экспертный совет Ольга Балакина заместитель председателя городской думы Нижнего Новгорода Дмитрий Волков генеральный директор автосалона «Плаза» Дмитрий Иванов коммерческий директор компании «
Второй бизнес-поединок «Делового квартала« доказал, что развитие бизнеса обусловлено не только рыночными законами, но и личной позицией собственников и топ-менеджеров. В то же время успех предпринимателя зависит не только от управленческих навыков, но и от отношений в его семье, и степени вовлеченности близких людей в бизнес-процессы.
экспертный совет
Ольга Балакина
заместитель председателя городской думы Нижнего Новгорода
Дмитрий Волков
генеральный директор автосалона «Плаза»
Дмитрий Иванов
коммерческий директор компании «Вымпелком»
Гарик Календжян
генеральный директор мебельной фабрики «Силива»
Галина Клочкова
директор частной школы им. Ломоносова
Светлана Лузанова
директор журнала «Деловой квартал»
Ирина Скосырева
генеральный директор компании «MR Doors»
Бизнес-поединок «ДК« прошел в еще не остывших эмоциях от побед российских спортсменов на международной арене и ожидании Евро-2008 по футболу. А потому «Деловой квартал» решил организовать бизнес-поединок между нижегородскими предпринимателями в спортивной атмосфере бескомпромиссной борьбы. В отличие от первого поединка, он затронул не только бизнес, но и личную жизнь предпринимателей. В эмоционально открытом противостоянии лидеров нижегородского бизнеса аргументы собственника превзошли позицию топ-менеджера, а наглядный пример показал, что семья и бизнес совместимы лишь в исключительных случаях.
Победителей определили с помощью голосования. В нем принимали участие семь членов экспертного совета, которые оценивали предпринимателей «по форме» и «по содержанию», а также более 100 гостей — владельцев и руководителей крупных и средних компаний города. В соответствии с регламентом поединка, собравшиеся должны были определить по одному победителю из двух пар спорщиков. В противостоянии на тему «Свое или чужое?» между генеральным директором ГК «Электроника» Александром Кузнецовым и генеральным директором ООО «Управляющая компания «Автокомпонент» Олегом Зайцевым экспертный совет и гости единогласно присудили победу г-ну Кузнецову. Во втором поединке под названием «Семья или бизнес?» главный приз — звезду «Делового квартала» — получила директор ТД «ВКТ» Елизавета Зудина. Справедливости ради нужно отметить, что звезду г-же Зудиной президент ГК «AVK» Сергей Иванушкин передал из джентльменских соображений, ведь победитель так и не был определен. Дело в том, что впервые мнения гостей и экспертного совета разошлись. По итогам голосования экспертов победила г-жа Зудина, в то время как большинство гостей проголосовало за венчурного финансиста Сергея Иванушкина.
В конце мероприятия участники и гости отметили, что наиболее важными составляющими успеха в поединке были аргументированная позиция, опыт публичных выступлений, чувство юмора и умение держать зал в эмоциональном напряжении. «Выступление в бизнес-поединке немного схоже с караоке: чтобы получить максимальное количество баллов, нужно не только исполнять громко, но и в такт попадать», — прокомментировал коммерческий директор нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» Дмитрий Иванов. Собравшиеся отметили, что стратегии спора участников были построены не только на фактах, но и на умении «зацепить» аудиторию. Все как в спорте: компетенции соревнующихся в высшей лиге практически равны, и при таких условиях на первый план выходят эмоциональный настрой и воля к победе.
