Меню

Форум "Будущее города" в Нижнем Новгороде: как это было

Города РФ не попадают в топ мировых рейтингов по качеству жизни. На форуме «Будущее города: город, комфортный для жизни» представители власти, бизнеса и общества выясняли, как можно исправить ситуацию

Мировой рейтинг городов с высоким качеством жизни уже несколько лет составляют компания Mercer, журналы The Economist и Monocle. Различаются они не принципиально — лишь вниманием к отдельным показателям. Одними из основных критериев, по которым оценивается комфортность жизни в городе, выступают: безопасность жизни, уровень образования и здравоохранения, эффективность инфраструктуры, доступность и стоимость жилья, культурная жизнь, климат, условия для бизнеса. Российские города ни разу не попадали в топ международных рейтингов, недотягивая ни по одному из критериев оценки.

В 2014 г. департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование качества жизни в российских городах. В рейтинг вошли 37 городов России с населением больше 500 тыс. жителей. Оценивались удовлетворенность жителей своими доходами, системой ЖКХ, образованием, медициной, дорогами, благоустройством города. Также исследовалось желание россиян покинуть свой город в поисках лучшей жизни. Интересно, что лидером рейтинга стала не Москва, а Тюмень. Нижний Новгород оказался одним из городов, наименее удобных для жизни, по уровню здравоохранения заняв предпоследнее, 36-е место. В общем списке столица Приволжья стала только 25-й, уступив, в том числе, Перми, Оренбургу, Томску, Уфе и Барнаулу.

На форуме «Будущее города: город, комфортный для жизни» эксперты — представители власти, бизнеса и общественных организаций — пытались выяснить, что нужно сделать в Нижнем Новгороде, чтобы он приблизился к понятию «город будущего», стал дружелюбнее и комфортнее для своих жителей. Оказалось, что у власти, бизнеса и общества представления о комфортном городе разнятся, а иногда даже диаметрально противоположны.

Смириться и потерпеть

Открыл форум «Будущее города: город, комфортный для жизни», в шестой раз организованный журналом «Деловой квартал-Нижний Новгород», и. о. министра строительства, ЖКХ и ТЭК Нижегородской области Владимир Челомин. Он рассказал о проектах, которые реализуются в городе, и которые премущественно связаны с приближающимся чемпионатом мира по футболу-2018.

По словам Владимира Челомина, развитие любого города невозможно без строительства инфраструктуры, жилья, коммерческой недвижимости, социальных объектов, развлекательных комплексов. А непосредственно сама строительная сфера зависит от инвестиционной привлекательности проектов и экономического потенциала города.

«Одно из главных направлений развития Нижегородской области — строительство жилья. Сегодня это комплексная жилая застройка, потому что точечная давно себя изжила. В Нижнем Новгороде реализуется много проектов микрорайонной застройки, а с 2007 г. действует программа по комплексному развитию территорий. За это время нами было заключено 105 договоров с инвесторами», — рассказал и. о. министра.

Президент ГК «ЕвроДом» Алена Харитонова поинтересовалась у и. о.министра, как ее компания может попасть в программу развития застроенных территорий, потому что 50-100 тыс. кв. м малоэтажного жилья украсили бы город к ЧМ-2018. В ответ на это Владимир Челомин сообщил, что в рамках программы инвесторам предлагается 21 участок, однако желающих заниматься их развитием нет.

Заместитель директора по маркетингу «Жилстрой-НН» Евгений Суменко отметил, что если раньше понятие «комфортное жилье» было равнозначно понятию «комфортная квартира», то в течение последних 20 лет оно значительно расширилось:

«Теперь комфорт немыслим без соответствующей инфраструктуры (в том числе социальной) и благоустройства. Застройщики, которые реализуют проекты комплексной застройки, обладают полным спектром возможностей для создания комфортной жизни в микрорайонах». Евгений Суменко также поддержал Владимира Челомина, отметив, что, если бы условия участия в программе развития застроенных территорий были прозрачнее, компания «Жилстрой-НН» более внимательно к ней присмотрелась.

