«В Нижнем есть хостелы, которые меняли хозяев до шести раз. Каждый последующий владелец получал от предыдущего уверения в прибыльности объекта». Какие «подводные камни» имеет хостельный бизнес?
Юрий Кузьмичев, совладелец «Бугров Хостел»:
— В Нижнем Новгороде в настоящее время работают около 25-30 хостелов. Их номерной фонд составляет суммарно около 700-800 мест, и это примерно шестая часть всего номерного фонда нижегородских средств размещения. Можно сказать, что хостелы сейчас «наступают на пятки» гостиницам, предлагая путешественникам недорогое проживание. Причем условия в хостелах довольно хорошие: много новых объектов, чистых, со свежим ремонтом, интересным интерьером, хорошим персоналом, и их предложения замечательно подходят, к примеру, для организованных туристических групп — школьников, студентов.
Но что делают гостиницы? Чувствуя конкуренцию, они начинают давать цены, практически равные хостельным.
Ситуация иногда доходит до абсурда. Если в хостеле при многоместном размещении стоимость проживания составляет 400 рублей, то гостиница делает «специальное предложение» и продает двухместный номер за тысячу. Получается, что двое могут за 800 рублей разместиться в хостеле — или, доплатив всего 200 рублей, в гостинице со всеми удобствами (я не берусь оценить, насколько это выгодно для гостиниц). И это наша беда.
Мы оказываемся в очень узком ценовом «коридоре» в 350-450 рублей на человека, в котором вообще можно выживать. Снижать цену некуда, да и нельзя.
С одной стороны, как только цена падает до 300 рублей, в хостеле резко меняется контингент, и он превращается в ночлежку.
С другой, затраты на каждого гостя — вода, электричество, стирка белья, уборка — остаются прежними, и снижение цены не дает хостелу зарабатывать. А это важно хотя бы потому, что хостел должен регулярно обновлять мебель, постельное белье, делать текущий ремонт. Поэтому сейчас мы наблюдаем борьбу за выживание между нижегородскими хостелами (а особенно между теми, которые располагаются на арендных площадях). Демпингуя, они и сами не зарабатывают, и не дают зарабатывать другим.
Почему в Нижнем Новгороде хостелы открывались так активно? На мой взгляд, у их владельцев не было понимания реального туристического потенциала нашей территории, но были завышенные ожиданий по поводу количества гостей.
У нас ведь всего 70-100 дней в году, когда трафика хватает на всех, кто работает в сфере гостеприимства. А вход на рынок хостельных услуг недорогой: имея 3-4 миллиона рублей, вполне можно открыть хостел на 50 мест на арендных площадях. Объем первоначальных инвестиций в ремонт, мебель, оборудование сопоставим со стоимостью квартиры (которая, к примеру, могла достаться начинающему хостельеру в наследство).
Низкая цена входа дает и небольшой «бонус» — то, что хостелы, в отличие от гостиниц, мало проверяют контролирующие органы (кроме, разве что, ФМС, которая за каждого незарегистрированного иностранного гражданина сразу наказывает на 500 тысяч рублей). Штрафы за нарушения для этого бизнеса слишком высоки: если хостел попадется — он скорее обанкротится, чем их выплатит.
Этот бизнес стал модным. Причем сами хостелы тоже виноваты в том, что их рынок так разросся: владельцы бизнеса слишком активно рассказывали о том, как это классно — иметь хостел, до конца не раскрывая негативных моментов и сложностей.
По опыту своей работы с проектом «Магазин готового бизнеса» скажу, что в свое время была «модная волна» косметических салонов, затем пошли турфирмы, затем рестораны определенной тематики: пиццерии, суши-бары, сейчас — бургерные, и так далее. В любую новую сферу всегда сначала заходят профессионалы. А пришедшие за ними новички через некоторое время понимают, что все не так просто, как казалось. Если ты вложил деньги в хостел, придется либо с этим работать, меняя формат, либо банкротиться — или выставлять объект на продажу.
В Нижнем Новгороде есть хостелы, которые меняли хозяев до шести раз. Каждый последующий владелец получал от предыдущего уверения в прибыльности и перспективности объекта.
В структуре доходов гостиниц поступления от проживания и дополнительных услуг (питание, различные сервисы) могут быть сопоставимы, а клиенты хостела, как правило, ограничены в средствах и платят только за возможность переночевать. Четыре года назад нормой было платное предоставление любых услуг: подключиться к розетке, выйти в интернет, погладить одежду, постирать, попить кофе. Понемногу все эти услуги стали входить в стоимость проживания. Хостелы избаловали клиентов. И теперь всем тяжело.
К слову, нужно учитывать и «конкурента» в виде аренды квартир (когда та же компания на 6-8 человек может вскладчину получить жилье с собственной кухней по цене хостела), но это тема для отдельного разговора.
Хостел, конечно, может быть успешным. При условии, что он «нашел» правильный формат, или располагается в правильном месте, или имеет какую-нибудь «фишку». Например, в Санкт-Петербурге есть хостел Soul Kitchen, куда всегда выстраивается очередь из гостей, включая иностранцев, — до того душевное и необычное место получилось.
Когда четыре года назад мы открывались, в первый год у нас была заполняемость 100%. Трафика хватало на всех, кто тогда работал. Теперь можно (и нужно) говорить о том, что рынок насыщен. Возможности для входа есть, но:
-
Все хостелы на 30-40 мест и меньше умрут, поскольку даже в пиковые моменты загрузки их выручка равна их расходам.
-
Открывающиеся хостелы должны иметь разноформатные предложения — нельзя «выезжать» только на многоместных номерах.
-
Нужно продавать впечатления.
Этот бизнес — из разряда «вход рубль, выход — два», и тут ничего нельзя поделать. Есть возможность не открывать хостел? Не открывайте хостел.