«Самый больший минус нынешних экзаменов в том, что детей ими пугают и родители, и школы. "Если не напишешь, останешься неучем", — говорят ребенку. Школьник находится под давлением со всех сторон».
Подходит к концу первая, самая ответственная четверть учебного года. Уже можно подводить итоги и говорить о тех изменениях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в образовательном процессе. Руководитель центра иностранных языков и бюро переводов «The Best» Екатерина Русинова — о том, почему родители и учителя не всегда находят общий язык, насколько эффективна система оценивания и образования в целом.
— Для всех родителей, без исключения, важно понимать, что его ребенок получает самое лучшее, учится в хорошей школе и с достойными учителями. К сожалению, сегодня можно говорить о том, что не всегда учитель может выстроить эффективную работу в классе. В настоящее время Министерство образования требует постоянные отчеты о проделанной работе, об успеваемости и т. д., поэтому учитель уделяет бумажной работе больше времени, чем работе с учениками.
Сейчас есть тенденция углубленного изучения отдельных предметов в центрах дополнительного образования. Не всеми учителями общеобразовательных учреждений это приветствуется. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с подобными ситуациями. Иногда родители просят разобраться с тем, что учитель, по их мнению, поставил ребенку некорректную оценку.
Например, сейчас мы столкнулись с подобной ситуацией с одной ученицей нашего центра. Летом мы проводили встречи с носителем языка, с моей племянницей из Америки. В ходе школьного урока английского языка девочка рассказала классу, что она общалась с американкой, и ей удалось поддержать разговор на языке, что вызвало ревностную реакцию учителя и сейчас учитель не обращает внимания на ребенка, не спрашивая ее на уроке. Увы, не все учителя рады возможностям развития ребенка дополнительно.
«Мы хватаем отовсюду»
Основная проблема нашей системы образования —бессистемность. В сентябре мы не знаем, что будет в январе. В нашей системе образования нет четкой логики, мы хватаем отовсюду, ориентируемся на европейские стандарты, не проработав их до конца.
В прошлом году министр образования Ольга Васильева говорила, что необходимо упразднять факультеты других иностранных языков в вузах, сделав акцент на английском. Но в нынешнем учебном году есть распоряжение с пятого или с седьмого класса школы изучать второй иностранный язык с детьми. Но этот язык будет преподаваться всего три года. Что можно выучить за один час в неделю за три года? Ничего.
Сегодня у выпускников школ учебная программа насыщенна, но не эффективна. Мы изучаем все поверхностно, не уделяя внимания важным предметам. В основном уроки – «натаскивание» на тесты (ГИА).
Об оценках и экзаменах
Недавно президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что экзамены и сам процесс оценивания лишают желания учиться. В одном из интервью можно прочесть: «И вот это когда «сегодня будет отвечать», и рука учителя начинает... И у меня сердце сжимается. Потом я считаю, применяя все свои математические способности, чтобы подсчитать, с какой скоростью движется палец и в какой части располагается моя фамилия на букву "Г". Потом я понимаю, что он ее перевалил, я выдыхаю, и тут палец возвращается обратно».
Я не совсем согласна с Германом Грефом. Все-таки фраза «Сегодня будет отвечать» — адекватная, она вырабатывает ответственность. Недавно Ник Вуйчич в Нижнем Новгороде говорил, что боялся выступать, пока его не поставили перед фактом, что это необходимо сделать прямо сейчас. Когда ребенок выступает перед своим классом, параллелью, школой, у него вырабатывается умение выражать собственные мысли, быть всегда готовым ответить и тренируются навыки ораторского мастерства, которое пригодится везде.
Если говорить о системе оценки, то на мой взгляд, можно оставить лишь «отлично» и «плохо». Что такое «четверка»? Как объяснить ребенку, почему вместо «отлично» за выученное стихотворение он получил «хорошо»? Школьник не понимает и у него постепенно складывается впечатление, что стараться незачем: «Я пытался, а мне все равно ставят "хорошо"».
Даже если ребенок не выполнил то или иное задание, важно понимать, почему. Когда я работала в общеобразовательной школе, я про каждого ребенка знала практически все. С родителями был выстроен конструктивный диалог, а каждый ребенок мог подойти и спросить, если ему что-то непонятно. Думаю, некая грань между учителем и учеником должна быть стерта, чтобы ребенок не боялся подойти после урока.
Что касается экзаменов, тот тут все более прозрачно, четко и понятно. В ЕГЭ есть тест, который позволяет легко оценить знания. Однако часть «C» — это развернутый ответ, где уже возможна некая доля субъективности. На конференции преподавателей Елена Соловова (д.пед.н., профессор) из Высшей Школы Экономики говорила о том, что часть «C» предполагает четкую структуру, в которых ребенок должен работать, т.е. нужно придерживаться требований и использовать необходимые вводные фразы.
Вокруг писем и сочинений, в том числе по английскому языку, сейчас идет много обсуждений. Например, в прошлом году девочка в Екатеринбурге, которая несколько лет училась в Америке, не подготовилась по стандартам к ГИА. Тестовую часть она написала хорошо, а письмо, к сожалению, нет. Родители тогда очень возмущались, потому что она употребляла в тексте сложные фразы, писала красивым языком, но не выдержала структуру. И думаю, такое решение было справедливо, потому что есть определенные рамки, в которых ребенок должен писать. Рамки есть везде, в любой работе. И такой подход готовит ребенка к реальной жизни.
«Жалко нынешних школьников»
Самый больший минус нынешних экзаменов в том, что детей ими пугают и родители, и школы. Первые переживают, что не смогут оплатить детям обучение в вузе, школе же нужны рейтинги. «Если не напишешь, останешься неучем», — говорят ребенку. Школьник находится под давлением со всех сторон: родителей, школы, общества.
Сегодня одиннадцатиклассники сталкиваются с многочисленными трудностями, видя их, хочется обнять и поддержать, сказать: «Ребят, в вашей жизни сейчас ничего страшного не происходит, вы просто переходите на другую ступень». Они настолько растеряны, не зная, что их ожидает, что просто иногда не выдерживают. В школе и дома они не могут быть собой.
Маленьких детей родители тоже загружают дополнительными занятиями, что, с одной стороны их дисциплинирует. Но никто не гарантирует, что ребенку все эти секции интересны. Родители часто соревнуются в количестве дополнительных занятий. Мы ходим на шахматы, рисуем, играем, поем, танцуем и т. д. Я считаю, что у ребенка обязательно должна быть физическая нагрузка, потому что после школы надо выплескивать энергию и эмоции, а остальное — на его усмотрение. Не надо бояться, что сегодня он пошел на футбол, а на следующий год захочет на каратэ. Это его выбор, дайте ему искать и пробовать себя. Если вы в этот момент останавливаете ребенка, вы его ломаете. И к концу 11 класса выпускники не могут самоопределиться и выбрать профессиональную деятельность для своей дальнейшей жизни.