Член Совета директоров ГК «Каркас-Монолит», генеральный директор ООО «КМ Анкудиновка» Андрей Вершинин считает, что комфортное жилье  значит — удобное, безопасное и инновационное:

«Основная идея проекта «КМ Анкудиновский Парк» заключается в создании комфортного пространства, где все сделано для людей. Так, концепция «двор без машин» подразумевает свободное от автомобилей внутреннее пространство ЖК за счет строительства надземного и подземного паркингов. При комплексной застройке здесь были применены инновационные технологии строительства. Облицовка домов цветными многослойными фасадными панелями, изготовленными на собственном производстве, позволяет повысить функциональное качество жилья и улучшить его внешний вид».

Тему инновационных технологий для комфортного жилья продолжил директор филиала МТС в Нижегородской области Дмитрий Бобиков, который рассказал о технологии «интернета вещей»:

«В России уже 6,6 млн телематических sim-карт. Количество М2М sim-карт в сети МТС по итогам 2015 г. выросло на 500 тыс. и составило 3,6 млн sim-карт. Отраслей, где применяются технологии «интернета вещей», довольно много, в основном это транспорт, банковская сфера, ЖКХ. В рамках темы «комфортного города» интересен проект компании МТС, который мы реализовали в Чебоксарах, где телематическими sim-картами были оснащены электронные табло остановок городского общественного транспорта. С помощью информационных табло пассажиры получают информацию о прогнозе времени прибытия и номере маршрута общественного транспорта, а также дополнительные данные в виде бегущей строки».

Кроме того, по словам Дмитрия Бобикова, сейчас появились устройства, которые позволяют управлять приборами достаточно большой мощности на значительном расстоянии:

«Достаточно вставить в розетку специальное устройство, которое «запустит» остальные приборы в доме. Так, можно, например, включить отопление на даче за 2-3 часа до вашего приезда».

Взявший слово заместитель администрации Нижнего Новгорода Анатолий Молев рассказал о том, что администрация «активно ведет работу по созданию комфортной среды», повторив слова Владимира Челомина о реализуемых проектах комплексной застройки в городе. Он рассказал о «реновации центральной исторической части Нижнего Новгорода» для привлечения туристов, которая будет продолжена, и о комплексном благоустройстве Волжской набережной и создании городского парка на Стрелке.

Генеральный директор АО «Роза ветров» Мария Свиридова поинтересовалась планами городской администрации по установке общественных туалетов на пл. Горького и ул. Рождественской. «Есть вопросы по их эксплуатации, которыми мы занимаемся. Ситуация находится под контролем», — ответил Анатолий Молев.

Особенно собравшихся волновал вопрос с пробками в районе строящегося стадиона и организации платных парковок.

«С пробками в районе стадиона какое-то время придется смириться и потерпеть. В перспективе пробок станет больше, поскольку в скором времени мы перекрываем улицу Совнаркомовскую для решения вопроса гарантированного водоснабжения 45-тысячного стадиона. Эти работы будут выполняться в ближайшие три месяца. Плюс основная работа, которая будет отражаться на пробках, — приведение в порядок улиц, ведущих к будущему стадиону. Она будет начата в этом году и продолжена в 2017 г.», — рассказал Анатолий Молев.

Что касается платных парковок, то представитель нижегородской ивент-индустрии Андрей Переходченко спросил замглавы администрации о том, кто будет «расплачиваться» за технические ошибки из-за сбоев в работе парковки на ул. Рождественской: «Если придет штраф, то к кому обращаться и где искать виноватого?».

В ответ на это директор департамента общественных отношений и информации Даниил Смирнов пояснил, что есть много способов оплаты парковки, и что если не работает один — это не значит, что не работает вся система.

