Меню

«Хватит ныть про налоги и санкции, идеальных условий не будет никогда»

Александр Шаров. Иллюстрация: фото спикера

«Но, в целом, ситуация тяжелая. Многие люди, которые готовы были бы заниматься бизнесом, из него уходят или даже не думают его создавать. Потому что их пугает то, что происходит».

Александр Шаров, сооснователь и директор компании «Алмест», специализирующейся на производстве оборудования для бизнеса и сферы ЖКХ, поделился с DK.RU своим мнением о том, что бизнесом сегодня заниматься сложно, но идеальных условий для предпринимателей не будет никогда.

Справка DK.RU

 
Компания-производитель оборудования «Алмест» создана в 2012 г. в Нижнем Новгороде. Специализация предприятия — производство оборудования для бизнеса и благоустройства.
Открыты представительства в Москве, Домодедово, Казани.
Директор — Александр Шаров.
 

— Не думаю, что сейчас происходит какой-то кризис: те, кто хочет заниматься бизнесом, занимаются, а остальные постоянно ищут подводные камни. Для предпринимателя, как и для обычного человека, идеальных условий не будет никогда.

Да, покупательная способность населения падает, а налоговая нагрузка растет, это нельзя не признать. Но за последние пять-десять лет изменился и сам покупатель, поменялись каналы сбыта, условия доставки. Далеко не все смогли изменить свою бизнес-модель, поэтому и говорят про кризис. Хотелось бы, чтобы не ныли, а занимались делами: искали свои ошибки, а не пеняли на санкции и давление на бизнес.

В нашей компании мы с самого начала сделали ставку на онлайн-заказы, когда многие компании еще присутствовали исключительно в офлайн. Основная часть клиентов приходила из онлайна через входящие заявки. И этот момент стал для нас ключевым. Что касается логистики, то мы попытались сделать упор на доставку во все регионы страны. Наши клиенты находятся повсюду, и и одна из логистических компаний, с которой действует соглашение, позволяет нам быстро доставлять заказы в любую точку России.

Гладко, конечно, не бывает никогда, разве что в сказках. Но мы учились на своих и чужих ошибках и пытались довести до идеала те механизмы, которые задействовали с самого начала.

Одна из ошибок — попытка открыть еще одну точку продаж в Нижнем Новгороде в дополнение к действующему головному офису и пунктам выдачи в Москве и Казани. Хотели быть ближе к клиентам. Но это оказалось пустой тратой денег. Жизнь показала, что в нашей сфере деятельности достаточно одной точки в каждом городе, куда будут приезжать клиенты и поставщики. Важно осознанно, а не эмоционально подходить к росту бизнеса.

Также мы ошибочно стремились к тому, чтобы сделать что-то по модели «инхаус», не отдавая «на внешку». Получалось не очень. Для некоторых задач нужны квалифицированные исполнители на стороне, потому что иначе компания замыкается сама на себе. Бизнес должен создавать продукт, а не тратить ресурсы на обеспечение своей работы.

Близкие к идеальным условия для бизнеса в России были разве что в 2006 г., до августа 2008 г. экономика росла, цена на нефть становилась все выше и выше. И в 2010-2013 гг. тоже было неплохо, а потом что-то сломалось. Наша экономика всегда будет зависеть от нефти и газа, таковы нынешние условия, с этой иглы быстро слезть не получится. Поэтому всегда нужно быть готовым к изменениям и не зависеть от внешнего фона.

Произошла трансформация модели поведения потребителя. Если пять лет назад заказчик платил вперед и готов был ждать поставки по месяцу и более, то сейчас все сильно изменилось. Он более тщательно выбирает поставщика: изучает отзывы и информацию о компании. Раньше было принято платить аванс, сейчас же платежи делятся на несколько этапов, а иногда заказчик предпочитает и оплату по факту, что раньше было свойственно только лишь крупным компаниям. Сегодня даже небольшие фирмы стремятся улучшить для себя условия, пользуясь дефицитом спроса.

Точно так же как покупатели оценивают нас, мы оцениваем их. Были ли у них судебные разбирательства? Какие финансовые показатели? Когда создана компания? Можно ли ей доверять? С постоянными клиентами мы работаем на эксклюзивных условиях и, как правило, даем возможность платить по факту поставки. Но это бывает не всегда. В любом случае, пытаемся найти какой-то консенсус, чтобы всем было удобно, а сделка была успешна.

К сожалению ли, или к счастью, но мы перестали работать с госконтрактами. Если ты имеешь дело с госзакупкой, то чаще всего это низкая цена, низкое качество и несоответствие техническому заданию. Победившая в тендере компания делает хуже, чем нужно, только чтобы вписаться в бюджет. Мы на такие условия идти не хотим.

Мы выиграли один конкурс лет шесть назад. Все прошло хорошо: и по условиям, и по оплате. Однако участвуя в других тендерах, столкнулись со сложностями: например, закупка на небольшую сумму, но одна лишь подготовка конкурсной документации занимает несколько дней. Это не дает нам сработать в плюс.

Еще бывало так, что мы отказывались от участия, потому что с обозначенной максимальной ценой вписываемся в лучшем случае в себестоимость. Спустя две недели к нам приходит победитель конкурса и сообщает, что необязательно делать все так, как указано в ТЗ. Можно сделать послабление в толщине металла и уменьшить высоту. Мы спрашиваем: «Как же так, это же госзаказ?!». На что нам сообщают, что уже все согласовано. То есть соблюдение ТЗ не всегда является обязательным для исполнения государственного контракта.

Может быть, выгодны госзаказы на большие суммы? Иногда предприниматели делают это, только чтобы банально занять людей делом. То есть выбор стоит такой: или отпустить людей в неоплачиваемый отпуск или ввязаться в госконтракт. Что касается выполнения госзаказов по низким ценам в сезонные месяцы, то я это связываю исключительно с неопытностью: кажется, что можно уместиться в смету, но в изначальных расчетах где-то была ошибка или вскрываются какие-то нюансы.

Например, однажды мы сдавали объект на заводе в Нижнем Новгороде и в ходе копки земли наткнулись на, как оказалось в дальнейшем, высоковольтный кабель. Что это был за кабель, никто из сотрудников завода на тот момент не знал. Ни в одной схеме, ни в одном плане не было данных, что это за ветка, куда она ведет, сколько там мощность, действующая она или нет… На этом месте должен был стоять столб. Ответа от завода мы ждали 2-3 дня. Техника и рабочие простаивали, а это дополнительные расходы, которые не были учтены при первоначальном расчете. В итоге согласовали с заводом установку столба на меньшую глубину, чем изначально планировали. А если бы во время проведения работ кабель повредили? Это могло стоить кому-то жизни.

Я попытался быть оптимистичным, но в целом ситуация, конечно, тяжелая. Многие люди, которые готовы были бы заниматься бизнесом, из него уходят или даже не думают его создавать. Потому что их пугает текущая ситуация, они слышат негатив, мнения опытных предпринимателей о том, что бизнесом заниматься нельзя.

Частично это так. Бизнесом сегодня заниматься сложно. Но я вам точно могу сказать, что если сегодня пойти на завод, или куда-то еще искать свое место под солнцем, то там будет тоже не легче. Заниматься нужно тем, чем хочется, от чего получаешь удовольствие, и быть успешным всем назло.