"Давайте посмотрим на главу Минэкономразвития, господина Улюкаева. Талантливый человек, работал в Центральном банке. Я им все время восхищался. Но потом с ним что-то случилось".
Советник губернатора Нижегородской области по финансовым и банковским вопросам, экс-руководитель Главного Управления ЦБ по Нижегородской области Станислав Спицын:
Если где-то что-то в организации, в системе делается плохо — всегда виноват руководитель. И никакие объективные причины, никакие санкции тут ни при чем. Вы, наверное, слышали притчу: «Чем отличается умный от мудрого? Умный всегда найдет выход из тяжелого положения, а мудрый в него не вляпается». Вот Россия сегодня «вляпалась» в такое положение в экономике. Надо искать выход из ситуации. Но никто ничего не предлагает. Недавно прошло первое заседание Экономического совета при президенте РФ. Пока я не услышал ничего нового, никаких предложений по улучшению ситуации.
Многие винят банковскую систему в кризисе. Но банковская система и Центробанк не сами по себе образовались. Банковская система создана государством под определенные цели. Кто-то может сказать: вот, европейской системе 300 лет, а российской — всего 20 лет с небольшим, мы еще не до конца ее создали. Но почему мы должны повторять чьи-то ошибки?
Кто отвечает за создание банковской системы у нас в стране? Центробанк? Ничего подобного. ЦБ не создает банковскую систему, он создает отдельные банки, правила работы банков, выполняет надзорные функции, осуществляет валютный контроль. А что такое система? Это, в первую очередь, количество и возможности банков, в том числе их кредитный портфель. В США, например, отношение объема кредитного портфеля к ВВП страны — 1,5, в Германии – 3,5. У нас в Нижнем Новгороде, чуть больше, чем 0,5, в России – меньше, чем 0,5. Мы должны увеличить свою банковскую систему как минимум в три раза. Возможности для этого есть.
Давайте вспомним недавнюю ситуацию. Зампредседатель ЦБ Михаил Сухов заявил, что объем привлеченных кредитов Агентством по страхованию вкладов (АСВ) для пополнения фонда и на санацию банков составил 1 трлн руб., в то же время ликвидация 223 кредитных учреждений снизила банковский капитал почти на 1,5 трлн руб. Но какой смысл в этой «чистке» банковского сектора? Ведь ЦБ ликвидирует банки, сокращает их капитал. На мой взгляд, это неправильно. Я считаю, что «заказчиком» банковской системы должно быть правительство РФ, оно должно сказать, какая нам нужна банковская система.
Еще есть такой вопрос. ЦБ, вероятно, создавался под какие-то задачи и цели. Но если посмотреть со стороны экономики, какая сегодня задача у Центробанка? Мы ее не знаем, потому что ее нет. В Уставе Государственного банка в 1860 г. было написано, что «Центральный государственный банк создается с целью увеличения промышленных и торговых оборотов» и что он не должен допускать обесценивания капиталов. Две таких сильнейших формулировки были заложены в Устав Госбанка. Сейчас нет устава – есть закон. Может быть, сегодня вернем эти формулировки в закон о ЦБ?
В России три мощных ведомства, которые занимаются экономикой, – Минэкономразвития, Минфин и ЦБ. Они должны работать вместе на благо экономики, но этого нет. Что нужно Минфину? Серьезная налоговая база. А кто ее создает? Крупные мощные предприятия. Что делает Минфин? Максимум, поддерживает ЦБ какими-то дотациями. Давайте посмотрим на главу Минэкономразвития, господина Улюкаева. Талантливый человек, работал в Центральном банке. Я им все время восхищался. Но потом с ним что-то случилось. Теперь он сценарии разрабатывает. Но экономика страны — это же не кинофильм, чтобы для нее сценарии разрабатывать! Необходимо предлагать пути решения проблем. Если бы Алексей Улюкаев сказал: в такой ситуации мы должны делать так, а в другой – вот так, это было бы классно. Дальше смотрим. Что делает ЦБ в области экономики? Использует метод минэкономразвития. Г-жа Набиуллина говорит: «Мы разрабатываем такой-то сценарий». Работу всех этих трех ведомств необходимо «состыковать», чтобы получился какой-то результат.
Сегодня трагедия заключается в следующем: уже 10 регионов в России не имеют своих самостоятельных кредитных учреждений. Что это означает? Что центры управления банковскими ресурсами выведены из регионов в другие города и районы. Я вспоминаю свой опыт и кризис 1998 г. Один замечательный банк в кризис перестал кредитовать нижегородские предприятия. Я обратился в руководство банка. В аппарате Германа Грефа мне ответили: «Мы московский рынок «закрыть» не можем, нам не до региональных предприятий». Я пожаловался Сергею Игнатьеву, который переговорил с Германом Грефом по поводу увеличения лимитов кредитования на область. Что сделал г-н Греф? Через полгода увеличил этот лимит на 1 млрд руб. Два-три самостоятельных банка должно быть в каждом регионе. Во время сложной ситуации они могут взять кредит у Центрального банка в пределах 50-60 млрд руб., который закроет «узкие места» экономики любой области.