«То есть я должен изыскать работающий вариант, чтобы оплатить парковку?» — продолжил дискуссию Андрей Переходченко. «Решать вам, если вы хотите там парковаться. Мы работаем с «Ростелекомом» над устранением проблем. Но оплата банковской картой точно проходит», — заключил Даниил Смирнов.

Автомобили — заполонили

Владимир Челомин продолжил транспортную тему и сообщил, что комплексная застройка территорий напрямую связана с развитием транспортной инфраструктуры. Практически все инфраструктурные объекты привязаны к будущему чемпионату мира — взлетная полоса аэропорта, реконструкция проспекта Молодежный, Южный обход, станция метро «Стрелка», второй мост через Волгу.

Один из важных транспортных объектов, строительство которого сейчас ведется в Нижегородской области, — это транспортная система с мостовым переходом через Волгу на трассе «Нижний Новгород — Шахунья — Киров», которая включает в себя, кроме моста, строительство дороги почти до Бора с развязками в районе поселка Неклюдово.

«Движение по второму Волжскому мосту и на подъездах к нему будет открыто в 2017 г. Однако остаются «проблемы» с поселком Неклюдово», — отметил и. о. министра. По его словам, объездная дорога поселка — это перспективный проект, который будет выполнен «чуть позднее».

«Сегодня разрабатывается документация по строительству трассы в обход поселка Неклюдово для того, чтобы убрать это узкое горлышко на участке «Нижний Новгород — Шахунья — Киров». Уже заключен контракт на проектирование дороги, мы планируем, что к июлю 2017 г. проект будет готов. Соответственно, за 2017—2019 гг. он будет реализован. Таким образом, до 2020 г. кировское направление станет полностью «доступным» для нижегородцев. Общая протяженность проекта здесь — почти 9 км с учетом моста и дороги, ведущей на Бор», — рассказал Владимир Челомин.

Архитектурный критик Марина Игнатушко начала свое выступление со слов:

«Сложно говорить после стольких речей о деньгах и благах, спускаемых на город сверху». «Бизнес обычно оперирует цифрами и фактами, но на эту тему у нас в России цифр практически нет. Точнее — мало собственных исследований. Нижний Новгород рассчитан на движение на общественном транспорте, который подвозит людей на большие заводы. Сейчас все эти дороги заполнены многочисленными частными автомобилями. При этом в мировой практике в оценке комфортности городов пешеходная доступность — один из главных критериев», — говорит г-жа Игнатушко.

По ее словам, у нас к этой теме относятся без должного понимания, а между тем специалисты по урбанистике говорят об «ожирениегенерирующих районах», показывают, как пригороды стимулируют исключительно использование автомобиля, и что любой хайвей, любое скоростное шоссе разрезает ткань города и ведет к дальнейшим социальным проблемам.

«Планировочная схема Нью-Йорка была создана в 1811 г., и с тех пор не изменился ни один размер квартала. Регулирование движения происходит в этих параметрах, пешеходы чувствуют себя там защищенными, при том что автомобильный трафик Нью-Йорка существенно отличается от нижегородского. Мало того, там действует программа по освобождению площадей, примыкающих к Бродвею, от транспорта — в пользу пешеходов и велосипедистов. Конечно, это не случайное явление. Специалисты подсчитали, что в Америке в 70-е гг. семья тратила на содержание автомобиля 1/10 часть дохода, сейчас число магистралей в стране удвоилось, но люди тратят на содержание машины уже 1/5 часть своего дохода. Вывод — строительство дорог не ведет к улучшению движения, оно ведет лишь к его интенсивности», — заключила Марина Игнатушко.

Владимир Челомин, вступив в полемику с Мариной Игнатушко, отметил, что «критиковать все горазды, а вы попробуйте — взять и что-то сделать».

Взгляд футуриста

Создатель «Красочного города будущего» Руслан Филатов рассказал, что компания «Ордер» выпускает проекты Красочного города будущего уже на протяжении 15 лет.

