«Японец не нарушит правило, в то время как наши соотечественники сразу ищут способ разработать исключение. А еще у них клининговые компании пекут пончики», — рассказала DK.RU Светлана Лузанова.
Директор издания «Деловой квартал-Нижний Новгород», а также предприятий сферы услуг (Medical Spa Europe &Asia, клуб спорта, здоровья и красоты Verba) Светлана Лузанова съездила в Токио и поделилась с DK.RU своими впечатлениями.
В программу «Кайдзен в сфере услуг» и на стажировку в Токио я попала случайно. Отправила заявку в Японский центр в Нижнем Новгороде, прошла собеседование и получила приглашение. В течение недели группа из 23-х российских руководителей перенимала успешный опыт японских компаний в построении эффективных и клиентоориентированных предприятий.
Это были несколько дней, которые если не изменили, то существенно дополнили мое представление о моем деле, о нашей стране, о Японии, и даже о себе.
Об условиях стажировки
Видимо, во внешней политике между Россией и Японией произошло существенное потепление, поэтому теперь визу в страну восходящего солнца получить не сложнее, чем Шенген. В нашем случае все расходы, связанные с получением визы, проживанием и частично с питанием (отель и завтрак), а также программа посещения предприятий оплачивались правительством Японии. Самостоятельно оплачивали мы перелет, перемещения вне программы и питание. Были даже предусмотрены командировочные в размере 1500 иен в сутки (около 800 руб.). Цены в Токио как в Москве, поэтому судите сами. Практически у всех командировочные были потрачены к концу второго дня. Но все равно приятно. Конечно, мне бы хотелось посетить больше предприятий индустрии wellness и красоты, но и увиденного вполне хватает для вдохновения и новых идей.
О бизнесе
Удивила многопрофильность японских предприятий. Там клининговые компании пекут пончики, а охранные фирмы управляют огромными data-центрами. Складывается ощущение, что основав первый бизнес и почувствовав успех, японцы собирают разноцветные бусины разных направлений деятельности и нанизывают их на нитки-холдинги. И тем самым удовлетворяют свои потребности. В Японии нет зацикленности на том, что нужно быть профессионалом в одной сфере. Если у тебя получается — развивай- улучшай-расти.
О Кайдзен
Побывав в Японии, я поняла, что Кайдзен - это не столько система, сколько образ жизни. Причем не руководителя, а всего коллектива. Мы привыкли, что в наших компаниях идея спускается сверху, а потом она развивается и усиливается мотивированными сотрудниками. В Японии все, что касается малых дел - инициатива снизу. Например, сотрудник «от сохи» предлагает: давайте здесь прорубим окно и тогда путь будет короче. Все ему хлопают, жмут руку, рубят окно. И так каждый раз. Каждый месяц собираются рациональные предложения, которые обрабатываются и внедряются.
Я задавала себе вопрос: а что мешает и нам такую систему завести? Собирать предложения и внедрять изменения, таким образом каждый день улучшая свой бизнес?
О компании Panasonic
В центральном офисе компании нам был презентован проект Magic box. Это прототип квартиры будущего, в которой домашний помощник подбирает правильную температуру для продуктов в холодильнике и освещение в спальне, собирает лист покупок, анализирует состояние вашего здоровья по качеству дыхания во сне и изображению в зеркале, а также формирует гардероб на основе данных из интернет- магазинов. Этот образ тут же примеряется к вашему изображению, регулируются цвета одежды. Как в кино. Жаль, фотографировать проект не разрешили. Но мы зато роботов наснимали.
О людях
Такой расположенной помогать другим нации, как в Токио, я не видела. Японец не успокоится пока не поймет, что он вам действительно помог и вы идете той самой дорогой, покупаете правильный билет и выбрали нужный размер. Только в общепите им безразлично: нравится вам блюдо или нет. Там все заточено на быстрое обслуживание, даже в ресторанах. Места в стране мало, поэтому нечего рассиживаться просто так. Ешь, пей и свободен. Конечно, тебе никто не скажет «уходи», но ты поймешь это по быстро убранному столу.
О языке и манерах
В Токио по-английски никто практически не говорит. У нашей группы был русский переводчик, ненавидящий россиян. Я так думаю, отвык он от нас: мы ведем себя независимо по сравнению с японцами. Например, японцы будут стоять на улице и ждать, пока мы соберемся и централизованно покинем их предприятие, чтобы дружно махать нам вслед. Но мы тянемся, забегаем в соседние магазины за колой. А японцы стоят и терпеливо нас ждут. Мы это не сразу поняли, а когда поняли, просто отъезжали квартал, чтобы их не задерживать, и пытались организовать свои дела. Если есть правило, японец никогда его не нарушит, в то время как наш брат сразу ищет способ разработать исключение.
О шопинге
На европейские бренды в Токио цены выше чем у нас. Зато рай в спортивной одежде и экипировке, хотя по цене преимуществ нет. Дорого, но качественно. Продается безумное количество витаминов и всяких добавок, но нет инструкций на английском языке. Поэтому у меня стоит упаковка каких- то средств Shiseido, но я не знаю: их пить или наносить. Забыла...
О кухне
Рыбный рынок в Токио я открыла для себя достаточно поздно. И это моя боль. Потому что, как оказалось, к рынку прилегает огромное число рыбных ресторанов, где можно поесть устриц, тунца и прочую seafood.
О городе
На улицах города с населением 15 млн человек нет пробок, урн и мусора. По-моему это чудо. Мусорных корзин на улицах нет, потому что вывоз отходов стоит немалых денег. Обертки от съеденного мороженого – это твоя «добыча», поэтому неси их к себе домой и там выбрасывай. Ну, если повезет, может пристроишь их где-нибудь в кафе.
О такси
Очень дорого. 10-минутная поездка стоит примерно 5000 иен. Делите пополам, чтобы понять, сколько это в рублях.
Об инфраструктуре
Инфраструктура в Токио такая продуманная, что мне кажется, она даже расслабила людей. Во главе угла стоит Инструкция, а здравый смысл скромно переминается с ноги на ногу в сторонке (хотя, может, это только для нас он здравый). Например, японец видит, что что-то может пойти не так, но его не свернуть с пути, прописанного в инструкции.... Скучно как- то)
О людях с ограниченными возможностями
На них никто не обращает внимания и они к себе этого внимания не требуют, потому что они — такие же как и все, что ходят вокруг. Ни первым ни вторым ничего друг от друга не нужно. Людям с ограниченными возможностями никто не стремится помочь, потому что есть спецслужбы, которые встретят, в вагон посадят, на нужной остановке помогут сойти. Есть отдельные туалетные комнаты, с кучей датчиков, кнопок и рычагов, чтобы позвать на помощь. Даже кушетка имеется, не только стол для пеленания. А если вам вдруг стало плохо и вы даже сигнал подать не можете, то все равно спецслужбы придут — стоит только остаться в такой комнате более чем на 30 минут.