«Для них главное — в отчетности показать перманентную экономию! Их, кстати, очень сильно напрягают за неосвоенные денежные средства. Клерки, занимающиеся госзакупками, не хотят получать "звездюлей"».
С 1 января 2019 г. вступили в силу очередные изменения в порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В частности, произошел переход на электронные закупки. Также необходимо проходить обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок. Кроме этого, был поднят налог на добавленную стоимость с 18% до 20%.
Изменился и порядок расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Заказчикам разрешили в расчет совокупного годового объема закупок включать закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как обстоят дела малого и среднего бизнеса в сфере госзакупок, NN.DK.RU рассказал нижегородский бизнесмен Сергей Москаленко, занимающийся розничной и оптовой торговлей автозапчастями.
— По поводу нарушений при закупках могу сказать, что тут надо смотреть, какие нарушения. Мелкие (нарушение регламента) ведь тоже попадают в статистику, но они, по сути, не так значительны и ни на что не влияют. На бизнес в сфере закупок влияет задержка оплаты по контрактам: задержка по оплате на месяц и больше влечет уже существенные встречные пени от поставщика.
Лично я ушел с госзакупок год назад по причине низкой рентабельности этих поставок. И в итоге имею кучу звонков от покупателей с предложениями прийти на торги: «Хоть кто-то придите, и вы чемпион».
А зачем мне работать под 2,5% рентабельности?! Я даже одну поставку в минус сделал, ибо проспал повышение цен из-за бюрократических проволочек согласования. Выиграл тендер на «мизере» (6%), сезонное повышение цен +5%, и всю прибыль «сожрали» налоги. Получилась работа ради работы.
На торгах побеждает цена, а не качество. На госзакупках отчетность по экономии бюджетных средств стоит превыше качества продукции и более длительного срока эксплуатации товаров. Я уже год не участвую в этой профанации.
Откатов там нет, по крайней мере, в моей сфере (поставка автозапчастей), но и заработать, как 5-10 лет назад, не получается. Крупные компании, которые участвуют в торгах, сами работают на госзакупках только для прокачки объема. Средний, а тем более малый бизнес оттуда давно вытеснили. Побеждает цена, а хорошую цену могут дать либо производители, либо очень крупные дилеры.
Очень простой пример. Вот вы хоть иногда задумывались об индексах скорости и индексах нагрузки для автошин? А в госзапупках это первично! При равных условиях победит дешевая шина производства Алтайского шинного комбината, а не Нижнекамского. Но при этом первая шина пройдет 10-20 тыс. км, а вторая в несколько раз выше — 30-50 тыс. км. Но вторая, конечно, дороже, и я уже молчу про импортную.
Выгоднее покупать дороже, так как она дольше прослужит и покупатель будет в плюсе. Но государство каждый год закупает дешевые шины, что суммарно в трех годах эксплуатации выходит дороже. Для них главное — в отчетности показать перманентную экономию! Их, кстати, очень сильно напрягают за неосвоенные денежные средства. Просто мелкие клерки, которые занимаются госзакупками, не хотят получать «звездюлей». В нашей стране действует старая поговорка: «Инициатива всегда наказуема».
Им важно освоить выделенные деньги, а все остальное их не интересует. Если они не освоят средства, то на следующий год денег по этой статье им не выделят. Но это никак не отражается на их заработной плате. Они все на ставках тарифной сетки. Просто немногие хотят уходить с «насиженных» мест, где сильно не напрягают, ведь рабочих мест в стране мало. Государственная служба — болото. Люди там становятся просто исполнителями.
Что касается квот для бизнеса, то я вам больше скажу. Практически 100% торгов проходят для малого и среднего бизнеса. Но мы же понимаем, что есть «малый бизнес». Дилер просто открывает ООО и выходит на торги под видом малого бизнеса.
Побороть эту ситуацию сложно. Мы на рынке, а он сам регулирует. Предприниматель решает, интересно ему или нет, а работа через определенную аффилированность — это уже слегка жульническая схема. Разорвать порочный круг именно для малого и среднего бизнеса не получится. По сути, крупный бизнес через какие-то свои фирмы выигрывает тендеры у малого бизнеса за счет цен, и остановить это невозможно.
Несколько лет назад такого не было, но из-за снижения покупательской способности на вторичном рынке крупный бизнес пошел в госзакупки. Раньше это нивелировалось. Крупный бизнес имел принципы, определенные проценты на наценку, но сейчас ситуация поменялась.