Иностранный опыт нужно адаптировать к условиям локального рынка
Судья международной категории, бизнес-консультант Игорь Альтшулер кинул жребий, и право начать встречу выпало команде дебютанта премьер-лиги Олега Зайцева. Руководитель начал игру с позиционной атаки. «Автокомпонент — компания, которая очень быстро развивается на рынке автомобильных компонентов», — заявил г-н Зайцев. По его словам, рынок очень сложен, так как практически поделен между крупными западными производителями. В Нижнем Новгороде концерн Magna, к примеру, уже активно сотрудничает с ГАЗом. В то же время 98% российских предприятий в этой области поставляют свою продукцию на отечественные заводы, и лишь 2% — иностранным сборочным предприятиям, которые проходят локализацию производства в России. Поэтому важно успеть занять свою нишу именно сейчас, используя для этого все ресурсы, в том числе и опыт западных компаний. В этот момент к атаке подключился директор центра «Приоритет» Александр Глазунов: «В таких условиях предприятию не выгодно изобретать велосипед. Чтобы стать поставщиком западных брендов в кратчайшие сроки, «Автокомпонент» вынужден покупать и использовать западные ноу-хау и технологии в своем производстве». Наступление команды прервал свисток Игоря Альтшулера.
Пришло время начать свою комбинацию Александру Кузнецову. Тот повел себя неоднозначно: посреди встречи начал приветствовать зрителей и отвешивать комплименты болельщикам и судейской бригаде. Впоследствии гости назвали это мастерским ходом. Таким образом заручившись поддержкой аудитории, предприниматель явно намеревался «выиграть на классе» и преимуществе «своего поля» (компания имеет необычный лозунг: «Мы родились и работаем в Нижнем Новгороде»). Александр Кузнецов подчеркнул: «Электроника» работает на нижегородском рынке 20 лет. Все это время мы ориентируемся на внутренний рынок и собственный опыт, а иностранные технологии адаптируем к нашим нижегородским условиям». К атаке подключились защитники в лице директора компании «Цитрон» Вадима Агафонова, который и нанес весомый удар, подытожив сказанное: «Нужно брать чужое, но делать из него свое».
Команда Олега Зайцева отыгралась спустя несколько минут. Автомобильный рынок растет, и работы хватит всем. Вопрос — дадут ли ее? «Мы должны стать поставщиками максимально возможного количества иностранных заводов до 2010 г. К этому моменту все западные сборочные производства достроят, и они выйдут на плановую мощность, заключив договора со всеми поставщиками», — утверждает г-н Зайцев. В этих условиях «Автокомпонент» действительно вынужден приглашать иностранных консультантов, чтобы повысить эффективность системы контроля качества продукции. Но, как рассказал Олег Зайцев, он сразу оговаривает с консультантами, что они обязаны выстроить не систему качества, скажем, Toyota, а строго систему качества «Автокомпонента». 1:1.
Тем не менее, концовка матча прошла в обоюдоострых выпадах, но осталась за Александром Кузнецовым и Вадимом Агафоновым. Они выяснили, что их оппонент не является собственником предприятия. Условно говоря, он не владелец команды, а играющий тренер. Как известно, позиция собственника всегда жестче, чем у наемного менеджера. «Не в моем характере заниматься штамповкой одной детали по чужим технологиям и быть зависимым от западного хозяина», — заявил г-н Кузнецов. По его словам, за «свое» он готов бороться. Несколько лет назад его сеть магазинов пытались купить федеральные ритейлеры. «Я им ответил, что сам готов их купить и поинтересовался ценой вопроса. В итоге собеседник покинул встречу разъяренным, негодуя, что в «колхозе» его самого готовы купить», — бравировал Кузнецов. «Вот если бы вы были собственником предприятия, вы придерживались бы той же стратегии?» — применил прессинг руководитель ГК «Электроника». Олег Зайцев мастерски парировал: «Я делал бы это более агрессивно».
Встречу подытожил опытный участник поединков «ДК», президент ГК «Нижегородский проект» Эдуард Фияксель: «Существуют две модели развития бизнеса: японская и китайская. Одни изобретают свое, другие просто копируют чужое. При этом обе успешны». Экспертный совет и гости присудили победу Александру Кузнецову. Отрыв в голосовании составил порядка двух десятков голосов. Тем не менее, в перерыве многие гости отмечали, что позиция Олега Зайцева была сильнее, но ему не хватило опыта публичных выступлений.
