1 декабря 2013 г. вступили в силу поправки в закон «О связи», позволившие россиянам менять мобильного оператора с сохранением номера телефона. DK.RU узнал, почему передела рынка так и не произошло.
Операторам было дано четыре месяца на подготовку к обмену. Сначала услуга MNP (Mobile number portability, переносимость мобильного номера) работала в тестовом режиме. Но уже с марта 2014 г. начали действовать жесткие ограничения по срокам - номер физлица оператор обязан будет перенести за 8 дней, юрлица – за 29 дней.
Более чем за год работы услуги, общее количество перенесенных номеров превысило 1 млн 028,67 тыс., а общее количество заявок на перенос номера составило 1 млн 502,699 тыс. (по состоянию на 11 февраля).
По данным ИХ «Финам», в РФ на текущий момент около 245 млн мобильных активных абонентов. Таким образом, услугой воспользовалось менее 0,5% от активного числа абонентов.
Операторы неоднократно предупреждали о невысоком спросе на MNP – с учетом того, что при населении 146 млн крупные операторы ежегодно подключают более 110 млн абонентов в год (по данным AC&M за полный 2013 г.) было очевидно, что доля переносов с сохранением номера будет невелика, сообщили DK.RU в компании МТС.
«МТС чувствует себя уверенно – у нас положительный баланс как на массовом рынке, так и на корпоративном. Мы также видим, что многие наши абоненты, которые переходили к другим операторам, возвращаются обратно. В целом, при самой большой абонентской базе в России, от услуг МТС отказывается наименьшее количество людей. У МТС самый низкий отток по тройке (9,2% за третий квартал), мы самый выгодный оператор для пользователей – АРРМ (средняя цена за минуту) равен 0,95 рубля», - продолжили в компании.
Два других представителя большой тройки – «Билайн» и «Мегафон» - в целом подтверждают заявления МТС.
«Изменения абонентской базы именно в результате MNP являются не очень существенным фактором. Количество клиентов, воспользовавшихся услугой, пока невелико в разрезе общей абонентской базы всех операторов. На массовом рынке ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») сохраняет примерный паритет с другими операторами по MNP, на корпоративном рынке приток клиентов по MNP в «Билайн» превышает отток».
В то же время директор по связям с общественностью Центрального филиала компании «МегаФон» Юлия Данилова добавляет, что компания видит положительную динамику переносов номеров в компании как на массовом, так и на корпоративном рынках.
«Для корпоративного рынка услуга особенно важна, так как дает свободу клиентам, которым важно сохранить номер», - отмечает она.
В компании НСС и вовсе отмечают, что услуга перехода в сеть другого мобильного оператора с сохранением номера у абонентов НСС в Нижегородской области не пользуется популярностью:
«По данным результата опроса, проведенного среди абонентов, которые перешли к НСС из сети другого мобильного оператора, большинство отметили, что основными причинами перехода стали наличие простых тарифных планов, низкая стоимость услуг, а также хорошее качество связи. Кроме того, наблюдается тенденция повторного возврата абонентов НСС в сеть мобильного оператора. Для повторно вернувшихся к НСС абонентов определяющим фактором также стали простые тарифные планы, выгодная стоимость услуг и качество связи».
Еще в конце 2013 г., до вступления поправок в закон, в компании Tele2 прогнозировали, что введение закона будет проходить по «спокойному» сценарию.
"На текущий момент Tele2 принимает заявления от абонентов в запланированном режиме, без каких-либо технических сбоев. Мы фиксируем переходы как в нашу сеть, так и к другим операторам, но ажиотажного спроса не наблюдаем. Услугой MNP интересуется лишь несколько процентов российских абонентов компании Tele2. В Нижегородской области их и того меньше – меньше десятой процента абонентской базы региона. Тем не менее, мы считаем, что закон необходим и абонентам, и телекоммуникационной отрасли в целом. Так, абоненты получают возможность выбора поставщика услуг, не привязываясь к номеру SIM-карты, а операторов связи это мотивирует улучшать качество сервиса в салонах связи и в звонковом сервисе, совершенствовать тарифы, расширять спектр предоставляемых услуг", - прокомментировала DK.RU менеджер по связям с общественностью Tele2 Нижний Новгород Ольга Абраменко.
Таким образом, можно констатировать, что передела рынка после отмены «мобильного рабства» не произошло. Операторы завоевывают доверие абонентов качеством услуг, введением новых сервисов и понятных тарифов, а также развитием мобильного интернета. Эта ситуация характерна как в целом для России, так и для Нижегородской области в частности.
По словам финансового аналитика ИХ "ФИНАМ" Тимура Нигматуллина, некоторые неудобства, связанные с процедурой переноса номера и платность данной услуги, существенно ограничивают на нее спрос среди населения.
«Игроки рынка стремятся получить устойчивое конкурентное преимущество не за счет маркетинга, а при помощи инвестиций в новые технологии (4G) и в качество обслуживания. Таким образом, их доли рынка меняются достаточно плавно, и я не жду резкого передела сфер влияния», - заключает он.
Следующим шагом в развитии сервиса MNP может стать переносимость фиксированных (городских) номеров. Минэкономики уже направило в Минкомсвязь, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и Роспотребнадзор предложение внедрить услугу сохранения номера при смене оператора фиксированной связи, передает «Ъ». В ведомстве предлагают начать с Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, а затем поэтапно вводить услугу в других регионах.