Меню

«Интернет вещей» как драйвер роста рынка

Иллюстрация: Кира Мишина

Об этом и не только шла речь на круглом столе, организованном журналом «Деловой квартал» в рамках X Юбилейного Международного форума информационных технологий «ITFORUM 2020/Цифровой мир».

Развитие технологий «интернета вещей», рост управленческой культуры топ-менеджеров малых и средних предприятий, концентрация телеком и ИТ-компаний на профильных направлениях и передача непрофильных аутсорсерам… Об этом и не только шла речь на круглом столе, организованном журналом «Деловой квартал» в рамках X Юбилейного Международного форума информационных технологий «ITFORUM 2020/Цифровой мир».

Десятый юбилейный ИТ-форум на Нижегородской ярмарке собрал более 3,5 тыс. участников из 30 регионов России, а также из Белоруссии и Украины. В рамках конгрессной и выставочной программ представлены новейшие тренды, лучшие практики, отраслевые кейсы и наиболее актуальные IT-решения, связанные с процессом цифровой трансформации в России и в мире. Присутствовавший на мероприятии заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев отметил, что решения, которые он увидел, «соответствуют самому высокому уровню и показывают конкурентоспособность продуктов, которые создаются в Нижегородской области».

Так, на форуме, был представлен программно-аппаратный комплекс «Киберсердце» от разработчиков из ННГУ им. Лобачевского, который способен распознавать сердечные заболевания на основе имеющейся базы данных. «Киберсердце» имеет систему графической поддержки анализа данных в кардиологии, систему автоматической выработки методик возможного лечения конкретных пациентов, а также систему измерения ЭКГ с отправкой результатов по беспроводной сети. Сердечно-сосудистый хирург ГКБ №5 Александр Никольский считает, что благодаря этому проекту врачи смогут обеспечить догоспитальную диагностику пациентов на уровне поликлиник. Проект «Киберсердце» реализуется в рамках постановления правительства РФ «Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий» и получил субсидию в размере 170 млн руб. на три года.

ННГАСУ продемонстрировал проекты модернизации современных IT-систем мониторинга технических состояний уникальных зданий и сооружений для раннего обнаружения негативных процессов, космический мониторинг природных пожаров. А НГТУ — инновационные проекты по дистанционному управлению транспортными средствами, технологическими машинами и устройствами.

В рамках форума также состоялось подписание соглашения между губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и председателем правления АО «Национальная система платежных карт» Владимиром Комлевым, которое предусматривает создание платежно-сервисного инструмента для жителей Нижегородской области на базе карты «Мир».

«Мы уверены, что объединение как финансовых, так и нефинансовых сервисов на одной карте не только сделает ее использование более удобным для человека, но и позволит решить сразу несколько важных задач на уровне региона. Следующим шагом в реализации подписанного соглашения станет создание на базе карты «Мир» продукта, функционал которого будет интересен именно жителям Нижегородской области», — отметил Владимир Комлев.

По словам Валерия Шанцева, высококлассные ИТ-специалисты, которые приехали на форум, высказались о необходимости объединения профессионалов разных сфер для развития отраслевых информационных технологий.

«Поэтому мы приняли решение создать ИТ-кластер, вокруг которого сконцентрируются исследовательские центры, промышленные предприятия и инвесторы. Мы заинтересованы, чтобы наши предприятия шли в ногу со временем — именно это дает импульсы к развитию, продвижению на конкурентных рынках и, в конечном итоге, к получению новых контрактов и заказов, что в свою очередь отражается на зарплатах сотрудников».

«Интернет вещей» равно «автоматизация»?

За последние 20 лет информационные технологии в бизнесе прошли большой путь — от поддерживающей функции к одному из центров получения прибыли и создания конкурентных преимуществ. «Буквально несколько лет назад ИТ воспринимались как возможность сокращения издержек, а сейчас на современных предприятиях все бизнес-процессы настолько сильно переплетены с современными технологиями, что уже невозможно провести четкую грань между бизнес-процессом и поддерживающей его инфраструктурой. Сейчас автоматизация бизнеса будет уходить в автоматизацию электронных платежей, онлайн торговлю и т.п.», — считает директор департамента продаж КРОК Поволжье Алексей Бормотов.

