Французская ГК «Сен-Гобен» в 2013 г. запустила производство в Нижегородской области. Для этого пришлось инвестировать не только в завод, но и в освоение карьера и даже строительство моста.
История проекта производственной площадки «Сен-Гобен» в Нижегородской области началась в 2005 г. Тогда французская группа компаний приобрела международную компанию British Plaster Board , у которой к тому времени уже была лицензия на разработку Гомзовского месторождения гипса в Павловском районе региона. Через год было принято решение о строительстве завода по производству гипсокартона. В 2010 г. компания утвердила этот инвестиционный проект.
От карьера до завода
Завод по производству гипсокартона является частью масштабного производственного комплекса, который создает вблизи деревни Гомзово международная промышленная группа компаний «Сен-Гобен». Генеральный директор российского бизнес-подразделения Гипс «ГК «Сен-Гобен» Сергей Назаров рассказал, как французский инвестор локализовался в Нижегородской области и что ждет рынок строительных материалов в новой экономике.
В конце 2011 г. компания приступила к строительству завода в Нижегородской области. Расскажите об этапах реализации проекта?
- Строительство завода было начато в октябре 2011 г., а 10 июля 2013 г. состоялась официальная церемония открытия завода. Завод спроектирован и оснащен в соответствии с требованиями «Сен-Гобен» и способен выпускать до 30 млн кв. м. гипсокартонного листа ежегодно. После выхода завода на полную производственную мощность на производственном комплексе будут работать 128 чел. В настоящее время в штат комплекса входит 113 чел.
Несколько факторов сыграли ключевую роль в принятии этого решения: это и наличие запасов гипсового камня высокого качества, и близость к клиентам в пяти федеральных округах, и – что очень существенно – поддержка со стороны нижегородского областного правительства. Немаловажно было и то, что рынок гипсовых материалов рос на протяжении нескольких лет, причем в сегменте высококачественных материалов от ведущих европейских производителей наблюдался определенный дефицит.
Расскажите об этапах реализации проекта: собственное участие, партнерские соглашения? На чей опыт вы опирались при разработке данного проекта? В чем ваше ноу-хау?
- При проектировании и строительстве завода и карьера мы опирались на опыт компании «Сен-Гобен», которая реализовала несколько десятков подобных проектов в мире. Гипсовое направление в Группе всегда отличалось своим стандартизованным подходом к организации производства, который значительно повышает его эффективность. Этому способствует корпоративная программа World Class Manufacturing. Промышленный комплекс в Гомзово является одним из первых в компании, на котором внедрена наша корпоративная программа CARE4. Снизить выбросы парниковых газов в атмосферу в четыре раза на всех промышленных площадках концерна – главная ее цель. Завод в Нижегородской области проектировался и построен по стандартам этой программы. «Сен-Гобен Гомзово» – очень современный завод даже по меркам самой Группы.
При реализации проекта такого масштаба всегда возникают сложности. В основном, они были связаны с обеспечением качества при строительстве. Поскольку стандарты были заложены очень высокие, то было не так просто найти подрядчиков и контролировать качественное выполнение работ. Для строительства пришлось заказывать специальные материалы, которые должны были отвечать нашим требованиям.
Проект производственной площадки капиталоемкий. Каков суммарный объем инвестиций в «Сен-Гобен Гомзово»?
- В производственный комплекс, который включает в себя завод и гипсовый карьер, мы инвестировали в общей сложности более 3 млрд. руб. Основной источник вложений- это собственные средства группы. Однако у нас есть стабильный долгосрочный партнер – Европейский банк реконструкции и развития. При этом мы находим возможности инвестировать не только в собственное производство, но и в социальную инфраструктуру района. В прошлом году компания за свои средства реконструировала мост через реку Кишма на дороге, соединяющей завод и карьер. Работы включили в себя укрепление берегов, восстановление железобетонных конструкций моста и ремонт почти двухкилометрового участка дороги. Компания направила на эти цели около 40 млн. руб.
Изменить менталитет
«Сен-Гобен» - не единственный пример локализации производства иностранных компаний в России. Однако рынок строительных материалов реагирует и на общий спад в экономике, и на новые предложения. «Сен-Гобен» «подстраховался», открыв производство в России.
Расскажите о тенденциях рынка стройматериалов. Как нижегородское производство планирует развивать рынок?
- Строительная отрасль реагирует на кризисные явления. Падение экономики отражается, в том числе, и в сокращении объема строительства. По моему опыту, продажи гипсокартона падают или растут вместе со спросом на строительные материалы. Положительным фактором для всей нашей отрасли может стать государственная программа поддержки ипотечного кредитования и стимулирования жилищного строительства. В этом случае, строительство и ремонт жилых домов будет продолжаться. Но цена на продукцию остается одним из ключевых факторов в расстановке сил на рынке. Дальше в игру вступают другие факторы: техническое сопровождение, сервис для клиентов. В целом, я считаю, что наши решения, предполагающие новый подход к строительству, интереснее других предложений.
У строителей существует стереотип, что перегородки лучше делать кирпичными: они более прочные и лучше изолируют комнаты. Но перегородки из кирпича или бетона установить довольно сложно, а стоят они дорого. Необходимо изменить этот стереотип. Гипсокартонная система устанавливается быстрее, обеспечивает существенно лучшие акустические свойства при гораздо меньшей толщине. Кроме того, листы гипсокартона, которые мы производим в Гомзово, способны выдерживать значительную нагрузку, если их правильно смонтировать.
В строительстве коммерческой недвижимости сейчас не стоит вопрос о том, какую перегородку применять. Здесь скрупулезно считают скорость строительства и стоимость материалов и делают выбор в пользу гипсокартона. А в жилом строительстве мы ещё можем привлечь новых клиентов.
Как локализация производства на территории РФ помогает продвигать продукцию на рынке и сокращать издержки?
- Локализовав производство в России, сегодня мы не так зависим от валютных колебаний. А, значит, можем успешно конкурировать в своем сегменте рынка. Более того, в России ГК «Сен-Гобен» производит широкий ряд продуктов для строительной отрасли. Это позволит предлагать комплексные технические решения на рынке. Производство в России позволяет оперативнее реагировать на запросы клиентов, обеспечивать своевременную доставку товара. Если возникает потребность в нестандартном продукте, то мы быстрее его изготовим на своем собственном производстве.
Сейчас не вся наша продукция производится в России. Но для того, чтобы идти за рынком, мы со временем усилим присутствие в Нижегородской области.
Фото: ГК "Сен-Гобен".