Предприниматели считают семейный бизнес более уязвимым
Собственников все больше заботит вопрос наследования их бизнеса: передавать ли его детям или близким родственникам, нанять топ-менеджера или же просто продать? Семейный бизнес имеет право на жизнь — это единственный тезис, с которым согласились оба спорщика во втором поединке. Мнения о его преимуществах и недостатках у участников оказались диаметрально противоположными.
Матч начался с определения позиций участников. Сразу стало ясно, что вторая пара спорящих по уровню превосходит первую. Елизавета Зудина обозначила свою позицию: «Под семейным бизнесом я понимаю наличие у семьи контрольного пакета акций и скорее стратегическое, нежели оперативное управление». В своем выступлении она доказывала, что когда в семье гармония, то и в бизнесе, к слову, семейном, тоже все будет замечательно. Детей нужно подготавливать к семейному бизнесу, постепенно вводить их в него, но только при условии, что дети имеют такое желание. Ее поддержала директор кафе Mon Paris Ольга Селиверстова: «Мне кажется правильным то, что дети входят в бизнес в раннем возрасте, — у них есть площадка для творчества».
Сергей Иванушкин тут же организовал контратаку, заявив, что семейный бизнес — это не только контрольный пакет. За ним следует и родственное управление и, как следствие, — вопрос наследования бизнеса. «В бизнес мы вкладываем любовь, энергию — это дело нашей жизни. Мы хотим увековечить его. Но имеем ли мы право готовить своим детям роль наследников, тем самым ограничивать их в плане выбора, самореализации? Ведь бизнес — только один из путей их дальнейшего развития, но не единственный», — зашел с фланга венчурный инвестор. Елизавета Зудина рассказала, что ее дети по собственному желанию, а не по принуждению принимают участие в бизнесе, при этом она в состоянии оценивать своих детей так же, как и рядовых сотрудников. На это у г-на Иванушкина уже был готов ответ: «Если вы формируете внешнюю среду для ребенка, у него другого выбора, кроме как идти по заданному пути, не остается. Он зомбирован». Бизнесмен обратил внимание аудитории на то, что его дети знают, что он венчурист: растит бизнесы на продажу. Судья поединка Игорь Альтшулер метко уточнил: «Детям ничего не достанется. Никакого бизнеса по наследству не будет!» Зал и сами участники встретили ремарку овацией.
Дискуссия по поводу наследования плавно подошла к самому главному в бизнесе — к деньгам. Спорщики были едины в намерении предоставить своим детям средства и собственный опыт для развития бизнеса. Как заявил Сергей Иванушкин, если потребуется, он войдет в бизнес своего ребенка, но с минимальным пакетом акций в 5–10% . «Ответственность на меня переложить не получится, а деньги впоследствии придется вернуть», — уточнил предприниматель. Елизавета в ответ подметила, что именно такие отношения она и считает семейным бизнесом.
Второй период игры также прошел в равной борьбе, и основной ее темой были уже не дети, а родственники в бизнесе. Позицию г-на Иванушкина по поводу родственников прояснила директор риэлторского агентства «Триумф» Наталья Вязанкина: «15 лет назад, когда мой брат был уже успешным бизнесменом, а я жила на зарплату учителя, первое, что я сделала, — пошла к богатому брату и попросила куда-нибудь пристроить. Он отказал. Тогда в глубине душе я обиделась, но сейчас благодарна: в бизнес-сообществе меня знают как Наталью Вязанкину, а не как сестру Иванушкина».