Пока мировой рынок IoT растет огромными темпами, в некоторых странах успешно внедрены «умные» системы, а в единую платформу добавляются и интегрируются множество дополнительных сервисов, в России нет прорывных идей для IoT и IIoT (промышленного интернета). Руководитель нижегородского отделения АО «Ай-Теко» Роман Антонов подчеркивает, что предприятия хотят минимизировать использование человеческих ресурсов, максимально сократив их, и включить в инфраструктуру сервисы, которые будут между собой коммуницировать, а результат этого взаимодействия будет выдаваться непосредственно человеком: «В результате развития технологий «интернета вещей» и М2М — межмашинного взаимодействия, точечные запросы на внедрение умных сервисов поступают к нам от тех предприятий, которые на сегодняшний момент достаточно уверенно стоят на ногах».

Генеральный директор компании «СОНЕТ» Алексей Малышев подчеркивает, что все решения, связанные с интернетом вещей, находятся в стадии разработки:

«Существуют определенные кейсы, которые реализуются компаниями, такими как HP или Microsoft, но четкого понимания на ИТ-рынке, как решения IoT можно монетизировать, нет. Сейчас мы ищем свою нишу в этой сфере».

По мнению Романа Антонова, в данный момент, речь идет скорее не о проблеме монетизации услуг «интернета вещей», а о сокращении затрат на персонал с их помощью.

«Конечно, это довольно однобокое применение новых технологий», — отмечает эксперт.

По оценкам компании «МегаФон», число проводных и беспроводных М2М-устройств в В2В и B2G секторах возрастет в России в 2,5 раза уже в следующие несколько лет. Основными драйверами роста станут сокращение стоимости решения и экономическая выгода. Менеджер по поддержке продаж VAS-услуг корпоративным клиентам Центрального филиала «МегаФон» Сергей Фомичев говорит о том, что видит колоссальный рост интереса к виртуальной АТС, таргетированным рассылкам, Big Data:

«Мы активно продвигаем эти услуги, а рынок предлагает хороший спрос на них. Несомненно, одним из драйверов рынка будет являться IoT (интернет вещей). Компании используют SIM-карты для автоматизации бизнес-решений. И компании сейчас понимают, что большие капитальные затраты лучше переложить в небольшие операционные затраты и значительно сэкономить».

Директор департамента по работе с корпоративными клиентами МТС в Нижегородской области Артур Сизов поясняет, что обычная VAS-услуга «Мобильные сотрудники» при добавлении к ней дополнительных сервисов (таких как 1С), которые обычный телеком-оператор не может реализовать, становится ИТ-проектом.

«Оператор связи, как правило, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, а для реализации основных ИТ-решений — закупки, установки и поддержки «железа» и софта — нет ресурсов и компетенций, для чего требуется привлечение еще одного подрядчика. Чтобы обеспечить полный комплекс услуг, мы развиваем новое направление — системную интеграцию, которая позволяет нам предоставлять клиентам бизнес-рынка все необходимые сервисы по принципу «одного окна», что более привлекательно для них с точки зрения оптимизации организационных и операционных затрат».

Таким образом, заказчики предпочитают умные сервисы, помогающие отслеживать основные показатели деятельности компании. Например, три года назад клиентам ОАТС было достаточно многоканального номера, распределения вызовов и голосового меню. Сейчас важна интеграция с CRM и т.п.

«Ключевым технологическим трендом становится развитие инфраструктуры в фокусе облачных технологий и обработки больших массивов данных. Проникновение IT и телеком-услуг в бизнес различного профиля будет только увеличиваться, ежегодно приближая компании к осознанию растущей роли телекоммуникаций в бизнес-процессах», — говорит директор по b2b филиала «Дом.ru Бизнес» в Нижнем Новгороде Мария Корнаухова.

Коммерческий директор Virgin Connect Юлия Королихина добавляет, что все чаще и чаще с помощью ИТ-компаний, клиенты узнают об открывающихся перед ними возможностях, понимают, что могут контролировать сотрудников из любой точки мира, сокращать свои издержки. Поэтому в последнее время активно развивается услуга видеонаблюдения.

«Основная часть наших клиентов сосредоточена в сфере ритейла. В Virgin Connect подключение этой услуги увеличилось на 15-20%. Конечно, в тренде и облачные технологии».

ИТ-инфраструктура: содержать самостоятельно или передать аутсорсеру?

