Имеют ли фуд-траки право торговать кофе на густонаселенной кофейнями Покровке? Имеют ли они вообще право в нашем городе чем-то торговать? Оказывается, по закону — имеют. Но как обычно, есть нюансы.
"Грозят штрафами и эвакуатором"
Фуд-трак под названием «КофеМашина1964» начал работу в Нижнем Новгороде летом 2015 года.
«В целом, начало нашего пути было прекрасным, — рассказывает его совладелец Дмитрий Безверхий. — Крупные фестивали, первые постоянные клиенты, греющие душу отзывы, самые приятные из которых — от туристов: «Ваш автобус — это ассоциация с Нижним Новгородом и Россией». Но на днях мы получили уведомления из прокуратуры Нижегородской области, администрации Нижегородского района и прочих инстанций. И признаться, были очень расстроены! Нам пытаются запретить работать. Обложили штрафами, напугали эвакуатором и прочей ерундой».
По словам Дмитрия, обращение в соответствующие инстанции с жалобой на работу «КофеМашины» написали «коллеги» — одно из стационарных заведений, работающих в условиях повышенной конкуренции на той же улице (напомним, что в пешеходной доступности на Покровке работают около десяти кафе-кофеен).
И хотя владельцы фуд-трака понимают, что находятся вне закона («Ибо с нами не знают, как поступать, а имеющиеся способы легальной торговли далеки от самой идеи нашего мобильного бизнеса»), они недоумевают, почему обращение вдруг поступило спустя полгода с того момента, как фуд-трак впервые встал на Покровке: «Как-то же работали шесть месяцев, и ничего…».
"Будет закон - приходите"
— Машины мобильной торговли незаконны, и точка, — считает Анастасия Царалунга, управляющая кофейни Seventeen, открытой на ул. Большая Покровская в конце лета 2015 г. известным в Нижнем Новгороде ресторатором и отельером Дмитрием Володиным. — Будет закон - пожалуйста, приходите. И, кроме всех прочих разрешений, необходимо иметь разрешение на торговлю именно на Большой Покровской. Почему предприятия, которые платят налоги и другие отчисления (напомню, открыть примыкающее к твоему стационарному кафе твоё же летнее - это дополнительные серьезные деньги и несколько месяцев писем и разрешений!), согласуют свою деятельность с многочисленными инстанциями, должны терпеть тех, которые не платят ничего, а просто паразитируют?
«Мне, например, очень нравится трафик Московского вокзала. Пожалуй, я приду в главное здание, просто поставлю стол с кофе под люстрой и буду продавать! Какая аренда? Зачем? Я же красивую скатерть на стол постелила и кофе у меня в красивых стаканчиках. И многим приезжающим наверняка мой стол запомнится. Но, конечно, удобнее трактовать ситуацию с позиции «нравится», а не с позиции «законно».
«Второе. Парковка на пешеходной части Большой Покровской запрещена. И не надо здесь про чиновников и прочих. Им тоже запрещена. Но это отдельная история. И это касается всех. И меня как гражданина. В-третьих, машина закрывает доступ экстренных служб. И это тоже касается всех. Например, вас, когда вы идете по нечищенной Покровке, падаете и (не дай бог) ломаете ногу. А ещё это касается жителей соседнего дома номер 10. Если у них случается пожар? Доступ служб помощи должен быть всегда. И четвёртое. Хотя, наверное, это повтор. Равные условия должны быть у всех - неважно, красивый или доступный у тебя бизнес; молодежный ли или ты буржуин-воротила», — так пояснила Анастасия свою позицию по поводу фуд-траков, торгующих кофе на пешеходной Покровке.
"Автолавка может работать законно"
DK.RU направил запрос о том, есть ли у фуд-траков законные основания заниматься торговлей на главной улице города, в департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода.
«Проект интересный, при его реализации был бы востребован жителями и гостями города», — заметили в департаменте относительно красного автобуса «Кофемашина1964».
Однако чтобы торговля кофе была законной, места, куда хотелось бы вставать предпринимателям, зарегистрировавшим ООО «Мир на колесах», должны быть включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2013-2017 годы, которую утверждает муниципалитет.
Соответствующее обращение владельцы фуд-трака направили в адрес администрации еще в ноябре прошлого года: оно касалось сразу нескольких мест на центральных улицах города (в основном на Большой Покровской).
Заявленные места в Схеме пока не предусмотрены, — констатировали в департаменте. А значит, вопрос о том, возможно ли их туда добавить, прежде должна рассмотреть Комиссия по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории Нижнего Новгорода. Специально для этого будет подготовлен анализ: соответствуют ли рассматриваемые места требованиям действующего законодательства, или нет.
Пока получается, что места, которые указали предприниматели на Большой Покровской, не соответствуют установленным для нестационарной торговли критериям.
В частности, места, на которые претендует фуд-трак, расположены ближе пяти метров от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, и вообще размещаются на пешеходной зоне улицы, — указывается в заключении департамента экономики.
А вот заявленное место на улице Рождественской соответствует требованиям законодательства, — отмечено в письме из администрации города (прочитать).
Поэтому у владельцев фуд-трака есть все шансы работать там на законных основаниях. Правда, для этого им придется дождаться решения комиссии, которая включит заявленное место в Схему размещения (но может и не включить — окончательное решение будет вынесено 16 февраля), и выиграть открытый аукцион на право заключения договора о размещении на нем «автолавки по продаже кофе» — именно так назвали этот «мобильный бизнес» в администрации.
P.S.
«Людям сведущим известно, что разрешение на торговлю получается «сквозь тернии», — комментирует выводы городской администрации Дмитрий Безверхий. — Мы за ним обратились и уже полгода ждём какого-либо ответа. Наш автомобиль ни в коем случае не преграждает проезд экстренных служб. Для проезда места там более чем достаточно. А вообще, я скажу так: используя закон, возможно любое заведение привлечь к ответственности. Но ответьте, такой способ ведения конкурентного бизнеса к чему приведёт? А как же честная, конкурентная борьба, где показательным фактором успешности заведения является выбор потребителя? Увидим, как дело сложится далее».