Меню

Как новый "бизнес с колес" развивается в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде набирают популярность фуд-траки — передвижные кафе в автомобилях. Пока такой вид бизнеса в городе и в стране существует "на птичьих правах"

В настоящее время в Нижнем Новгороде работают несколько фуд-траков, если называть таковыми любую торговую точку, которая продает еду или напитки «с колес», на месте же их и приготовив. Одними из первых в городе появились легковые автомобили с установленной в кузове кофе-машиной, владельцы которых по вечерам продавали кофе на Большой Покровской и набережных под «аккомпанемент» шумного бензогенератора. Как правило, такая передвижная кофейня представляет собой современный и недорогой автомобиль российского производства — например, Lada, реже — импортный легковой фургон. Однако особняком стоят необычные фуд-траки, которые стали появляться в Нижнем сравнительно недавно: в их основе отреставрированные ретро-автомобили.

«Кофемашина»

Свой фургон — 50-летний «Баркас» — Дмитрий Безверхий и Илья Потапов нашли в Москве, у бывшего военного. Устройство в нем передвижной кофейни заняло 8 месяцев:

«Красота этой истории в том, что этот автомобиль раньше работал в ГДР на маленькую кофейню, прежний владелец приобрел его у немца и вывез в Россию. Последние лет семь он просто стоял в гараже, поэтому нам с радостью продали его под кофейню, со словами – «Ребята, это ваша машина». Эта модель создавалась для нужд армии, поэтому кузов даже спустя время остался достаточно крепким. Мы заменили или доработали всю «начинку» автомобиля, начиная с внутренней отделки кузова, заканчивая подвеской. Нарастили крышу, чтобы бариста мог работать в полный рост. Коробка передач осталась родная, ее скрестили с двигателем от «девятки». Нам был нужен надежный мотор, ведь если мы встанем где-то в городе, это будут не просто технические проблемы, а ущерб для репутации бизнеса», — рассказывает Дмитрий.

Вложения в создание «Кофемашины» составили более миллиона. В эту сумму вошли сам автомобиль — около 150 тыс. руб., его детали и восстановление (над тюнингом работало тюнинг-ателье ArtMiller), мебель, оборудование — в том числе кофе-машина Nuova Simonelli — по словам рестораторов, одна из лучших в Нижнем, а также накладные расходы: поездки в Москву, открытие ООО. На подключение к электросети есть договоренность с одним из стационарных кафе. По расчетам владельцев, окупиться машина должна через 10 месяцев, при условии, что работает почти без выходных (всё лето и осень, и даже зимой).

«Считается, что автомобиль – это неоправданное средство вложения денег. Коллекционеры и реставраторы ретро-автомобилей, наоборот, говорят, что все деньги окупятся. Все машины дешевеют, а раритеты – дорожают! И что мы будем не просто зарабатывать на кофе, но выращивать свой капитал. И если придется продавать автомобиль, то уже как готовый бизнес», — говорят его владельцы.

 «Главное, чего мы хотели – радовать народ. Были амбициозные планы сделать проект, который будет символизировать наш город. Чтобы туристы увозили из Нижнего не только фотографии и магнитики, но и впечатления – «У них на улице стоит красненькая машинка и продает кофе!». Чтобы прохожие делали селфи и выкладывали в соцсети. С нами постоянно фотографируются иностранцы, однажды даже подошел немец, который узнал своего «земляка». Но круче всего то, что хмурые люди, завидев нас, начинают улыбаться», — говорит Дмитрий Безверхий.

«Я постепенно влюблялся в эту машину. Поначалу видел в ней просто бизнес. Но когда сам прикладываешь руку к его созданию — закручиваешь винтики, вешаешь занавесочки — то к машине начинаешь относиться по-другому… Как к любимой женщине», — добавляет Илья Потапов.

«Салют Бургер»

Еще один восстановленный фуд-трак работает в Нижнем как «бургерная на колёсах». Отличие его от «Кофемашины» в том, что это проект, «сопровождающий» стационарную бургерную «Салют». Когда-то это был старый эстонский хлебовоз «ТА 3761». Задачей дизайнера (им стал Александр Фрухт) стала переделка фургона «во что-то брутально-мясное, полувоенное, со своим стальным характером». Впрочем, как рассказал один из основателей бургерной и Сергей Уханов, цели сделать такую «суровую» машину изначально не было. О том, что было бы интересно привезти и в наш город такой фуд-трак, Сергей подумал, посетив фестиваль фуд-траков в Москве. В результате проект воплотился в бургерную на колесах, с помощью которой можно на выезде повторить ассортимент бургерной «Салют» (его открытие состоится 22 августа в сквере у нижегородского ДК Свердлова). По словам Сергея, фургон был подвергнут серьезной переработке: был полностью переделан кузов, стойки были заново приварены и обшиты, появились окна для выдачи заказов и люки в крыше. Автомобиль был также «наращен» в высоту, в результате над кабиной разместился внушительный козырек, который скрывает баки с водой. Довершала брутальный образ покраска в темно-зеленый цвет. «Мобильная бургерная» дебютировала на фестивале AlfaFuturePeolpe, участвовала в августовском «Ресторанном дне».