Глобальное пришествие аутсорсинга прогнозируется последние 10 лет, но пока реализованы только отдельные подобные кейсы и нельзя сказать, что заказчики готовы передавать всю свою инфраструктуру на обслуживание. В целом ИТ-службы компаний идут по пути сокращения персонала с низкой компетенцией и передачей этих функций аутсорсерам. Чем меньше бизнес, тем легче он будет расставаться с ИТ-инфраструктурой. Для того, чтобы выигрывать на каких-то рынках, все равно нужно концентрировать ресурсы на основном бизнес-процессе, а другие процессы, передавать надежным аутсорсерам.

Любой проект, связанный с высокими технологиями, может развиваться за счет масштабных государственных программ, а монетизироваться — только за счет бизнеса. Поэтому компания «Ростелеком» внедряет решения на перспективу, которые востребованы и сейчас.

«Мы участвуем во всех бизнесовых проектах, которые связаны с развитием системы «Безопасный город» и ЧМ-2018. В настоящее время выполнено первичное математическое моделирование и расчет управления транспортными потоками для Нижнего Новгорода», — рассказал директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Михаил Иванов.

Алексей Малышев говорит о том, что, несмотря на то, что облачные технологии завоевывают все большее внимание у заказчиков, есть довольно большое число коммерческих центров обработки данных (ЦОД), которые незаполненны.

«Крупные и средние нижегородские компании чаще всего используют гибридные решения, то есть размещают основную инфраструктуру у себя, а ряд услуг переводят в облако, в ЦОДы. Но 70-80% инфраструктуры все-таки остается в собственности. И никаких глобальных предпосылок на нижегородском рынке пока нет, что ситуация в ближайшее время изменится».

Однако, Михаил Иванов, в свою очередь сообщил, что ЦОД «Ростелекома», построенный на площади Советской, компания была вынуждена умощнить, а планируемое заполнение его возможностей произошло меньше чем за два года вместо планируемых пяти лет. Компании, сравнив затраты на хранение персональных данных в ЦОДе с тратами на обновление оборудования и каналов, которые, в основном, находятся на сети «Ростелекома», делают выбор в пользу аренды мощностей.

«Несколько лет назад появилась технология, которая позволяет активно собирать данные с приборов учета. Мы сейчас находимся в стадии ее технологического тестирования, запустили одну базовую станцию, и через несколько месяцев продемонстрируем проект с одним из местных девелоперов. Для уверенного покрытия такого города как Нижний Новгород нужно, порядка, 20 таких базовых станций», — подчеркнул директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком».

Культурнее и консолидированнее

Руководитель по развитию корпоративного бизнеса компании «Вымпелком» Анастасия Платонова отмечает, что 68% российских предпринимателей вкладывает деньги в технологии, которые помогают им видеть, что происходит в компании, управлять бизнесом online. Именно на этот сегмент людей и рассчитана новая разработка. Компания «Вымпелком» обратилась в сторону малого и среднего бизнеса и вывела на рынок услугу «Мобильное предприятие». Это «коробочное» решение, которое объединяет в одном более десяти услуг, позволяющих управлять предприятием online: виртуальная АТС, мобильная связь, интернет, облачное хранилище, колл-трекинг, анализ звонков и рекламы, мессенджинг, управление продажами и блокнот с задачами. Сейчас мы видим интерес к этой услуге, она активно продается компаниям разных сфер деятельности, даже тех, которых мы не ожидали. Например, предприятиям, работающим в сфере автобизнеса.

В России четкая тенденция роста управленческой культуры, это заметно и в среднем, и в малом бизнесе, согласен руководитель «Манго Телеком» в макрорегионе «Центр» Михаил Пекерский. Причина — во главе компаний все чаще стоят квалифицированные прогрессивные менеджеры. И они очень хорошо понимают: в кризисные времена важна максимальная эффективность.