«Начиналось это в конце 90-х, когда произошло крушение советской системы строительства. Естественно, люди, которые живут в этом городе, были обеспокоены. Поэтому мы начали фантазировать и выдумывать, потом к своим фантазиям стали добавлять тексты и формулировки, а затем искать партнеров, которые могли бы более убедительно представить это будущее. Мы познакомились с архитектором Сергеем Непомнящим, который подвел идеологическую базу под будущее, представленное нами».

По словам Руслана Филатова, Красочный город будущего — это не просто архитектурные формы, это чувства жителей. «Нас всегда волновал вопрос, а любят ли люди свой город. Я не знаю, как могут жители полюбить новые микрорайоны, но я знаю точно, что они хотят сохранить нижегородскую старину. В этом смысле соединение футуризма и исторических ценностей города — гигантская задача. Гелиотектору Сергею Непомнящему мы предложили изучить город, предположить, как его можно изменить».

Затем слово взял главный архитектор Института гелиотектуры Москвы Сергей Непомнящий, который рассказал о том, как важно сделать город живым. «С точки зрения города, один из важных факторов комфортности среды — наличие солнечного света», — отметил он.

Он представил свое видение будущего ул. Рождественской, предложив «поднять» культурный слой, оставив под землей парковки, торговые центры и инфраструктуру. Построить гигантский центральный узел, а на кровле сделать парк.

«На ул. Рождественской можно создать многофункциональный общественный центр и получить 500 тыс. кв. м полезных помещений и 25 га озеленения набережной. Проект предусматривает создание городской магистрали, удобной транспортной сети, независимой от конфигурации застройки и достаточного количества парковочных мест, а также формирование пешеходных маршрутов под открытым небом в парковой зоне, формирование пешеходных маршрутов в климатизированных атриумах общественного центра. Мы превращаем в «культурный слой» все, что мешает восприятию истории. Весь «градостроительный мусор» оказывается «под землей». Мы поднимаем землю на 10-15 м, создаем новый уровень земли на мощном бетонном перекрытии, поднятом над землей. Технология «подъема города» позволяет полностью отказаться от многоэтажных зданий, искажения силуэта города и разрушения исторической среды, от конфликта между историей, транспортом и пешеходом», — рассказал Сергей Непомнящий.

Как бы фантастически ни выглядел этот проект, подобный опыт «подъема культурного слоя» уже реализуется в Москве — на Церкви Всех Святых на Кулишках. «Город погряз в автомобилях, его необходимо «вырвать» из культурного слоя», — заключил Сергей Непомнящий.

«Шоколадный» коворкинг

Во второй части форума спикеры и участники пытались разобраться в понятии «символическое наследие» и том, как можно его монетизировать.

Заведующий библиотекой им. Ф.М. Достоевского, к.к.н. Андрей Лисицкий (Москва) говорил о символических ресурсах, которые вызывают серьезные сдвиги в материальной инфраструктуре:

«Футбол — придуманная когда-то игра — стала наследием и очень важной частью нашей современной жизни. Вроде бы пощупать его нельзя, но посмотрите, какое он имеет значение! Неосязаемое наследие может быть совершенно разным — исторические события, даты, личности. Надо учиться извлекать современные смыслы из этого. Но если мы создаем новые продукты, то очень важно не «городить новоделы», а основываться на исследованиях этого самого наследия и использовать аутентичные ресурсы. Мне вспоминается ГК «ПИК», которая построила квартал «Вишневый сад» на родине Чехова. И мы понимаем, что это название было выбрано неслучайно, это и есть элемент маркетинга. Хотя примеры бывают достаточно противоречивые, как, например, ночной клуб «Пешков».

