Меню

Инвестиции в клиентов

Малый и средний бизнес — основа экономики региона, считает председатель Правления ОАО «НБД-Банк» Александр Шаронов: «Создавая банк, мы изначально ставили своей целью способствовать развитию Нижег

Региональный банк может успешно работать на рынке, если у него есть своя «фишка» и лояльные клиенты. Нижегородский НБД-Банк, ориентированный на работу с малым и средним бизнесом, лояльных клиентов растит, воспитывает и обучает. В том числе за счет мероприятия «Лидер года. Малый и средний бизнес».

Александра Шаронова

Малый и средний бизнес — основа экономики региона, считает председатель Правления ОАО «НБД-Банк» Александр Шаронов: «Создавая банк, мы изначально ставили своей целью способствовать развитию Нижегородской области. Без поддержки небольших предприятий это вряд ли возможно».
Работа с этим сегментом предпринимателей имеет свои особенности. «Мы всегда считали, что банк — не просто место, где можно получить деньги и уйти. Такой подход возможен разве что на рынке потребкредитования — и то вряд ли. А на рынке малого и среднего бизнеса банк ведет каждого заемщика. Мы не просто оцениваем предприятие как потенциального заемщика, а зачастую даем советы — по управлению компанией, по каким-то маркетинговым стратегиям. Наш банк работает в Нижегородской области с 1992 г., за это время накопилось немало информации по конкретным рынкам. Так что иной раз мы знаем рынок гораздо лучше, чем его участники. Собственно из потребности руководителей малого и среднего бизнеса в консультационной помощи и вырос проект «Лидер года», — рассказывает Александр Шаронов.

Грамотная бизнес-среда интересна власти
Идея проекта витала в воздухе: в начале тысячелетия у игроков рынка было желание строить и развивать бизнес, но не всегда их шаги приводили к желаемому результату. «Кто может научить, как избежать ошибки лучше, чем тот, кто ее уже совершил», — подумали в НБД-Банке и пришли к Правительству области с проектом обучающих семинаров для малого и среднего бизнеса.
Александр Шаронов: «Правительство Нижегородской области всегда имело активную позицию по поддержке малого и среднего бизнеса. У нас чуть ли не первое правительство в стране, которое создало с этой целью специальное министерство. Работают в нем умные и компетентные люди, которые сразу разглядели потенциал нашего проекта — в первую очередь он направлен на формирование бизнес-среды, на повышение управленческих компетенций предпринимателей. А что может быть выгоднее и полезнее для экономики региона, чем грамотные управленцы?»
В 2003 г. прошли первые мероприятия под брендом «Лидер года. Малый и средний бизнес». Александр Шаронов: «Миссия проекта совпадает с миссией банка. Отличие лишь в том, что мы поднялись на более высокий уровень — с предметного на ценностный. В дополнение к кредитам предприниматели получили площадку для общения, возможность учиться и обмениваться опытом».
Бизнес в стиле funk с нижегородским акцентом
В рамках проекта сразу планировалось два направления — образовательное и исследовательское. Исследования проводятся раз в два года. По мнению организаторов проекта, такая периодичность позволяет отследить изменения на рынке с наибольшей эффективностью. Алек сандр Шаронов: «Мы исследуем не просто какие-то показатели — кто сколько денег собрал с того или иного рынка, кто какую долю на нем занимает. Нас больше интересует, какие маркетинговые ходы вызывали наибольшую отдачу у потребителей, как у них формируется образ той или иной марки. Это важно и для нас, и для самих предпринимателей. По идее, в 2009 г. мы тоже должны были проводить маркетинговые исследования. Но посчитали, что кризисный год не будет показательным. Так что это направление продолжим в следующем году».
К слову, маркетинговые исследования, проведенные в рамках «Лидера года» в 2005 г., послужили основой для книги «Re: Маркетинг. Возможна ли практика в стиле funk?» Книга, написанная Николаем Терещенко, который в то время руководил проектом, в соавторстве с Евгенией Трибунской и Олегом Коренем, нынешним руководителем «Лидера года», вошла в двадцатку лучших книг для предпринимателей по рейтингу журнала «Свой бизнес» и стала бизнес-хитом. Популярность книги объясняется просто, считает г-н Шаронов: «В ней нет пустого теоретизирования, а приводятся примеры реальных компаний».
Благотворительность как бизнес
На практике сделали упор и в образовательной части проекта «Лидер года». Александр Шаронов: «Образовательная часть проекта — это серия семинаров, проводимых раз в два месяца. Их темы формируются исходя из мнений и пожеланий участников прошлых семинаров: что им понравилось, что не понравилось, о чем они хотели бы услышать и от кого. На семинары мы приглашаем как профессиональных тренеров, так и просто успешных предпринимателей, которые делятся своим практическим опытом. При этом для слушателей семинары не бесплатны — в этом году участие стоит 2000 руб. Александр Шаронов: «Я считаю, что халява демотивирует. Когда человек хотя бы часть оплатил, он действительно принимает решение, он платит за то, что ему интересно».
Образовательная часть «Лидера года» стала особенно востребована в кризис: за один только 2008 г. семинары посетили более 600 руководителей и владельцев предприятий.
Александр Шаронов: «С финансовой точки зрения для НБД-Банка проект «Лидер года» спонсорский, благотворительный — у нас нет цели немедленно окупить вложения. Главное для нас — создать площадку для общения, сформировать действительно грамотную бизнес-среду».

