Меню

Экономический драйв Нижегородской области

Сверхдинамичные компании Нижегородской области прочно обосновались в строительстве, продуктовом ритейле и ИТ. Буквально в спину им дышат электротехнические компании и химическая промышленность.

В других секторах расти так быстро пока не получается.

Ежегодно «Деловой квартал» составляет рейтинги и рэнкинги крупнейших региональных компаний. В этом спецпроекте редакция «ДК» проанализировала данные делового сезона 2011 — 2012 гг. и определила 30 наиболее динамично развивающихся предприятий в посткризисных условиях. Примечательно, что каждую компанию представляет человек, который стоит за этим процессом и отвечает на вопросы, за счет чего ему удается сохранять положительную динамику, как он формирует и мотивирует команду, в чем секрет успешного управления.

Для всех отраслей был определен порог вхождения в категорию крупнейших компаний по финансовым показателям. Ограничения для промышленного производства составили от 2 млрд руб., для строительных компаний — 0,5 млрд руб., инфраструктурные компании — от 3 млрд руб., производители продуктов питания и предприятия розничной торговли— от 1,5 млрд руб., провайдеры — от 1 млрд руб. (с долей ШПД от 10%), от 0,4 млрд руб., электротехнические компании — от 0,1 млрд руб.

Главный тренд, выделенный аналитической группой «ДК», связан с тем, что лидеры представленных рынков по объему выручки зачастую оказываются в середине рейтинга «Драйверов года». По словам управляющего партнера Приволжского регионального центра КПМГ Андрея Гричука, все компании в ходе своего развития переживают определенные этапы. Естественно, что на начальном этапе они имеют более высокую динамику развития как по количеству персонала, так и по темпам прироста выручки. «Ситуация может быть объяснена тем фактом, что на  каждом рынке и в каждой отдельной отрасли существуют свои тенденции в темпах роста компаний. По достижении  зрелости организации, уже занимающие значительную долю рынка, продолжают показывать большую выручку, однако темпы роста снижаются по сравнению с молодыми компаниями среднего эшелона, которые еще не достигли данного этапа в своем развитии», — комментирует он.

Самая высокая динамика среди исследуемых отраслей принадлежит строительным компаниям. Эксперты связывают это с тем, что отрасль набирает обороты после кризиса на отложенном спросе и потребности в жилых и коммерческих площадях. В частности, компании активно вводят ранее замороженные проекты и встраиваются в государственные программы. За 2011–2012 гг. на строительном рынке появились два лидера — СК «Стиль‑Т» с динамикой 314% и «Строймост» с ростом на 113%».

Меньше всего последствия кризиса ощутили компании, реализующие продукты питания. Причем явный лидер рейтинга «ТОП‑7 компаний розничной торговли» ООО «Сладкая жизнь‑НН» по динамике развития сдает позиции компаниям «АМИКО» и «Копейке — Поволжье», которые по объему выручки за 2011 г. она оставила далеко позади.

Системные интеграторы по общей динамике отстают от продуктового ритейла всего на 0,2%. Их средний показатель роста составил 152,2%. С ростом в 234% лидирует в совей отрасли КРОК Поволжье / МАЙ ЦКТ / Complex Software Group. За ним с показателями в 148%, 129% и 125% следуют «Микротест», компания «Сонет»* (в составе ГК «Апрель»), ЗАО «Энвижн Груп» «Энвижн‑Волга» — филиал в Нижнем Новгороде и «Эр‑Стайл Волга интеграция». Такие серьезные проценты прирост аналитики связывают с возросшим после кризиса интересом к внедрению систем оптимизации производства и новых продуктов, например, перехода на облачные технологии. По словам директора филиала ЗАО «Энвижн Груп» в Нижнем Новгороде «Энвижн‑Волга» Михаила Кузнецова, будущее ИТ‑рынка непосредственно связано с экономикой России: экономический рост в стране будет способствовать динамичному росту и развитию ИТ‑индустрии. В ближайшие два-три года российский рынок ИТ сильно изменится. «Причем уже сегодня на первый план выходят принципиально новые решения, такие как корпоративная мобильность, «облачные» вычисления, технологии обработки неструктурированных и больших данных (BigData) и другие. Решающими факторами становятся время обработки данных и время получения отдачи от поставленных перед ИТ задач. Компания, которая успеет первой отреагировать на требования рынка, получает большую его долю».

