Про нижегородскую фабрику елочной игрушки «Ариель» в Европе узнали раньше, чем на российском рынке. В кризис 1998 г. народно-художественный промысел стал успешной бизнес-моделью.
«Сделано в Нижегородской области» - проект DK.RU о региональных предприятиях, которые стали известны не только в России, но и за ее пределами.
Из кризиса в праздник
Становление фабрики елочной игрушки «Ариель» начиналось в то время, когда многие предприятия в стране находились в не самом лучшем положении. Хотя запуск производства с нуля в кризисное время является преимуществом для бизнеса, считает генеральный директор предприятия Аркадий Гаранов.
Ваша компания пережила несколько кризисных периодов. Как удалось выйти на рынок эксклюзивных елочных украшений и получить признание в Европе?
- Первые годы мы только экспортировали нашу продукцию. Первые заказчики научили нас работать по европейским стандартам. Когда же мы открыли для себя российский рынок, многие партнеры перенимали опыт «Ариель». В 1998 г. фабрика была участницей московской выставки детских игрушек. И многие коллеги, представляя свои стенды, цены на продукцию не указывали. Просто не знали, что будет завтра. Тогда наши сегодняшние партнеры, которые до этого покупали елочные украшения в Европе, обратили внимание на экспозицию нижегородской фабрики. Таким образом они поддержали отечественного производителя. С того времени мы вышли на рынок РФ. Сегодня география продаж «Ариель» в России – от Сахалина до Калининграда. Наши зарубежные покупатели представлены 13 странами мира – Германия, Франция, Италия, Бельгия, США, Австралия, Норвегия, страны постсоветского пространства, в том числе и Монголия.
В феврале 2009 г. ФЕИ «Ариель» получила статус предприятия народно-художественных промыслов. Он позволяет нам получать компенсацию по кредитной ставке, затратам на энергоресурсы и сырье.
Говоря об отечественном рынке, стоит упомянуть и эксклюзивные заказы от первых лиц страны. Кто был в числе ваших клиентов?
- На первой Рождественской выставке в Москве в Берлинском доме было выставлено 10 компаний, среди которых только «Ариель» была российским производителем. И нам поступил заказ сделать партию игрушек для семьи канцлера Германии Герхерда Шредера в качестве подарка от президента Владимира Путина. Из новостей немецких СМИ мы узнали, что подарок дошел до адресата. Коллеги и партнеры в очередной раз убедились в нашем профессионализме. Также у нас был заказ от Дмитрия Медведева: 600 мужских наборов елочных игрушек с видами четырех городов – Москвы, Санкт –Петербурга, Нижнего Новгорода и Сочи, 500 наборов с романтическими рисунками для женщин. Это были подарки для членов правительства, священнослужителей и бомонда, приглашенных на светский прием президента. Отмечу, что нашими постоянными клиентами являются правительство и Законодательное собрание Нижегородской области, которые поддерживают нас ежегодными заказами.
В чем особенности инвестирования в предприятие народно-художественных промыслов и насколько это окупаемо?
- За последние три-четыре года в ремонт, благоустройство, покупку нового оборудования нам пришлось вложить примерно $1 млн (по усредненному курсу до 16 декабря 2014 г. – прим. ред.). За несколько лет выручка предприятия выросла – примерно на 30%. Но нельзя нас сравнивать с промышленными предприятиями, например, с китайскими производителями, которые выпускают несколько миллионов штук изделий. Для предприятий НХП важно сохранение промысла и его мощностей, а не постоянное наращивание объемов производства. Связано это с тем, что все работы выполняются «по старинке» - так, как это было заведено еще в XIX в. первыми стеклодувами. Нам нельзя использовать «автоматику». Ручная работа подразумевает дорогой, эксклюзивный продукт. Есть только человек и его возможности – заставить его работать в три смены не можем. Мы держимся на рынке за счет креативного подхода, команды, которая способна придумывать то, чего еще на рынке нет.
Поэтому, что касается объемов выпускаемой продукции, то не могу сказать, что ее становится больше или меньше. Все зависит от специфики заказа. Если изготовление продукции более трудоемкое, то ее количество будет меньше. Но цена на нее будет выше. 29 ноября 2014 г. на территории фабрики был открыт Дом Елочной игрушки, проект которого разрабатывал лично. В нем размещен магазин, в котором представлена полная коллекция наших изделий.
В 2014 г. мы приняли решение запустить новый производственно-складской комплекс. Нам необходимы большие площади, поскольку готовая продукция «в сезон» просто складируется в коридорах. И сам производственный процесс, и условия труда необходимо улучшить. Планируем открыть его 5 июня в День рождения нижегородской елочной игрушки. Правда, инвестпортфель проекта пришлось скорректировать: сказываются неустойчивые курсы валют. Общая площадь комплекса составит около 500 кв. м. Примерно 10 млн руб. – объем инвестиций. Оглядываясь на опыт с кредитованием, понимаем, что проект будем реализовывать на собственные средства.
Где вы находите поставщиков сырья для производства эксклюзивной продукции?
- К сожалению, не все необходимое сырье нужного качества производится в России, поэтому обращаемся к зарубежным поставщикам. Но нам удалось найти нижегородского поставщика красок. Компания производит специальные составы именно для нас, не получая особой прибыли с этого. Я считаю, что это проявление некой солидарности между местными производителями. Лак для елочной игрушки мы закупаем в Германии. Правда, до этого у нас был печальный опыт с одной из компаний, которая предоставила партию лака абсолютно непригодного для наших изделий. В результате целая партия игрушек была испорчена.
Маневрировать в Европе
Как удалось нижегородской «Ариель» сначала открыть для себя европейский рынок, и только потом отечественный?
- С первых дней фабрика принимает участие в ежегодной крупнейшей международной выставке елочных и рождественских украшений во Франкфурте. Первые годы мы были единственными представителями России. Именно на этом мероприятии заключаются все международные контракты, среди которых всемирно известные розничные сети елочных украшений. В мире немного производителей эксклюзивной елочной игрушки. По сути, их всего два - это «Ариель» и польская компания. Не так много и тех, кто ее покупает. Поэтому на нас ориентируются как на законодателей елочной моды. В рамках франкфуртской выставки проходит тренд –шоу – это презентация лучших представителей елочной игрушки, куда достаточно сложно попасть. И в этом году компания «Ариель» во второй раз стала его участницей. Причем все наши шесть образцов елочной игрушки были приняты экспертами. Это высшая оценка нашей работы на мировом рынке.
Как в настоящее время распределяется доля экспорта и импорта елочной игрушки в компании?
Фото: Олег Золото.