Александр Шаронов
Председатель правления ОАО «НБД-Банк», член совета директоров ОАО «НБД-Банк».
Родился 4 апреля 1971 года в городе Горький.
Образование: Окончил Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, имеет два высших образования — радиофизическое и юридическое.
Карьера: Работал научным сотрудником в ИПФ РАН, экономистом, начальником отдела ценных бумаг, начальником управления ценных бумаг ОАО «НБД-Банк».

«Лидер года» помог НБД-банку стать брендом
Отправной точкой создания проекта «Лидер года» можно считать командировку в болгарский Procreditbank. Ее организовал ЕБРР — один из акционеров НБД-Банка — в целях обмена опытом. В командировку ездили втроем — Николай Терещенко, тогда он возглавлял отдел продвижения в банке, Дмитрий Федюнин, начальник кредитного управления, и я, будучи тогда руководителем отдела маркетинга. Когда мы посмотрели, как работают с малым и средним бизнесом наши зарубежные коллеги, у нас окончательно оформилась идея «Лидера года». Сделать банк не просто местом, куда клиенты идут за получением денег, а советчиком, консультантом — такова была наша цель.
Проект сразу получился успешным — многие наши семинары собирали до 100 человек. Спикеров мы приглашали известных — у нас выступали Игорь Манн, Григорий Трусов, Игорь Липсиц*. Исследовательская часть проекта также весьма востребована, ведь небольшие компании редко располагают средствами для проведения собственных маркетинговых исследований. Мы же даем им возможность пользоваться качественными, проверенными данными.
В 2007 г. «Лидер года» в части семинаров шагнул за пределы области — во все регионы присутствия НБД-Банка: Пензенскую, Кировскую, Ивановскую области и республику Чувашия. В будущем году, возможно, здесь мы запустим и исследовательское направление.
Стоит отметить, что проект постоянно меняется, адаптируясь к потребностям аудитории и изменениям рынка. Так, в 2009 г. «Лидер года» проходит в новом формате «БеZ воды». Название говорит само за себя — на семинарах будет только информация по существу, без лекций и общих понятий. Семинары «БеZ воды» объединяют принципы управления в новых условиях от консультантов-практиков ГК «ИНТАЛЕВ» и реальный опыт предпринимателей. В соответствии с тенденциями рынка, время проведения семинаров сократилось по сравнению с прошлым годом — с 8 до 4 часов. Это сделало мероприятия более доступными для руководителей с плотным рабочим графиком. Семинары получаются необычайно насыщенными.
Самое важное, что дал нам проект «Лидер года», — закрепление ассоциации НБД-Банка именно со средним и малым бизнесом. А это тот сегмент, на который направлена наша основная работа. * - выполняет функции иностранного агента