Историк, ландшафтный архитектор, менеджер наследия, эксперт в области социокультурного проектирования, творческих индустрий Дмитрий Ойнас провел мастер-класс «Успешный опыт эффективного управления объектами исторического наследия», организатор масштабных городских фестивалей (Botanica, фестиваль культур «Соседи», фестиваль Willy Willy, фестиваль «Рождественский базар») Екатерина Мамаева представила идеи переформатирования пространств в Нижнем Новгороде, автономная некоммерческая организация «Огород» рассказала о концепции развития сквера им. Свердлова, а журналист Сергей Сипатов презентовал проект «Квартал 1833».

Предприниматель Алексей Самоделкин рассказал о проекте создания самого крупного в стране коворкинг-центра на базе ТРЦ «Шоколад». По его словам, собственник ТРЦ готов стать партнером проекта, а инвестиции предоставит один из московских фондов.

«Мы хотим сделать попытку создать инфраструктуру для малого и среднего бизнеса. Не просто помещение, а предоставить все необходимые услуги для предпринимателей. На месте кинотеатра планируется лекторий, где будут проходить регулярные тренинги, которые можно будет посещать без оплаты. Это создает дополнительную ценность проекта».

Генеральный директор компании IDEM, полномочный представитель гильдии управляющих и девелоперов в Нижнем Новгороде Екатерина Гресс выразила свои опасения, связанные с переформатированием «Шоколада»:

«Конечно, хорошо, что такие проекты появляются. Но чтобы оценить объем инвестиций в них, нужно посмотреть, какой функционал какой зоне отводится. Идея коворкингов в Нижнем Новгороде не нова, но их истории заканчивались довольно плачевно. Нужно провести серьезную аналитическую работу, выяснить, достаточно ли в Нижнем Новгороде подобных бизнесов, которые могут в этот коворкинг-центр войти». По ее словам, вопрос переформатирования торговых центров сейчас стоит довольно остро. «Однако «Шоколад» не так сильно устарел, чтобы для него единственным спасением стало такое радикальное изменение», — добавила Екатерина Гресс.

А поговорить?

Руководитель проекта «Рождественская сторона» Александр Сериков поднял вопрос о том, что решение в области градостроительной политики в городе принимает небольшая группа людей на Градостроительном совете.

«А кто спрашивает мнение остальных жителей из 1,2-миллионного города? Нужно искать баланс, чтобы в формировании облика города участвовали все желающие. И как найти золотую середину, чтобы город хотя бы частично привести в порядок? Не все собственники исторических зданий демонстрируют ответственное отношение к исторической среде и экономический механизм приведения города в порядок. На ул. Ильинская есть примеры бережного отношения к объектам культурного наследия — мы видим эти дома, восстановленные собственниками. С другой стороны, есть и противоволожные примеры. Так, «МСК» на берегу Почаинского оврага построила 6-этажное здание, которое уже выросло почти вдвое, а недавно стало известно, что компания застраивает почти половину оврага. Сейчас оформляется разрешение на строительство подъездных путей для засыпки оврага», — говорит Александр Сериков.

Генеральный директор ЗАО «СМУ-77» Владимир Молоканов отметил, что собственники стали осознанно приобретать исторические здания.

Марина Игнатушко поддержала г-на Серикова и предложила создать новый механизм взаимодействия общества и власти в рамках регулярных встреч. «Градостроительный совет открыт для посещения, информация о его заседаниях публикуется в открытом доступе в интернете. Приходите, обсуждайте, вносите свои предложения. Это действующий механизм», — прокомментировал Владимир Челомин.

На форуме «Будущее города» была задано много вопросов и получено много ответов, которые показали одно — видение властей, бизнеса и общества путей развития города часто не совпадают. Но говорить, поднимать эти темы важно и нужно, поэтому дискуссионным площадкам, а значит, и следующему форуму «Будущее города» быть. Ведь, в конце концов, все мы хотим жить в уютном, комфортном городе и гордиться им.

ФОТООТЧЕТ С ФОРУМА "БУДУЩЕЕ ГОРОДА"