Государство и бизнес созрели до серьезных совместных проектов
Марк Фельдман управляющий нижегородским филиалом банка «Уралсиб» Пять-шесть лет назад в России обозначилось такое понятие, как государственно-частное партнерство. В начале этот оборот носил неуточ
Марк Фельдман управляющий нижегородским филиалом банка «Уралсиб»
Пять-шесть лет назад в России обозначилось такое понятие, как государственно-частное партнерство. В начале этот оборот носил неуточненный, неотцифрованный, скорее абстрактный характер. Многие об этом говорили, но до реальных проектов дело не доходило. Это и понятно: надо было притереться— раз, понять возможности— два. Необходимо было также в различных субъектах Федерации прийти к неким соглашениям с конкретными чиновниками, которые представляют интересы государства.
В этой вербальной формуле государственно-частного партнерства есть два участника дела— государство и частный бизнес. С одной стороны, коммерческие структуры— это не альтруистические организации, и не надо ждать, что они пойдут всем раздавать деньги. Ведь речь идет не о благотворительности, не о спонсорстве, а о совместных задачах, которые в синтезе могут, а главное, должны дать искомый для всех результат.
Вообще в России одной из особенностей ведения бизнеса является быстрая оборачиваемость капитала — год-два. Хотя во всем цивилизованном мире проекты длиною в 7, 10 и даже 15 лет не являются эксклюзивом. Но постепенно российским коммерсантам приходится перестраиваться, потому что серьезные масштабные проекты не бывают короткими. И надо понимать, что, если мы хотим жить лучше, ни Бог, ни царь и ни герой нас не спасут. Решить проблему можно только сообща, вместе. На эту тему есть очень емкая поговорка: нет нерешаемых задач — есть неприятные решения.
Сегодня уже есть примеры подобного сотрудничества. Например, в процессе подготовки к Сочинской олимпиаде 2014 г. многие крупные федеральные бизнес-структуры участвуют в партнерских взаимоотношениях с государством. Или взять инновационный центр «Сколково». И мы видим, что да, тяжело, с пробуксовкой, но эти проекты реализовываются. Насколько они будут положительными и показательными— покажет время.
На местном уровне тоже есть прогресс. И этому есть объяснение. Нижегородская область стала стабильнее в политическом и экономическом смысле, чем 7–10 лет назад. У нас выработаны алгоритм и инструменты взаимодействия сторон, то есть правила игры обозначены, и они прозрачны. Любой коммерсант может прикинуть, вписывается он в эти правила или нет. Необходима только добрая воля, желание и умение эти инструменты правильно применить. «Уралсиб» был одним из первых банков, который заключил соглашение о государственно-частном партнерстве с правительством Нижегородской области пять лет назад. Мы принимаем участие в программах развития реального сектора экономики, экспортного потенциала и социального комплекса региона, в проекте «Доступное и комфортное жилье— гражданам России». И схема реально работает, мы получаем свои дивиденды, государство и население— свои.
Одно можно сказать точно: государство и бизнес созрели до того, чтобы объединять свои усилия на благо россиян. Возможно, не все технические моменты отточены, но это достигается методом проб и ошибок. Чтобы понять вкус конфеты, нужно ее развернуть и попробовать. Понятно, что бизнес ничему не верит, его много раз обманывали, но и власть тоже осторожно относится к коммерсантам. Идет притирка. Это нормальный процесс.
Я думаю, что в ближайшие года три мы будем наблюдать серьезные сдвиги в государственно-частном партнерстве. И на примере Сочинской олимпиады увидим все положительные стороны и все сложности этой модели. Но мы должны пройти по этим граблям. Не надо бояться спрашивать у властей отчет за те действия, которые они должны исполнять. Реальная социальная ответственность не может возникать только в одном бизнесе. Движение в одну сторону всегда бесконечно, безгранично, но нерезультативно.
Самое главное, что осознание необходимости такой модели взаимоотношений есть и у власти и у бизнеса, осталось сторонам «слиться в едином порыве».