивно.

Откуда администрация изыскивает средства для погашения кредиторской задолженности? Как вы планируете сокращать ее в дальнейшем?

— С первого дня моей работы задачей номер один, которую я для себя поставил, было погашение кредиторской задолженности. На ее решение были направлены все силы экономического блока. Мы разработали антикризисный план действий, который включает спектр мероприятий: мы стали активнее проводить инвентаризацию земельных участков, ищем возможности более эффективно использовать муниципальное имущество, усилили деятельность комиссий по работе с должниками. Я сам лично возглавил ее.

Например, за первый квартал мы взыскали 288 млн руб. только долгов по аренде муниципального имущества, недвижимости и земельных участков, еще 33 млн руб. по налоговым долгам. На первый взгляд кажется, что от некоторых действий не такие уж большие доходы, но в совокупности они работают на общий результат.

В итоге, на 1 июня 2016 г. «кредиторка» составила уже 405 млн руб., то есть сократилась более чем в четыре раза за полгода. Только за май мы смогли снизить ее на 27%.

Кроме повышения доходов, мы также и сокращаем расходы. Так, в прошлом году фонд оплаты труда в администрации был уменьшен на 10%. Продолжаем проводить сокращения, оптимизируем количество персонала. Только недавно провели структурные изменения в администрации. Сейчас приходится жить по средствам и от каких-то программ придется отказаться, чтобы не обременять в дальнейшем бюджет кредитами.

Какова задолженность муниципалитета перед подрядными организациями, когда она будет погашена?

— Задолженность мы погашаем постоянно. С самого начала мы провели ревизию всех обязательств города, составили график погашения «кредиторки», и сейчас в ежедневном режиме следим, как этот график выполняется. Сегодня у нас почти полностью погашена «кредиторка» по отрасли образования, по коммунальным платежам, по оплате питания, по субсидиям муниципальным предприятиям транспорта. Большая работа ведется по ликвидации задолженности управления благоустройства и департамента строительства.

Многие эксперты сходятся во мнении, что Нижний Новгород теряет туристическую привлекательность. Это связано, в том числе, с отсутствием стратегии развития туристической отрасли (и, конечно, отсутствием инфраструктуры). Как администрация планирует увеличивать поток туристов в город?

— Я не согласен с мнением о том, что Нижний Новгород теряет свою туристическую привлекательность. Статистика показывает, что с 2013 г. в городе стабильно растет туристический поток — с 385 тыс. человек в 2013 г. до 400 тыс. человек в 2014 г. и около 450 тыс. человек в 2015 г. Число туристов увеличивается, это заметно и по нашей гостиничной отрасли, и по обратной связи от туристических фирм. Например, на майские праздники мы наблюдали очень много туристов в городе, и именно российских туристов.

Конечно, нам необходимо активнее заниматься развитием отрасли. Те же разбитые дороги не привлекают туристов. У города впереди ЧМ-2018, празднование 800-летия. Нижний Новгород — прекрасный город с большим количеством достопримечательностей, где живут замечательные люди. У нас разработана дорожная карта, которую мы воплощаем в жизнь в сотрудничестве с областным правительством. Она предусматривает повышение квалификации экскурсоводов, разработку туристических маршрутов, строительство инфраструктуры, благоустройство.

2 июня апелляционный суд отказал компании «Трейд-парк» в пересмотре решения о расторжении договора аренды участка на Нижне-Волжской набережной по причине «вновь открывшихся обстоятельств». Когда нижегородцы увидят благоустроенную набережную?

— Больше всего мне хочется убрать этот намозоливший всем глаза синий забор. Но он является собственностью инвестора, и если мы начнем его демонтировать, то судебные тяжбы могут возобновиться. Поэтому, пока не поставлена последняя точка в судебной плоскости, мы параллельно ведем свою работу. Сейчас коротко расскажу какую.

Весной мы вместе с главой города Иваном Карнилиным провели выездное совещание, проанализировали со специалистами состояние причальной стенки и конструкций набережной. Также администрация города зарегистрировала право муниципальной собственности на причальную стенку и земельный участок у речного вокзала. В течение лета специализированной организацией будут проведены исследования состояния всех конструкций набережной. Мы получим от них заключение, которое поможет нам определиться, что можно сделать на набережной, какие работы можно проводить, а какие нельзя. Параллельно с этим наш институт развития города «НижегородгражданНИИпроект» с одной стороны, а также управление главного архитектора с другой стороны, приступили к разработке эскизных вариантов будущей набережной. Как только у нас будут первые варианты, мы их представим на всеобщее обозрение, чтобы познакомить с ними нижегородцев, получить от горожан отзывы и, при необходимости, скорректировать их.

Затем после утверждения эскизного варианта будет разрабатываться проектно-сметная документация с конкретными видами работ и их стоимостью. Проект благоустройства набережной не будет дорогим, мы будем восстанавливать ее в пределах тех бюджетных средств, которые будут.

Но главное, что у нас появится красивое место для прогулок и отдыха горожан и гостей города.

Как вы оцениваете программу создания платных парковочных мест в городе?

