"Что касается железобетонных пакгаузов на территории Стрелки, то, во-первых, прошу их не путать с пакгаузами с ажурными металлическими конструкциями".
Владимир Хохлов, руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области:
Рядом со станцией разобран пристрой из силикатного кирпича. В отличие от самой водозаборной станции, пристрой не является объектом культурного значения – это «поздний пристрой», который не представляет никакой ценности. Самому зданию водозаборной станции, находящемуся в частной собственности, ничего не угрожает.
Что касается железобетонных пакгаузов на территории Стрелки, то, во-первых, прошу их не путать с пакгаузами с ажурными металлическими конструкциями, решение о сохранении которых принял губернатор Валерий Шанцев.
Во-вторых, железобетонные пакгаузы никогда не являлись объектами культурного наследия, а все источники и исследования не дают информации о наличии признаков их исторической и культурной ценности. Я с уверенностью об этом говорю, потому что управлением были сделаны запросы во все возможные архивы - Нижегородской области, Москвы, Санкт-Петербурга, государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева в Москве и Нижегородскую государственную областную библиотеку имени В.И.Ленина. Кроме того, в 2007 и 2009 гг. на Стрелке выполнялись научно-исследовательские работы во время разработки зон охраны Собора Александра Невского и Главного ярмарочного дома.
Георгий Молокин, историк, журналист и активист инициативной группы по сохранению нижегородской Стрелки:
Я не являюсь специалистом в области бетонных конструкций и не знаю, являются ли эти строения уникальными. Но мне лично кажется, что эти бетонные конструкции, которые видны со стороны Кремля, Стрелку не украшают. Мне кажется, что их внешний вид таков, что можно было бы их демонтировать и на этом месте создать нечто более архитектурно и эстетически интересное. Нельзя сохранять все старые здания, к этому надо подходить творчески. Потому что любой город, любое архитектурное пространство должно развиваться.
Что касается ажурных металлических конструкций, которые стоят на берегу Волги, то все помнят, что губернатор принял решение эти металлические конструкции отреставрировать и сохранить. Считаю, что это совершенно замечательное решение. Я активно выступал за их сохранение, потому что их уникальность я изучил. Причём лично моя позиция была такова, что эти конструкции можно сохранять на том месте, где они стоят. Но потом возник вариант перенести их к Ярмарочному дому. Поскольку они много раз переносились, то я считаю, что это тоже рассматриваемое решение, это тоже могло бы быть интересным.
Андрей Лапшин, ректор ННГАСУ, председатель экспертной комиссии по использованию ажурных металлоконструкций на Стрелке:
С точки зрения специалиста — когда мы проводили экспертизу — я специально не стал настаивать на включение их в состав железобетонных конструкций. Скорее всего, я бы дал по ним отрицательное заключение. Тяжело доказать их историко-культурную значимость. С точки зрения архитектуры, они из себя ничего не представляют. Да, там есть элементы промышленного конструктивизма, которые заключаются, прежде всего, в том, что там имеются кессонные перекрытия, которые делали в начале 30-х годов, а уже где-то после 40-х данные технологии не применялись. Есть информация, что железобетонные конструкции находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Это проявляется в различных трещинах, которые идут по несущим конструкциям; наличие трещин говорит о том, что в арматуре, которая находится в теле бетона, развиваются коррозионные процессы. Эти процессы остановить крайне тяжело, практически невозможно.
Единственный вариант по сохранению этих конструкций является их усиление. Опять же, это усиление металла. Тогда возникает вопрос — в чем будет ценность этих бетонных перекрытий, если они будут обновлены металлическими элементами. С точки зрения восстановления этих конструкций — те затраты, которые будут проведены, они не приведут к улучшению вида; промышленный конструктивизм потеряется в современном усилении. Поэтому “бить в колокола” я не собираюсь. Нужно понимать, что в настоящее время они портят вид, а восстанавливать бетонные пакгаузы тяжело. Также тяжело доказать их историко-культурную значимость.
При этом если говорить про металлические конструкции 19 века, то практика многих европейских стран показывает, что они идут по пути приспособления под современное использование таких объектов. Такая практика как раз и говорит о том, что историческое наследие должно быть использовано.
Историко-культурная значимость ажурных конструкций очевидна. Когда мы проводили экспертизу, то оценивали не только их техническое состояние (а они находятся, надо сказать, в очень неплохом состоянии, каркас имеет достаточный запас прочности), но и архивные материалы, в том числе в Государственном архиве Санкт-Петербурга, где были эти конструкции изготовлены. Их история тянется с 1882 года.. Техническое состояние говорит о том, что при нормальном архитектурном решении их необходимо приспособить под современное использование. Они прослужат еще много-много лет. Насколько украсят Стрелку? Наверное, это преждевременно. Должна быть разработана концепция развития. Гармонично вписать эти объекты, я считаю, возможно.