Меню

Галина Клочкова: «Стандартный подход к образованию и воспитанию безнадежно устарел»

Педагоги должны предоставлять ребятам возможности из разряда «твори, выдумывай, пробуй», а нацеленность на успешную сдачу ЕГЭ мешает им разглядеть за деревьями лес.

О навыках, которые будут создавать преимущества в эпоху цифровизации и о недочетах нынешнего подхода к образованию детей DK.RU рассказала Галина Клочкова, директор частной школы им. Ломоносова.

 

Психологи дошкольного образования бьют тревогу: дети перестали играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию социальных компетенций и самостоятельности в принятии решений. Во времена стремительной цифровизации ребята с младенчества утыкаются в различные гаджеты. И происходит парадокс: при большом, зачастую – избыточном объеме информации дети не понимают, как ей пользоваться. Вся «нацеленность на результат» выливается в ожидание готового ответа нажатием одной кнопки.

 

Развитию творческих способностей не способствует и современная система образования. Редко, когда учитель похвалит ребенка за то, что тот действует не как все. Попытки критики того или иного положения (способа решения задачи, общепринятой трактовки образа главного героя и т.д.) в 90% случаев воспринимаются в штыки.

 

Если наших отечественных преподавателей спрашивают, могут ли они мотивировать детей, могут ли они работать с детьми с разными потребностями, развивают ли обратную связь с детьми, они, скорее всего, ответят: «Да». А если задать тот же самый вопрос по-другому: используют ли они задания, которые дети должны проработать сами, пока не найдут решения, рассуждают ли их ученики, как улучшить свою эффективность, и так далее – ответы будут отрицательными. Наши педагоги замечательные и очень талантливые, но за работой, скажем, сингапурских педагогов стоят новые государственные стандарты, методики и методички, которые направлены на развитие критического мышления, инициативности и других навыков XXI века.

(Цитата с сайта: tili-mili-tryamdiya.ru)

 

Словом, «современная» система общего образования в России уже далеко не современна. В подавляющем большинстве школ произошло столкновение старых правил с новыми возможностями. Больше не существует однозначного «хорошо» и «плохо». Нестандартное мышление фактически кладет на лопатки стандартный подход.

 

Качества, которые ценятся в эпоху цифровизации:

 

- познавательная инициатива;

- воображение;

- творческие способности;

- склонность к экспериментам;

- навыки проектирования и коммуникации (работа в команде, уважительное отношение к мнению других);

- стрессоустойчивость;

- нацеленность на профессию;

- настойчивость и осознанность в достижении цели.

 

Список можно продолжить.

 

Но, за редким исключением, российские педагоги и чиновники от образования просто не представляют, как работать в новых условиях.

 

- Основная задача – переориентировать детей на самостоятельное исследование предмета, - считает Галина Клочкова, - чтобы мы готовили их не к экзамену, а к профессии.

 

Педагоги должны предоставлять ребятам возможности из разряда «твори, выдумывай, пробуй»: пусть они углубленно изучают предметы, которые станут основой их дальнейшего образования.

 

Некоторые могут сказать: «Да что дети понимают? Они свое мнение изменят сто раз». Ничего страшного. Взрослые тоже далеко не всегда уверены, что их планы – это единственно верное решение.

 

Но: ребенок, который знает, как важна последовательная поэтапная работа, будет всегда на голову выше того, который привык зазубривать в последнюю ночь перед экзаменом. Цель – научить учиться. А остальное приложится.

 

Наталья Лисицина