Как наладить работу с иностранными интернет-клиентами в условиях кризиса отношений?
"Каждый день новостная лента пестрит упоминаниями о прекращении на территории России деятельности очередного международного бренда или описаниями падающих графиков бизнес-активности".
Компания Р52.РУ в течение более пятнадцати лет специализируется на разноформатных интернет-проекта
Учредитель интернет-компании Р52.РУ Леонид Кирнус:
Вспоминается турбулентная эпоха конца девяностых. Если сейчас кризис, то тогда была просто эпоха разрухи. Именно в этот непростой для страны период состоялось наше знакомство с молодым швейцарским бизнесменом, который только что открыл туристический бизнес в России. Собственно и знакомство с ним было обусловлено его желанием получить от нас какое-нибудь оригинальное маркетинговое решение, которое завлечет россиян в Швейцарию. Сработала какое-то сарафанное радио и Ферди (который неплохо говорил по-русски после языковых курсов) оказался в нашем офисе. Мы предложили ему невероятно экзотический для того времени маркетинговый продукт, а именно, фирменный интернет-сайт.
Причем рекомендовали снабдить его виртуальными трехмерными турами по предлагаемым гостиничным номерам. Сейчас это кажется забавным и невероятным, но интернет на настольном компьютере был только у избранных (целевая аудитория для поездки в Швейцарию), собственных сайтов у конкурентов почти не было (конкурентное преимущество), виртуальные прогулки по номерам отеля были прикольными, хотя и тяжеловатыми (медленный интернет) украшениями сайта. Получился классный для того времени продукт. Косвенными признаками экономического успеха проекта был несомненный рост продаж туров, что позволило заказчику открыть несколько мини-гостиниц для иностранцев в Питере. Прямой экономический успех засвидетельствовал наш программист и по совместительству фотограф Миша, который поехал в Швейцарию в двухнедельную командировку для фотосъемки гостиниц…
Сегодняшний кризис тоже диктует свои правила работы с заказчиками, которые уже работают или хотят зайти на российский рынок. Понятно, что прагматичные предприниматели не теряют интереса к зарабатыванию денег в России, несмотря ни на какие санкции. Просто в сложных условиях и решения должны быть необычными. Приведу свежий пример.
Крупная израильская авиационная компания, занимающаяся перевозкой вип-персон (на всякий случай - 4,5 млн пассажиров в год) захотела зайти на тесный рынок русскоговорящей клиентуры по всему миру. Замечу к слову, что Израиль не является участником никаких санкционных акций, будучи высокоразвитой страной, проводит весьма независимую “меркурианскую” экономическую политику, имеет близкие связи с русскоязычными (да и не только) бизнесменами всего мира, являя собой хороший пример экономической независимости. У компании ко времени нашего знакомства уже было немало клиентов, говорящих по-русски. Но все они были или участниками списка Форбса, или крупными государственными или религиозными деятелями, или по-настоящему богатыми “celebrities”. В это трудно поверить, но даже в настоящее непростое время в данном сегменте рынка в России работает более 200 участников, которые осуществляют авиаперевозки на сотни миллионов долларов год.
Итак, наш клиент заказал пилотный проект для изучения особенностей рынка, а также для отработки принципов возможного дальнейшего взаимодействия с сервис-провайдером, то есть с нами. Переходя на сухой язык кейс стади, отмечу главные характеристики “пилотника” с точки зрения решения конкретных задач.
1. Полная реконструкция имеющегося у клиента англоязычного веб-сайта под потребности и привычки русскоязычного клиента. Сайт стал полностью русифицированным, включая инструменты для рекламы и продвижения внутри административной системы веб-сайта (например, инструменты для ремаркетинга и изучения аудитории). Говоря простыми словами, мы сделали русскоязычный сайт как мощный маркетинговый инструмент. Для географического охвата потенциальной аудитории были изготовлены лендинг-страницы (всего более 280) для всех городов-миллионников с явным присутствием русскоязычных эмигрантов или бизнесов.
2. Внедрение в реконструированный веб сайт нескольких форм запросов информации, заказов телефонных звонков, экстренной связи с центральным офисом и т.д.
3. Покупка доменного имени в зоне РУ и размещение самого русскоязычного сайта на сервере в России
4. Открытие страницы компании в Facebook с возможностью рекламной кампании в этой социальной сети (2 поста в неделю).
5. Покупка для клиента бесплатного федерального номера 8-800 **** с переадресацией на смартфон дежурного оператора в нашем офисе.
6. Обучение дежурного оператора принципам первичного сбора информации и переадресации этой информации заказчику.
7. Анализ информационной “логистики” и выработка рекомендаций для дальнейшей работы фирмы на русскоязычном рынке.
8. Анализ рекламной активности и особенностей продвижения проекта в рунете при нарастании бизнес-активности.
9. Опубликование информационных материалов (статей) в бизнес-журналах на русском языке.
Эти мероприятия, дополненные ежедневным мониторингом ситуации и корректировкой деталей кампании, привели к неожиданным результатам. За время пилотного проекта, длившегося 3 месяца, количество лидов (связавшихся с нами потенциальных заказчиков) превысило 150. Из них реальные заказы разместил 81 контрагент. Количество нуждающихся в перевозке пассажиров составило 757.
Следует добавить, что сюда не вошли два нереализованных нашим заказчиком контракта на авиаперевозку 1500 пассажиров - паломников в Мекку и более 2000 пассажиров на рок-фестиваль в Грузию. В наши обязанности не входил анализ причин отказа от заказов, так как этот этап работы находился полностью под контролем заказчика. Поэтому окончательный финансовый результат кампании для заказчика нам не известен. В настоящее время прорабатываются условия дальнейшей углубленной совместной работы с организацией специального офиса на российской территории.
Вышеприведенные примеры еще раз доказывают возможность и перспективность работы с иностранными клиентами на российском рынке. Интернет-решения, подкрепленные офлайновыми инструментами, делают такой бизнес многообещающим.