Меню

Ежегодное падение мирового рынка газетной бумаги составляет 10% - эксперт

На сегодняшний день в России предприятий, которые выпускают газетную бумагу, всего четыре. Самый крупный — Кондопожский ЦБК, затем следуют ОАО "Волга", Соликамский ЦБК и ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК".

Все эти игроки за 2012 г. произвели порядка 2 млн т продукции, тогда как общий объем потребления газетной бумаги в России всего 500 тыс. т. 

По словам генерального директора ОАО "Волга" Константина Малышева, во всем мире уже несколько лет продолжается падение общего объема потребления газетной бумаги. Началась эта тенденция еще в 2011 г., то есть последний раз рынок показал рост в 2010 г. Сейчас же ежегодное падение рынка составляет порядка 10%:

Понятно, что в эпоху развития электронных СМИ и электронного документооборота, мы стали меньше читать газет и вообще пользоваться бумажными носителями информации. И мы отчетливо понимаем, что роста рынка уже не будет никогда. По заключению специалистов, это явление не что иное, как обычное эволюционное развитие рынка. Многие продукты за время своего существования эволюционируют. Так происходит и с газетной бумагой. На самом деле мне очевидно одно, нельзя складывать руки, нужно продолжать развиваться, -

говорит он.

Гендиректор ОАО "Волга" признает, что окончательного перехода на электронные СМИ  в обозримом будущем пока не видно. Поэтому еще какое‑то время, трудно спрогнозировать точное количество лет, может — 10, может — 15, а может — и больше, но печатная продукция еще будет пользоваться спросом. Человечество склонно сохранять традиции и привычки.

Даже существует такое мнение, что как только уйдет из жизни последний человек, родившийся до 1990 г., читать газеты будет некому. Но пока этого не случилось, мы будем продолжать работать. Наше предприятие, как и многие другие, уже пережили не один кризис. Серьезной шоковой терапией для всего рынка газетой бумаги был кризис 2008‑2009 гг. В тот момент в России объемы потребления газетной бумаги резко упали на 30%. До этого мы знали, что рынок газетной бумаги является инертным и подвержен трендам, но, как правило, эти тренды не резкие, и ко всему можно подготовиться. Но в те годы рынок показал всем, что в общем и целом он может меняться мгновенно.

Однако, несмотря ни на что, мы поставили себе задачу — каждая вторая газета в России должна быть сделана из нашей бумаги. И итоги 2012 г. это подтверждают.
В данном случае, мы сильно отличаемся от всех остальных ЦБК, производящих газетную бумагу. Такая позиция позволяет нам удерживать свою экономическую модель в лучшем состоянии, нежели у конкурентов. И на этом мы строим свои стратегии, чтобы удержать компанию в таком положении. Например, если в России мы являемся крупнейшим игроком, то в общемировом производстве наша доля составляет чуть более 1%, мы небольшая, но быстрая рыбка в рынке‑океане. Чем быстрее плывешь, тем лучше результат. То есть на зарубежных рынках нужно действовать быстро, быть в нужное время в нужном месте. Поэтому стратегия на российском рынке — это стабильность, надежность, сохранение доли рынка и работа со всеми без исключения крупными издательствами нашей страны. Вне России — это быстрота и поиск возможности более высокой рентабельности, -

рассказывает Константин Малышев.

По его словам, совершенно очевидно, что сформировавшиеся на ОАО «Волга» компетенции, связанные с целлюлозно‑бумажной промышленностью, переработкой первичного волокна и т.д., необходимо развивать дальше: 

В нашей отрасли есть направления, которые можно считать прогрессирующими. Например, производство упаковки. В целом по стране пока еще низкий уровень ее потребления, но динамика, безусловно, есть. Перспективным направлением также можно назвать производство средств гигиены, которое тоже стабильно развивается и показывает рост. На самом деле трудно спрогнозировать, что же будет с предприятием через 10 лет, но уже сейчас мы перестали быть компанией, ориентированной только на собственные производственные мощности, потому что все тенденции диктует рынок. Одно могу сказать точно, через 10 лет число работающих на предприятии будет меньше, за счет появления более современных, автоматизированных технологий. Мировой опыт показывает, что для такого объема производства бумаги, как у нас, численность персонала не превышает 500 человек. У нас работает порядка 2 тыс. человек, а у других участников рынка и того больше.

Гендиректор ОАО "Волга" искренне уверен, что наряду с развитиями каких‑то смежных производств в будущем, существенная часть газетной бумаги в России будет производиться именно в Балахне, и компания сохранит свою долю на рынке.

Подготовила Елена Евсеева