Меню

«Избавьтесь от заблуждений. Франшиза — не менее серьезно, чем бизнес с нуля»

На российском рынке франшиз представлено более 2 тыс. концепций. Как не стать жертвой навязанных услуг и не потерять деньги, DK.RU рассказали эксперты.

В апреле региональные франчайзи сети Domino’s Pizza Russia обвинили головную компанию в завышении цен на продукты, навязывании услуг и отсутствии маркетинговой поддержки. Предприниматели направили  в адрес компании письма с претензиями.

Конфликт между франчайзи и франчайзером — нередкий случай. На сегодняшний момент на российском рынке франшиз представлено более 2 тыс. концепций — проблема выбора стоит особенно остро.

По словам руководителя проекта по франчайзингу сети кофеен «MY» Анжелики Третьяковой, с развитием цифровой рекламы стало намного проще создавать вокруг определенной компании иллюзию надежности и успешности. Она рассказала DK.RU, на что стоит обратить внимание при выборе франшизы.

— Говоря о рынке розничной торговли и общепита, можно выделить несколько основных факторов, на которые стоит обратить внимание, чтобы не ошибиться в выборе франчайзера.

В первую очередь, это собственные заведения компании. Если франчайзер не развивает свои точки и не зарабатывает на своей бизнес-модели, то это может быть поводом задуматься, действительно ли успешна модель предпринимательства, которую франчайзер пытается вам продать.

Кроме того, если свои заведения есть, обязательно нужно проехать по этим точкам, посмотреть, как они функционируют, оказаться на месте своего будущего гостя-покупателя и убедиться, что в подходе франчайзера к работе вас все устраивает.

Второе, на что стоит обратить внимание, — это юридический адрес компании. Часто недобросовестные франчайзеры указывают на сайте один адрес, а расположение физического офиса компании не раскрывают (если он вообще есть) и настаивают на встречах где-то на нейтральной территории. Это делается, чтобы избежать нежелательных визитов проверяющих органов или партнёров, недовольных тем, как исполняются обязательства по франшизе.

Третье — товарный знак компании должен быть зарегистрирован. Это гарантия качества и сертификации продукции. Многие начинающие предприниматели об этом забывают.

Четвёртый момент — предложение франчайзера. Нужно внимательно изучить условия договора и сопоставить с размерами взносов — часто под видом «готового бизнеса» продаётся (причём за немалые деньги) лишь часть работ по открытию точки (например, барная стойка и кофе-машина), а остальное (холодильники, генераторы, мебель и т.д.) придётся докупать за свои. К сожалению, такие детали всплывают часто уже после оплаты невозвратного взноса.

Пятый фактор — это соответствие оборудования требованиям 54-ФЗ. Никаких серых схем оплаты товаров и услуг быть не должно, потому что когда проверка выявит нарушения (а внезапные проверки у нас любят), отвечать за них будет владелец точки. Все кассовое оборудование должно быть современным, а система учета — централизованной, чтобы исключить недоразумения при поставках.

В свою очередь, директор департамента франчайзинга Школы Бизнеса «Синергия» Ольга Суханова рассказала DK.RU, что отношения франчайзи и франчайзера обладают своей спецификой, сложностями и проблемами.

— Концепция бизнеса по франшизе издалека выглядит понятной и легкой в реализации — кажется, достаточно вложить определенную сумму денег, чтобы получить готовый эффективный бизнес. Однако эти отношения между рыночными субъектами обладают своей спецификой, сложностями и проблемами. Если вы задумываетесь о покупке франшизы, первое, что вам нужно сделать — избавиться от иллюзий.

Заблуждение №1. Франшиза — это готовый проект с подготовленным бизнес-планом, который просто нужно воплотить в жизнь. Да, компания-франчайзер имеет определенный успех, ее бизнес-план, стратегия, техники продаж вам помогут, но важно понимать, что это только помощь. Франчайзер не станет решать за вас бизнес-задачи. Вы должны самостоятельно разобраться, как сейчас развивается отрасль и как она будет развиваться через пять лет, какие существуют тренды рынка, как будет развиваться компания-франчайзер, какие маркетинговые технологии будут иметь успех в вашем бизнесе, а какие нет, в чем специфика рынка именно вашего региона, и так далее.

Не получится лишь скопировать алгоритм франчайзера, вам придется его адаптировать к конкретным условиям, поэтому к франшизе необходимо относиться не менее серьезно, чем к бизнесу «с нуля».

Заблуждение №2. Франшиза гарантированно будет иметь успех, франчайзи ничем не рискует. Важно понимать, что франшиза — это действительно более безопасный способ создания бизнеса, но не гарантированный. Франчайзи несет свою ответственность за проект, франчайзер выступает как помощник-партнер, и, если бизнес провалится, никто не будет возвращать паушальный взнос и прочие вложенные средства. После осознания этих двух фактов можно переходить к следующему этапу.

Оцените свои возможности. Помимо очевидного финансового вопроса надо понимать, готовы ли вы идти на риск, регулярно и кропотливо работать над бизнесом, изучать юридические аспекты, брать на себя ответственность, включаться по максимуму в управление, которое на начальных этапах вероятнее всего придется осуществлять в ручном режиме. Продукт франшизы, которую вы планируете покупать, должен быть вам интересен, так как вы будете постоянно с ним работать.

Также учитывайте важный аспект работы по франшизе: вы будете обязаны действовать согласно директивам и рекомендациям франчайзера, который, предоставляя вам франшизу, рискует своей репутацией. Готовы ли вы работать в условиях, когда полная свобода действий невозможна в принципе?

Чек-лист перед покупкой франшизы:

1. Оцените состояние рынка, на котором вы планируете развиваться.

2. Внимательно изучите коммерческое предложение, в том числе юридические аспекты.

3. Сделайте прогноз предполагаемой выручки от приобретения франшизы, сравните с финансовыми показателями, которые вам предоставляет франчайзер.

4. Узнайте историю франчайзера (в том числе узнайте, были ли у него судимости или случаи банкротства) и историю его бизнеса, оцените состояние бизнеса на текущий момент.

5. Проанализируйте, как франчайзер организует бизнес-процессы, какая у него стратегия, система для реализации этой стратегии, технологии маркетинга.

6. Узнайте, кто является партнерами франчайзера. Если существуют другие действующие франчайзи, соберите информацию об их деятельности и успехах.

7. Определитесь, комфортно ли вам общаться с франчайзером, устраивает ли вас его способ вести коммуникацию и стиль ведения бизнеса.

8. Выясните, знает ли франчайзер, как он планирует вас обучать, есть ли конкретный план вашего взаимодействия, какую помощь вы можете ожидать, что входит в поддержку со стороны франчайзера.

9. Обсудите вопрос вашей свободы действий и требований франчайзера (какие стандарты вы должны соблюдать, какие решения вы обязаны согласовывать). Поймите, устраивают ли вас эти условия.

10. Согласуйте с франчайзером ваш предварительный план развития бизнеса.

11. Проконсультируйтесь с юристом, обсудите с ним предлагаемый пакет документов.