Безусловным лидером по динамике развития среди электротехнических компаний является «Атон» с показателем в 367%. Ближайшего конкурента ООО «ТСН‑Электро» он опережает практически в два раза.

Такая же ситуация наблюдается среди производителей продуктов питания. Лидером с приростом в 138% по отношению к 2010 г. выступила ООО «Птицефабрика «Павловская», которая по совокупной выручке находится лишь на 10-м месте ТОП‑11 производителей продуктов питания, уступая шесть позиций ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» и ООО «Мясокомбинат «Ильиногорское».

Драйвером года среди региональных банков по процентному доходу выступило ЗАО «Волго‑Окский коммерческий банк». Динамика его роста составила 121%. ОАО «КБ «Ассоциация» показал рост по сравнению с 2010 г. на 119%. Динамика лидера банковского рейтинга — ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» — составила 104,3%, ОАО «НБД‑Банк» увеличил показатели на 104,2%.

По количеству проданных автомобилей в ценовом сегменте свыше 2,5 млн руб. за 2011 г. лидирует компания «Агат». Однако ей удалось занять лишь третье место в рейтинге драйверов после ООО «АвтоКлаус Центр» и компании «Нижегородец». «Агат» показал прирост на 129%, в то время как у лидера он составил 163%. А монобрендовые салоны Мерседес‑Бенц Плаза, «Автомобили Баварии» показали практически идентичную динамику в 125%. «Рынок премиум-автомобилей не упал в кризис так, как рынок автомобилей среднего сегмента. Поэтому сейчас целесообразно говорить об общем росте, вызванном стандартными факторами, такими как выход новых моделей, акциями производителей, ростом общего благосостояния», — комментирует ситуацию генеральный директор «Мерседес‑Бенц Плаза» Дмитрий Волков.

Что касается провайдеров, они показали практически равную динамику в течение года. Лидер — «ЭР‑Телеком Холдинг» — показала рост на 176%, группа МТС  — на 150%, Нижегородский филиал ОАО «ВымпелКом» — на 111%, Нижегородский филиал ОАО «Ростелеком» — на 110%. По словам экспертов, объясняется такая равная динамика тем, что рынок провайдинга в Нижнем Новгороде поделен практически в равных долях между крупными федеральными игроками. А так как количество абонентов и цены на услуги примерно одинаковые, сверхприрост по совокупному обороту для одной компании показать достаточно сложно.

Единственным, кто выбивается из тренда, стал ООО «ЛУКОЙЛ‑Нижегород­нефтеоргсинтез». Компания на протяжении года показала самый высокий рост среди предприятий химической промышленности, показав динамику в 154% и сохранив лидерство в отрасли с годовым объемом выручки в 320,9 млрд руб. Остальные драйверы этого сектора — ООО «Завод синтанолов», ОАО «Дзержинское оргстекло» и ООО «Корунд» — также расположились аналогично своим позициям в рейтинге предприятий химической промышленности.

Исключением из общего рейтинга также являются инфраструктурные компании: ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», ОАО «Теплоэнерго», ОАО «Нижегородский Водоканал» и ООО «Газпромтрансгаз Нижний Новгород». Все вместе они прибавили 449%. Однако, по мнению экспертов, эти инфраструктурные предприятия растут не только за счет грамотно выбранной стратегии управления или сильного менеджерского состава, но и благодаря государственной политике повышения тарифов.

Екатерина Мясникова