Игорь Рожковский, ВТБ: "Время легких денег прошло"
О том, какие тенденции определяли стратегию ведения бизнеса в текущем году, о значимых событиях и планах на будущее «ДК» рассказал управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.
Клиентами ВТБ в Нижегородской области являются самые разные бизнес-структуры — от торговых компаний до крупных оборонно-промышленных производств, говорит Игорь Рожковский.
Как вы оцениваете экономическую ситуацию в Нижегородской области? По-вашему, она лучше, чем в среднем по стране?
— Мы живем в одной стране. И для экономики Нижегородской области характерны те же тенденции, что и в целом для России. Тем не менее, ряд социально-экономических показателей нашего региона по итогам первого полугодия несколько выше среднероссийских значений. В частности, индекс промышленного производства составил 101, 2%; мы относимся к регионам-лидерам по росту оборота розничной торговли, по доле собственных доходов в общем объеме консолидированного бюджета области и по наименьшей доле дефицита бюджета.
У нас неплохо исполняется областной бюджет, налоги поступают стабильно. Что касается отраслевой специфики региона, то можно говорить о сохранении некоего баланса: несмотря на то, что некоторые отрасли испытывают большее влияние негативных экономических факторов (например, автомобильная промышленность), другие, такие как нефтехимия, производство нефтепродуктов, оборонная и атомная промышленность, напротив, чувствуют себя вполне комфортно.
Какие факторы являются сегодня определяющими в кредитной политике ВТБ? Есть ли какие-то отраслевые приоритеты?
— Мы не ставим отраслевых ограничений для себя. ВТБ в Нижегородской области присутствует практически во всех сферах региональной экономики. Нашими клиентами являются самые разные бизнес-структуры — от торговых компаний до крупных оборонно-промышленных производств. Но наши подходы к кредитованию сегодня по-прежнему остаются довольно консервативными. При рассмотрении каждого нового проекта мы очень внимательно подходим к оценке рисков. И ставку делаем, прежде всего, на клиентов, которые крепко стоят на ногах, адаптировались к нынешней экономической ситуации и имеют четкие планы на ближайшее будущее. То есть отрасль, в которой работает предприятие, для нас не является первичной, нам важнее его финансовое состояние, позиция на рынке и квалификация менеджмента.
В начале года вы спрогнозировали «слияния, поглощения и ценовые войны» в продуктовом ритейле. Как показало время, ваши прогнозы сбылись — за 2016 г. местные ритейлеры действительно стали продавать свой бизнес крупным федеральным игрокам. Действительно ли продажа продуктов питания остается одной из самых стабильных отраслей? Появились какие-то новые тенденции в ней за последнее время?
— На фоне явлений, связанных со снижением потребительского спроса, торговля продуктами питания выглядит наиболее стабильной отраслью, поскольку расходы на данную категорию товаров население сокращает в последнюю очередь. Последствия ослабления национальной валюты, сокращения потребительского спроса мы видим, прежде всего, в «не первичных», с точки зрения потребления, отраслях, таких, как, например, покупка автомобилей, ювелирных изделий, одежды.
На рынке продуктового ритейла, действительно, происходит консолидация игроков. И я думаю, что этот тренд продолжится. С одной стороны, число небольших компаний будет сокращаться, с другой — монополизация рынка крупными игроками усилится. Но в то же время мы наблюдаем и обратную тенденцию: некоторые сильные местные компании, к примеру, Spar, «Бристоль», выходят на федеральный уровень. Также я бы обратил внимание на формирование нового тренда в продуктовой рознице — достаточно активное развитие монопродуктовых магазинов «у дома» от производителей. Но насколько этот формат приживется и будет актуален для покупателя, покажет время.
Инвестиционная активность в Нижегородской области в целом и, в частности, иностранных компаний за прошедшие полтора года сократилась. Видите ли вы поводы для изменения этой тенденции?
— 2013—2014 гг. были периодом бурного роста инвестиционной активности: открывались новые производства, реализовывались строительные проекты, в том числе и в жилищной сфере. И ВТБ принимал активное участие в этих процессах. Начиная с 2015 г. количество новых проектов сократилось, кредитная активность и бизнеса, и банков снизилась. Сегодня мы более осторожно идем в новые проекты, поскольку наша главная задача — сохрание качества кредитного портфеля. И мы успешно с ней справляемся — проблемная задолженность у филиала на сегодня минимальная, не превышает 1%. Тем не менее, мы продолжаем активный поиск интересных проектов для реализации. Полагаю, что восстановление темпов роста кредитования возможно только при условии подъема инвестиционной активности. Источники этого роста мы видим, в первую очередь, в таких отраслях, как сельское хозяйство и машиностроение.
Что касается иностранных компаний, думаю, что в ближайшее время активности от них в реализации инвестиционных планов, в том числе и в нашем регионе, вряд ли стоит ожидать. Это связано в первую очередь с тем, что валютная составляющая проектов по понятным причинам резко увеличилась.
Недавно банк ВТБ выиграл право на предоставление кредитных ресурсов администрации Нижнего Новгорода. Для вас участие в таких конкурсах больше репутационная история или коммерчески выгодная?
— Безусловно, банк всегда ориентирован на укрепление своего имиджа в регионе, но мы в первую очередь — коммерческая организация, и главное в реализации подобных сделок для нас — это извлечение прибыли. При этом банк рассматривает кредитование регионального и муниципального бюджетов как вложение в достаточно надежные активы и готов осуществлять финансирование с минимальной процентной маржей, поскольку, по нашим оценкам и опыту финансирования областного минфина и департамента финансов города за последние десять лет, они являются надежными заемщиками.
В этом году произошло знаковое для группы ВТБ и для банковского рынка событие — присоединение Банка Москвы. Каковы основные итоги интеграции?
— В рамках процесса присоединения Банка Москвы, который завершился в начале мая, в ВТБ была создана глобальная бизнес-линия «Розничный бизнес», которая включает обслуживание физических лиц и представителей малого бизнеса. Работа с этими категорями клиентов ведется в бывших подразделениях Банка Москвы, которые сегодня стали розничными подразделениями ВТБ. Таким образом, в нашем регионе сейчас работает два филиала ВТБ — розничный и корпоративный.
Заканчивается 2016 г., и уже можно оценить его предварительные итоги. Какие цифры вы увидели по итогам III квартала? И как, по вашим прогнозам, изменится кредитный портфель банка ВТБ в Нижнем Новгороде по итогам года?
— Мы неплохо отработали третий квартал. По сравнению с 1 июля рост есть по всем ключевым показателям: кредитный портфель увеличился на 8%, привлеченные средства — на 9%. Серьезно увеличился портфель банковских гарантий — на 45%. Думаю, что по итогам 12 месяцев мы увидим минимальный рост в размере 1-2%. И это, принимая во внимание условия, в которых нам довелось работать в этом году, вполне закономерно и ожидаемо, поскольку работа банка была нацелена в первую очередь на сохранение качества портфеля.
Что ожидаете от следующего года?
— Думаю, в следующем году мы увидим рост ВВП. Соответственно, и спрос на кредитные ресурсы также несколько увеличится. Таким образом, значения наших показателей по активам будут выше, чем в текущем году. С другой стороны, мы понимаем, что время простых решений и легких денег прошло. Конкуренция среди банков будет и дальше расти. Финансовые учреждения уже сегодня предпринимают максимум усилий, чтобы клиент пришел именно к ним. Я думаю, что этот тренд будет актуален не только для банковского бизнеса.