Меню

Фабрика «Ариель»: как украсить елку первых лиц страны

Про нижегородскую фабрику елочной игрушки «Ариель» в Европе узнали раньше, чем на российском рынке. В кризис 1998 г. народно-художественный промысел стал успешной бизнес-моделью.

«Сделано в Нижегородской области» - проект DK.RU о региональных предприятиях, которые стали известны не только в России, но и за ее пределами.

Датой рождения нижегородской елочной игрушки можно считать 5 июня 1936 г. Тогда в Горьком появилась артель по производству стеклянных украшений. Сюда были приглашены стеклодувы из Ленинграда и Москвы, а по некоторым данным, и из Сталинграда. Сначала на производстве работало 11 человек, а к 1941 г. их численность увеличилась до 60. Предприятие продолжало функционировать и в годы Великой Отечественной войны. Потом эта артель трансформировалась в фабрику «Мир», которая в 1990 г. прекратила свое существование. Поэтому говорить о том, что фабрика елочной игрушки (ФЕИ) «Ариель» образовалась в советское время, не совсем верно. История «Ариель» - преемницы нижегородского промысла - начинается с 1996 г.

Из кризиса в праздник

Становление фабрики елочной игрушки «Ариель» начиналось в то время, когда многие предприятия в стране находились в не самом лучшем положении. Хотя запуск производства с нуля в кризисное время является преимуществом для бизнеса, считает генеральный директор предприятия Аркадий Гаранов.

Ваша компания пережила несколько кризисных периодов. Как удалось выйти на рынок эксклюзивных елочных украшений и получить признание в Европе?

- Первые годы мы только экспортировали нашу продукцию. Первые заказчики научили нас работать по европейским стандартам. Когда же мы открыли для себя российский рынок, многие партнеры перенимали опыт «Ариель». В 1998 г. фабрика была участницей московской выставки детских игрушек. И многие коллеги, представляя свои стенды, цены на продукцию не указывали. Просто не знали, что будет завтра. Тогда наши сегодняшние партнеры, которые до этого покупали елочные украшения в Европе, обратили внимание на экспозицию нижегородской фабрики. Таким образом они поддержали отечественного производителя. С того времени мы вышли на рынок РФ. Сегодня география продаж «Ариель» в России – от Сахалина до Калининграда. Наши зарубежные покупатели представлены 13 странами мира – Германия, Франция, Италия, Бельгия, США, Австралия, Норвегия, страны постсоветского пространства, в том числе и Монголия.

В 2008 г. у фабрики было непростое положение. Тогда производство располагалось на ул. Знаменская в арендуемом помещении. Собственник повысил плату в четыре раза, для нас это было непосильно. Мы обращались в инстанции разного уровня, чтобы фабрика не закрылась. Все же правительство области помогло нам: губернатор Валерий Шанцев дал поручение подыскать помещение для производства и сохранить уникальный промысел. Сегодня здание на шоссе Жиркомбината находится в нашей собственности. Для его покупки пришлось взять кредит на три года.

В феврале 2009 г. ФЕИ «Ариель» получила статус предприятия народно-художественных промыслов. Он позволяет нам получать компенсацию по кредитной ставке, затратам на энергоресурсы и сырье.

Говоря об отечественном рынке, стоит упомянуть и эксклюзивные заказы от первых лиц страны. Кто был в числе ваших клиентов?

- На первой Рождественской выставке в Москве в Берлинском доме было выставлено 10 компаний, среди которых только «Ариель» была российским производителем. И нам поступил заказ сделать партию игрушек для семьи канцлера Германии Герхерда Шредера в качестве подарка от президента Владимира Путина. Из новостей немецких СМИ мы узнали, что подарок дошел до адресата. Коллеги и партнеры в очередной раз убедились в нашем профессионализме. Также у нас был заказ от Дмитрия Медведева: 600 мужских наборов елочных игрушек с видами четырех городов – Москвы, Санкт –Петербурга, Нижнего Новгорода и Сочи, 500 наборов с романтическими рисунками для женщин. Это были подарки для членов правительства, священнослужителей и бомонда, приглашенных на светский прием президента. Отмечу, что нашими постоянными клиентами являются правительство и Законодательное собрание Нижегородской области, которые поддерживают нас ежегодными заказами.

Мы не выступали официальным производителем сувенирной продукции на Сочинской олимпиаде: это сложно с точки зрения и организационной, да и экономически невыгодно. Но при этом выпустили серию елочных игрушек со спортивной тематикой. Все они были проданы еще в Нижнем Новгороде. Следующее крупное спортивное мероприятие – Чемпионат мира по футболу – 2018 мы постараемся отразить в рисунках елочной игрушки фабрики «Ариель».

В чем особенности инвестирования в предприятие народно-художественных промыслов и насколько это окупаемо?