— В Нижнем Новгороде, к слову, как и во многих городах России, сложилась такая дорожная ситуация, когда основные транспортные потоки направлены преимущественно в центр города. Я считаю, что решение собрать все знаковые объекты в центре изначально было ошибочным. Город надо застраивать равномерно, чтобы не получалось, что утром все едут в исторический центр, а вечером возвращаются в спальные районы. Хорошими зарубежными примерами в этом смысле являются Сингапур, Лондон, Амстердам. Нижегородский район должен остаться историческим центром. А центром деловой активности может быть и Московский, и Сормовский, и Советский район.

Для того, чтобы сделать более комфортными условия передвижения по городу, и возникла идея создания платных парковок. Сейчас в Нижнем Новгороде создано около 300 парковочных мест. В ближайшее время будет организована парковка в Канавинском районе  — у Московского вокзала. В 2016—2017 гг. будет создано всего 1500 парковочных мест. Определенные задержки по реализации программы связаны с тем, что необходимо заключать соглашения на обработку персональных данных. А это федеральный уровень, а не уровень муниципалитета. Кстати, стоимость парковки у нас самая низкая среди других городов России, потому что наша цель — не пополнять бюджет, а именно создавать комфортную городскую среду.

Если продолжать тему транспорта, как вы считаете, снят ли градус напряженности по работе частных эвакуаторов в Нижнем Новгороде?

— Я считаю, что нет. Но город не имеет полномочий разрабатывать нормативные акты, регулирующие работу эвакуаторов. Решить проблему поможет положение, определяющее четкие критерии работы и отбора участников, которое необходимо разработать на региональном уровне.

Однако я думаю, что было бы правильнее, если бы муниципалитет регулировал деятельность эвакуаторов на территории города. Знаковые направления работы должны быть сосредоточены в руках муниципалитета. А контрольно-надзорные органы должны следить за соблюдением законности при их осуществлении.

Если продолжить тему с полномочиями. Насколько эффективно и необходимо, на ваш взгляд, концентрировать полномочия в строительной сфере на уровне региона?

— Не было в этом особой необходимости. Город должен выполнять 131 ФЗ, но как ему сейчас работать с инвесторами? Мы говорим о расселении ветхого и аварийного фонда, но муниципалитет не распоряжается земельными участками и не выдает разрешение на строительство. Как привлекать инвесторов, если Нижнему Новгороду нечего им предложить? Нонсенс. С другой стороны — инвестор тоже в двояком положении находится. Например, ему дали земельный участок, он согласовал проект с областью, получил разрешение на строительство. А сети? Тут ему нужно уже взаимодействовать с городскими властями. Понятно, что муниципалитету, обладая строительными полномочиями, легче было бы выстраивать диалог с инвесторами.

Какие шаги по оптимизации МП «Нижегородпассажиравтотранс» будет предпринимать (и предпринимает) администрация города? Есть ли у вас понимание, когда мэрия сможет навести там порядок?

— Во всем мире большинство предприятий, которые обслуживают город, являются убыточными, потому что несут социальную нагрузку. Чтобы вывести МП на безубыточность, необходимо пересматривать тарифную политику, а мы это сделать не можем. Кроме того, почему-то все забыли, что НПАТ был нам передан областью в 2012 г. с долгами в 700 млн руб.

В НПАТ более 700 автобусов, а в рейс выходит около 500. Часть подвижного состава надо списывать, она непригодна для эксплуатации. Этим мы тоже активно занимаемся. НПАТ серьезно сократил свои расходы, увеличил выручку до 2,5-3 млн руб. в день. Больше выходит автобусов на рейсы, они реже ломаются. Но тем не менее, ситуация остается непростая. Долги, конечно, тянут. После заключения соглашения с кредиторами и выстраивания определенной схемы погашения задолженности стало немного легче.

Кроме этого, мы сейчас пересматриваем транспортную схему перевозки пассажиров в Нижнем Новгороде, изучаем пассажиропоток. Будем по максимуму закреплять за муниципалитетом все центральные маршруты, но, естественно, объявим конкурс и на частные перевозки.

Предлагаю немного помечтать. Если бы у вас был неограниченный бюджет, какие три проблемы вы бы стали решать в городе в первую очередь?

— Во-первых, расселение граждан из ветхого и аварийного фонда. Смотреть больно, когда люди живут в таких условиях: вода замерзает в трубах зимой, крыша протекает… Таких домов в Нижнем Новгороде пока много: в Ленинском районе — 290, в Канавинском — 200, в Приокском — 76. Были бы у меня неограниченные доходы, я бы занялся строительством жилья, убрал все эти развалины.

Второе — дороги. У нас город красивый — две реки, замечательное географическое положение, но нет нормальных развязок, велосипедных и пешеходных дорожек. Надо, чтобы в Нижнем Новгороде жителям жилось комфортно. Горожане не должны стоять по два часа в пробках на работу.

И третье — это образование и воспитание подрастающего поколения. У ребят должны быть нормальные спортивные площадки, образовательные центры, где они будут заниматься в секциях и кружках. Поэтому нужно продолжать строить ФОКи, спортивные площадки, досуговые и образовательные центры. Тогда молодежь останется в городе жить и работать.