Вектор развития торговой недвижимости в каждом городе совершенно отличается друг от друга. В Нижнем Новгороде сыграла свою роль определенная монополия на рынке: «Столица Нижний» «держит рынок».
Генеральный директор компании «IDEM – консультанты по торговой недвижимости» Екатерина Гресс:
Развитие рынка торговой недвижимости в Нижнем Новгороде происходит за счет данного крупного девелопера и пары других компаний, которые конкурируют друг с другом.
Игроки из других регионов к нам практически не заходят, «РИО» можно назвать исключением. Естественно такая «местная монополия» сказывается и на качестве проектов и на составе арендаторов комплексов, а самое главное, на инновациях, развитии новых трендов и направлений - они приходят к нам слишком поздно, а что-то не доходит вообще! В Новосибирске, например, два самых крупных проекта реализованы сетевыми девелоперами, качество их очень высокое, много новых для Сибири марок. Такая ситуация сразу «встряхивает» рынок, все вынуждены подтягиваться. В этом году мы в Новосибирске разработали сразу два проекта комплексной реконцепции ТЦ, с внедрением новых решений - фреш-маркета в одном и создание из обычного торгового центра общественно-культурного центра в другом.
По сравнению с Новосибирском, Екатеринбургом или Ростовом-на-Дону, в Нижний Новгород очень тяжело заходят иностранные бренды и марки. Я могу привести пример: у всех вышеназванных городов присутствует Starbucks, а в Нижний Новгород сеть любимых всеми кофеен заходить пока не готова. Massimo Dutti работал уже много лет в других городах, а у нас открылся только в прошлом году. И так со многими известными марками, которые пока не выражают доверие к нижегородскому региону. Почему так происходит? Вероятно, бренды не могут прийти к ценовому консенсусу с лидерами нижегородского рынка. Особенность нашего рынка заключается в том, что зачастую переговоры длятся долго и сложно. Ну и, кроме того, близость к Москве и возможность нижегородцев осуществлять покупки в столице, также играет свою роль. Не всем люксовым маркам выгодно увеличивать свое присутствие в городе, находящемся так близко от Москвы.
Очень интересный формат магазина – гипермаркет парфюмерии и косметики «Золотое яблоко», который является самым сильным региональным парфюмерным ритейлером» - в Нижнем Новгороде до сих пор не открылся. Представители бренда пока не могут найти подходящую площадку в городе, которая устроит их по локации и цене. Такая «бескомпромиссность» зачастую лишает нижегородский рынок «хороших» якорей для ТЦ.
В Нижнем Новгороде есть еще одна интересная специфика: при большой вариативности предложений есть дефицит мест в стрит-ритейле. Для сравнения: в Новосибирске, например, не так много станций метро, но они понятны для бизнеса - любая локация рядом с метро всегда продуктивна с точки зрения трафика и оборачиваемости денег. В Нижнем Новгороде станции метро – это только пересадочные узлы.
Обратите внимание - ни пл. Минина, ни пл. Горького не обладают качественным стрит-ритейлом. Там фактически нет помещений, которые бы позволили развиваться данному направлению или их крайне мало! Да, есть Большая Покровская, но это пешеходная зона, которая серьезно сдала свои позиции из-за увеличения мобильности нижегородцев. Цены на аренду упали и улица, кстати, опять «переформатировалась», как мы прогнозировали 3 года назад, в улицу «услуг», место для туристов.
В целом, развитие инфраструктуры города идет сейчас больше в пользу торговых центров, чем в пользу стрит-ритейла в силу и затруднения передвижения по городу и отсутствия парковок. Внимание ритейлеров и рестораторов сейчас по-прежнему будет устремлено преимущественно к торговым центрам, потому что культура досуга и покупок нижегородцев привязана к ТЦ. Для собственников нижегородских центров это очень радужная перспектива.
В Москве сейчас происходит обратная ситуация - людей возвращают к прогулкам. Современная философия жизни москвичей склоняется к европейской культуре, когда горожане гуляют по улицам, совершая покупки на «ходу». Это ярмарки, какие-то станции, концептуальный стрит-фуд. В Нижнем Новгороде практически нет подобных форматов, и вероятно, не будет: в городе очень мало подходящих локаций, парков, обустроенных общественных пространств, объектов которые могут стать «третьим местом».
Я не говорю уже о набережной с синим забором, на которую невозможно смотреть. В городе все делается для того, чтобы люди посещали торговые центры. Я, конечно, как специалист в области торговой недвижимости, не могу не снять шляпу перед теми, кто эту ситуацию создает. Но, как нормальный житель города, я считаю, что достойная альтернатива ТЦ у нас должна быть.