Обе команды великолепно иллюстрировали свои аргументы. Успех семейного бизнеса Елизавета Зудина видит во взаимопонимании партнеров. При этом она знает, как сохранить бизнес, даже когда семейные отношения прекратились. «Мой бывший муж продолжает работать вместе со мной в одной компании уже несколько лет», — заявила г-жа Зудина. Гости апплодисментами поприветствовали привставшего мужчину во втором ряду. Генеральный директор «ВКТ» поинтересовалась, был ли у оппонента опыт семейного бизнеса. В ответ она получила результативный выпад соперника. Сергей Иванушкин аргументировал свою жесткую позицию относительно родственников в его бизнесе: «Автомобилями Баварии» руководил мой двоюродный брат, которого я уволил за то, что он не внял моим советам. Фактически тогда я потерял брата, и до сих пор мы не общаемся». К общему знаменателю спорщики так и не пришли. «Бизнес должен работать на развитие семейных отношений», — утверждала г-жа Зудина в последнем на поединке слове. «Риски, которые несет семейный бизнес, очевидны. Еще раз подчеркиваю, мне слишком дороги семейные отношения, чтобы ими рисковать, вовлекая членов семьи в бизнес», — ответил ей Сергей Иванушкин. Как мы уже отмечали, в этом поединке экспертный совет присудил победу Елизавете Зудиной, а гости с разницей в шесть голосов отдали предпочтение Сергею Иванушкину.
Далее в дискуссию вступили гости и члены экспертного совета. Как выяснилось, проблема семьи и бизнеса актуальна почти для всех присутствующих. Кому-то не о чем поговорить с супругой, которая не имеет отношения к бизнесу, другие, наоборот, изо всех сил стараются не говорить о работе дома. В итоге собравшиеся согласились с тем, что личные взаимоотношения влияют на бизнес вне зависимости от того, является ли он семейным или нет. Дискуссия и альтернативные бизнес-поединки продолжились уже во время фуршета.
досье
Александр Кузнецов
генеральный директор ГК «Электроника»
1984–1988 гг. — Школа № 30 — учитель труда и черчения.
1989 г. — Пионерский лагерь «Александровка» — начальник лагеря. Центр творческой молодежи завода «Красное Сормово» — видеооператор.
С 1988 г. — генеральный директор ГК «Электроника».
Бизнес-кредо: «Не сидеть на месте. Бизнес — это творчество».
досье
досье
Олег Зайцев
генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент»
2007 г. — защита диплома МВА Международный институт менеджмента ЛИНК.
2006–2007 гг. — директор по стратегическому развитию ООО «Завод Автокомпонент»
С апреля 2007 г. по настоящее время генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент».
Бизнес-кредо: «Успех компании — команда профессионалов».
досье
досье
Сергей Иванушкин
Президент ГК AVK
В 2001 г. получил ученую степень кандидата экономических наук.
1995–2003 гг. — учредитель, председатель совета директоров, управляющий Управленческой компании «Россбел».
2003–2007 гг. — учредитель, генеральный директор Инвестиционной компании АVК.
С 2007 г. — президент Группы компаний АVК.
С августа 2007 г. — председатель совета директоров ОАО «Нижегородский онкологический научный центр».
Бизнес-кредо: «Не дай бизнесу «иметь тебя».
досье
досье
Елизавета Зудина
директор ТД «ВКТ»
В 2005 г. завершила обучение в Высшей школе менеджмента Государственного Университета — Высшей Школы Экономики (г. Москва) по программе EXECUTIVE MBA.
1993–1995 гг. — коммерческий директор АОЗТ «ВКТ-Канавино».
1995–1999 гг. — АООТ «Любятово», директор торгового представительства в Н.Новгороде.
С 1999 г. по настоящее время — генеральный директор ЗАО «ТД «Крекер».
С 2005 г. по настоящее время — директор ООО «Компания «ВКТ».
Бизнес-кредо: «Динамичный бизнес на фундаменте личного семейного комфорта».
досье
цитата
ГК «Электроника» работает на нижегородском рынке 20 лет. Все это время мы ориентируемся на внутренний рынок и собственный опыт, а иностранные технологии адаптируем к нашим нижегородским условиям.
цитата
Если бы я был собственником предприятия, я бы не изменил свою стратегию, более того — проводил бы ее еще более агрессивно.
цитата
Риски, которые несет семейный бизнес, очевидны. Мне слишком дороги семейные отношения, чтобы рисковать ими, вовлекая близких людей в бизнес.
цитата
Успех семейного бизнеса — во взаимопонимании партнеров, в общих ценностях, которые транслируются на общее дело.