«Там, где об этом задумались, управление и администрирование всегда более качественное. Сам рынок побуждает предпринимателей внедрять новые сервисы, идти вперед, осваивать и использовать технологии — иначе теряешь конкурентоспособность», — говорит г-н Пекерский.  — Как лидер рынка виртуальных АТС и облачных бизнес-коммуникаций мы на масштабе наблюдаем повышенный спрос даже среди предпринимателей, в штате у которых буквально 3-5 человек. В ситуации повышения уровня конкуренции и ориентации на клиента, все понимают, сколько стоит каждый пропущенный звонок, необработанный заказ, забытый покупатель, во сколько обходится неэффективная реклама. И эта тенденция, это желание получить в свои руки инструменты, дающие, как продукты MANGO OFFICE, конкретный способ улучшить бизнес-результат, уже очевидна не только в мегаполисах, но и в небольших городах — везде».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что консолидация, которая началась на рынке пару лет назад, продолжится. Выделились компании-лидеры, которые предъявляют повышенные требования к качеству информационных сервисов, а между ИТ-компаниями, работающими в сфере среднего и крупного бизнеса, конкуренция обостряется. Это плюс для рынка, потому что порог вхождения в него растет как в области компетенций, так и в области ресурсов.

Юлия Кальсина

Средний и малый бизнес уступил свою роль крупным предприятиям

Сергей Кучин,министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области

Наряду с общемировыми трендами, такими как облачные технологии, большие данные, интернет вещей и т.п. на развитие российского ИТ-рынка в 2016 г. существенное влияние оказывали два фактора «нетехнологического» характера — экономика и политика. Именно эти факторы определяли структуру и объем ИТ-рынка. В прошлом году нижегородский ИТ-рынок, как и российский ИТ-рынок в целом, развивался не так активно, как еще несколько лет назад. Средний и малый бизнес, который в последние годы формировал структуру спроса на ИТ-рынке, уступил эту роль крупным предприятиям. Санкции, политика госрегулирования и курс на импортозамещение простимулировали предприятия госсектора, крупного бизнеса к запуску масштабных ИТ-проектов. Нижегородские ИТ-компании, работающие с такими клиентами, чувствуют себя достаточно уверенно, ровно как и те, кто имеет заказы со стороны зарубежных партнеров, спрос на продукты нижегородских ИТ-компаний, особенно в области разработки софта, по-прежнему стабилен.

Говоря о тенденциях 2016 г., стоит отметить, что на нижегородском ИТ-рынке они аналогичны тем, что определяли динамику рынка по стране. Основными трендами ушедшего года стали — рост спроса на решения в сфере информационной безопасности, решения, обеспечивающие цифровую трансформацию бизнеса и рост спроса на отечественное ПО. В данных сегментах спрос вырос примерно на треть.

Много лет назад, когда ИТ-форум только задумывался, он был ориентирован, в первую очередь, на госсектор. И это был стратегически верный шаг, потому что именно госсектор, наряду с наукоемкими производствами, во всем мире являются локомотивами развития ИТ-отрасли. Со временем реалии изменились. Сегодня мы все граждане цифрового мира! Поэтому основной задачей при организации форума в этом году было сделать его интересным и событийно насыщенным для совершенно разных целевых аудиторий: представителей госсектора, ИТ-отрасли, бизнеса, науки и образования, социальной сферы, профессионалов и обычных нижегородцев, студентов, школьников и пенсионеров. В программе форума было более 50 мероприятий, поэтому, надеюсь, нам это удалось!

Конструкторы для маленьких

Михаил Пекерский, руководитель «Манго Телеком» в макрорегионе Центр

Согласно данным Global Entrepreneurship Monitor, проводящей крупные исследования предпринимательства по всему миру, уровень предпринимательской активности россиян вырос на треть. Одновременно эксперты отмечают рост интереса малого и среднего бизнеса к технологическим инновациям.

— Во многом это связано с тем, что люди, даже далекие от индустрии IT, своими глазами видят, на что способны технологии, как они улучшают различные сферы жизни. Сомнений в том, что технологические инструменты повышают эффективность бизнеса, ни у кого не осталось, — считает Михаил Пекерский, участник круглого стола «ИТ-2017: внедрение новых сервисов на предприятиях» и руководитель макрорегиона «Центр» компании «Манго Телеком».

Кроме того, крупнейшие технологические компании, по мнению Пекерского, демократизируют технологии:

— На примере продуктов MANGO OFFICE видно, что инструменты, которые ранее могли использовать только корпорации, сегодня доступны компаниям малого и даже микробизнеса. В нашем случае, на основе MANGO OFFICE, абсолютно любая компания может, как конструктор, собрать свою систему бизнес-коммуникаций — подключить умную виртуальную АТС, улучшить обработку звонков, автоматизировать множество функций, повысить контроль сотрудников, увидеть в статистике и аналитике слабые места и точки роста. То есть получить много больше, чем просто связь. В этом эффект технологий.