«2х2»

Возвращенный к жизни фургон, на котором красуется надпись «Первый фуд-трак», держит и сэндвичная «Sandwich club 2х2», которая располагается на ул. Ильинской. Это фургон Avia, чешского производства, 1985 года выпуска. После покупки в Перми он добрался в Нижний Новгород своим ходом, так как был в хорошем состоянии. Стоимость автомобиля его владелец назвать отказался: по его словам, ремонт – отделка, установка оборудования — был выполнен «своими руками», поэтому в целом проект оказался сравнительно недорогим. Профиль данной машины — доставка блюд, «рекламная» поддержка кафе, выездная работа на городских мероприятиях. «Именно этот автомобиль был первым фуд-траком в городе. Мы делаем большие, вкусные и недорогие сэндвичи, поэтому у нас самые длинные очереди, метров на пятнадцать. На фестивале «Русские горки» за два дня обслужили около тысячи человек. Пока фуд-трак — только фестивальный вариант торговли. Но иногда мы принимаем участие в мероприятиях на Нижневолжской набережной, или просто приезжаем туда в выходные. Там большая прогулочная зона, и на километр в обе стороны от катера «Герой» негде купить еды», — рассказал Шаир Риахи.

Пробелы в законе

По словам Дмитрия Безверхого, подобные проекты теперь весьма популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске: «Их там десятки. Уже есть тенденция: открывается кафе – «подкрепляется» фуд-траком. Не ошибусь, если скажу, что только в Питере их больше пятидесяти. И все разные». Появляются фирмы, которые ставят производство фуд-траков на коммерческую основу. Впрочем, даже в столице фуд-траки работают «на птичьих правах».

Есть много вопросов, которые пока не решает действующее законодательство: со стороны надзорных органов – нет четкого понимания, как осуществлять контроль за работой мобильных кафе в отношении качества продуктов и соблюдения санитарных норм, зато есть опасения, что передвижные точки могут нарушать правила парковки, мешать пешеходам или стационарным заведениям. Регулярно звучат заявления властей Москвы о том, что легализация данного рынка, который в последнее время развивается стремительно, произойдет с введением лицензий на мобильную торговлю, а также с определением точек продажи (последнее категорически не устраивает владельцев передвижных кафе). Сообщалось также, что поправки в федеральный закон о торговле, упрощающие нестационарную торговлю, готовил Минпромторг. Проблема в том, что законодательные механизмы не способны оперативно отреагировать на потребности нового бизнеса:

«У нас есть все документы, зарегистрировано ООО, мы платим налоги. Мы хотим работать честно: выходили на администрацию с простым вопросом – что нам нужно, чтобы легально стоять на Покровке? Нам ответили, что для нас нет подходящего законодательства. Предложили встать на аукцион на определенное место. Но такой вариант нам не подходит, поскольку хочется периодически торговать в разных местах пешеходной улицы. Не говоря уже о работе в других точках города и области. А иначе, с привязкой к определенной точке, весь смысл такого бизнеса теряется, мы же передвижная кофейня. Пока везде, куда мы приезжаем, мы стараемся вставать максимально скромно, чтобы никому не мешать, чтобы людям не приходилось нас обходить — и если что, можно было бы сразу уехать», — рассуждает Дмитрий Безверхий.

«Насколько я знаю, закона, регламентирующего именно такую торговлю, пока нет. Пока наш проект существует на правах авто-доставки продукции из кафе, в основном мы работаем по заказам на выездное обслуживание», - говорит Шаир Риахи.

Комментирует Юлия Крузе, руководитель юридической компании «Т.М.-Сервис»:

«У нас в городе нестационарная торговля регулируется локальными актами органов местного самоуправления. Эти законы направлены на легализацию рынка — в частности, на наведение порядка в части соблюдения санитарных требований, и с другой стороны – на облегчение доступа к торговле предпринимателям, которые на летний период устанавливают на улицах города свои тонары, палатки, бочки с квасом и проч. Места размещения торговых точек также согласовывались, то есть, о том, чтобы произвольно их менять, речи не идет. Помню, что у нас были «войны» за авто-павильоны, владельцы которых хотели торговать на проходных местах — например, на остановках общественного транспорта. Городская администрация требовала, чтобы это были стационарные торговые точки, а предприниматели возражали, что это очень дорого. Эти войны кончились несколько лет назад, и не в пользу последних.

Как нижегородец — скажу, что было бы очень интересно, если бы в Нижнем Новгороде развивались такие нестандартные формы торговли. Я неравнодушна к старым машинам, считаю, что восстановленные ретро-автомобили, и тем более кафе в таких авто, добавляют местного колорита. Но как потребитель — я хотела бы, чтобы продукт, который я куплю, польстившись на чисто внешнюю «атрибутику» мобильного кафе, был безопасен и отвечал всем требованиям и стандартам».