Меню

Губернаторы, дайте свои мобильные номера инвесторам!

Александр Галушка, руководитель группы по налоговой политике «Страте­гии-2020», президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Путин сформулировал ключевую, центральн

Александр Галушка, руководитель группы по налоговой политике «Страте­гии-2020», президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Владимир Путин сформулировал ключевую, центральную задачу стратегического развития страны— 25 млн новых рабочих мест в течение 10–12 лет. По большому счету, это нить государственной политики и жизни общества. Возникают два вопроса: насколько это реально и как это сделать.
Насколько реально? Посмотрим на наших партнеров по БРИК: Индия— около 10 млн новых рабочих мест в год, Китай— 5 млн рабочих мест в год, Бразилия, наиболее близкая нам из всех стран мира,— в среднем более 2,5 млн новых рабочих мест каждый год. Новые рабочие места— это целевой ориентир не только для развивающихся стран. Недавно президент Обама сказал, что главный вызов Америке— это конкуренция за создание новых рабочих мест. И привел яркий пример со сталелитейным заводом. За одно поколение американцев численность на этом заводе сократилась с 1000 до 100 человек. И это породило социальную неудовлетворенность. Почему? Потому что выгоднее инвестировать не в Америке, а в Китае, Индии. Рабочие места создаются инвестициями, создаются капиталом. И конкуренция за их создание— это реальность глобального мира.
Европейский Союз просто субсидирует создание каждого нового рабочего места. Бизнесу дают деньги за каждое новое качественное рабочее место. Если это традиционные отрасли, то до 250 тыс. евро, но не более 25% от общего объема инвестиций. Если это инновационные отрасли— то до 80% инвестиций за каждое новое рабочее место в этих секторах компенсируется государством. Новые рабочие места— это главный вопрос экономической политики. Главный ответ на вопрос, как создать новые рабочие места,— поддерживать благоприятный инвестиционный климат. На федеральном уровне и в регионах. Практически все регионы России готовы давать налоговые льготы. Практически все регионы готовы субсидировать процентные ставки и давать госгарантии инвесторам. Почти все регионы России пытаются создавать индустриальные парки и промышленные площадки. Но мало у кого получается привлечь инвесторов. Получается у тех, где административная среда, личная позиция губернатора развернута лицом к инвесторам, где есть готовность реагировать на проблемы бизнеса, где есть открытость власти и готовность решать эти проблемы в режиме онлайн.
Мы приводим пример с номером мобильного телефона некоторых губернаторов, которые они дают бизнесменам, реализующим инвестиционные проекты, для оперативной связи. Иногда это вызывает улыбку, но у инвесторов такие действия губернаторов вызывают восторг, который выражается в объеме прямых инвестиций. Это лишь символ, но за ним стоит открытость власти.
И, конечно же, важна кроме региональной и федеральная повестка. Какой должен быть инвестиционный климат на федеральном уровне? Не просто благоприятный, а конкурентный. Если тарифыне низкие, не высокие, а конкурентные. То есть те тарифы, которые способствуют привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Если налоги— то конкурентные. Ни в коем случае не может идти речь о каком-то сплошном линейном снижении налогов. Но налоговый маневр, структурный маневр возможен. Когда мы снижаем одни налоги, такие как НДС, налог на прибыль, страховые взносы, и можем увеличить другие налоги, по отношению к которым инвестиционная активность и создание рабочих мест не столь чувствительно. Если административная среда, то конкурентная. Та, в которой действует принцип нерегулирования в случае, если оно не нужно. Если технические регламенты, то конкурентные. Мы все-таки часть глобального мира, и мы могли бы использовать техрег­ламенты Евросоюза как выверенные, достаточно стандартные. Если судебная система, то конкурентная. В которой развивается негосударственный, общественный арбитраж. Если услуги естественных монополий, то конкурентные условия потребления. Здесь лучшее решение— это публичная оферта, когда заранее известно, на каких условиях мы будем потреблять услуги естественных монополий, и создание специализированных служб по защите прав потребителей таких услуг.
Если доступ к земле, то конкурентный. Сегодня у нас ситуация такова, что земельный участок получает тот инвестор, который предложит большую цену. А, может быть, давать земельный участок тому, кто предложит большее количество рабочих мест, созданных за счет инвестиций в этот земельный участок?
Конечно, это не исчерпывающий набор предложений. Но это, если выражаться языком бизнеса, ключевые факторы успеха, которые создают наибольшую добавленную стоимость инвестиционному климату, в наибольшей степени способствуют созданию новых рабочих мест.
Текст подготовлен на основе выступления на VII бизнес-форуме «Деловой России» при содействии АЭРгрупп