- За последние три-четыре года в ремонт, благоустройство, покупку нового оборудования нам пришлось вложить примерно $1 млн (по усредненному курсу до 16 декабря 2014 г. – прим. ред.). За несколько лет выручка предприятия выросла – примерно на 30%. Но нельзя нас сравнивать с промышленными предприятиями, например, с китайскими производителями, которые выпускают несколько миллионов штук изделий. Для предприятий НХП важно сохранение промысла и его мощностей, а не постоянное наращивание объемов производства. Связано это с тем, что все работы выполняются «по старинке» - так, как это было заведено еще в XIX в. первыми стеклодувами. Нам нельзя использовать «автоматику». Ручная работа подразумевает дорогой, эксклюзивный продукт. Есть только человек и его возможности – заставить его работать в три смены не можем. Мы держимся на рынке за счет креативного подхода, команды, которая способна придумывать то, чего еще на рынке нет.

Поэтому, что касается объемов выпускаемой продукции, то не могу сказать, что ее становится больше или меньше. Все зависит от специфики заказа. Если изготовление продукции более трудоемкое, то ее количество будет меньше. Но цена на нее будет выше. 29 ноября 2014 г. на территории фабрики был открыт Дом Елочной игрушки, проект которого разрабатывал лично. В нем размещен магазин, в котором представлена полная коллекция наших изделий.

В 2014 г. мы приняли решение запустить новый производственно-складской комплекс. Нам необходимы большие площади, поскольку готовая продукция «в сезон» просто складируется в коридорах. И сам производственный процесс, и условия труда необходимо улучшить. Планируем открыть его 5 июня в День рождения нижегородской елочной игрушки. Правда, инвестпортфель проекта пришлось скорректировать: сказываются неустойчивые курсы валют. Общая площадь комплекса составит около 500 кв. м. Примерно 10 млн руб. – объем инвестиций. Оглядываясь на опыт с кредитованием, понимаем, что проект будем реализовывать на собственные средства.

Где вы находите поставщиков сырья для производства эксклюзивной продукции?

- К сожалению, не все необходимое сырье нужного качества производится в России, поэтому обращаемся к зарубежным поставщикам. Но нам удалось найти нижегородского поставщика красок. Компания производит специальные составы именно для нас, не получая особой прибыли с этого. Я считаю, что это проявление некой солидарности между местными производителями. Лак для елочной игрушки мы закупаем в Германии. Правда, до этого у нас был печальный опыт с одной из компаний, которая предоставила партию лака абсолютно непригодного для наших изделий. В результате целая партия игрушек была испорчена.

Маневрировать в Европе

Любая компания, которая работает как на российском, так и на зарубежном рынках, имеет возможность для маневра. В 1998 г. «Ариель» удалось на экспорте получить максимальную прибыль и покрыть убытки первых лет работы. В новых экономических условиях фабрика ждет результатов участия в международной выставке во Франкфурте – тогда станет понятно, будут ли заказы от зарубежных партнеров и в каком объеме.

Как удалось нижегородской «Ариель» сначала открыть для себя европейский рынок, и только потом отечественный?

- С первых дней фабрика принимает участие в ежегодной крупнейшей международной выставке елочных и рождественских украшений во Франкфурте. Первые годы мы были единственными представителями России. Именно на этом мероприятии заключаются все международные контракты, среди которых всемирно известные розничные сети елочных украшений. В мире немного производителей эксклюзивной елочной игрушки. По сути, их всего два - это «Ариель» и польская компания. Не так много и тех, кто ее покупает. Поэтому на нас ориентируются как на законодателей елочной моды. В рамках франкфуртской выставки проходит тренд –шоу – это презентация лучших представителей елочной игрушки, куда достаточно сложно попасть. И в этом году компания «Ариель» во второй раз стала его участницей. Причем все наши шесть образцов елочной игрушки были приняты экспертами. Это высшая оценка нашей работы на мировом рынке.

Как в настоящее время распределяется доля экспорта и импорта елочной игрушки в компании?

- Мы думаем о том, чтобы полностью перейти на зарубежный рынок с учетом последних данных по курсам валют. Сейчас доля внешнего и внутреннего рынка в нашей компании составляет примерно 50/50. Но, с другой стороны, если мы не будем продавать елочные украшения в России, то конкуренты из Европы возьмут этот рынок себе. Кроме того, мы отстаиваем свою позицию перед украинскими и белорусскими производителями, которые копируют нашу продукцию, но по более дешевым ценам. И мы имеем возможность для маневра в выборе рынков при нестабильном курсе валют, делая приоритетным заказы либо в России, либо в Европе из-за сезонности продукта. Последний заказ - 1000 шаров для Управления замками и дворцами Баварии. И это хороший знак для нас - крупнейшие компании размещают заказы за год вперед. В прошлом году для американских клиентов заказ был выполнен в полном объеме. Надо реально смотреть на вещи, и внешнюю политику России мы не можем игнорировать. Если этот рынок уйдет, то мощности фабрики будут переориентированы на российский. 

Фото: Олег Золото.