Глава города Иван Карнилин представил отчет о своей деятельности с 7 октября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Депутаты назвали его «миротворцем» и в целом положительно оценили руководство городом.
В ходе отчета перед депутатами Иван Карнилин рассказывал, в каком состоянии был городской бюджет, когда Дума нового созыва начала свою работу.
На 1 октября 2015 г. дебиторская задолженность составляла 2,2 млрд руб. Нарастающая кредиторская задолженность составляла реальную угрозу для выполнения городом своих обязательств. Причин тому было несколько – общая ситуация в стране, исполнение городом плана по налоговым и неналоговым доходам. Именно поэтому бюджет 2015 г. был исполнен в сумме 23 млрд руб. – это 86% к уточненному плану.
Объем муниципального долга на 1 января 2016 г. составлял 8,18 млрд руб. (7,9 млрд руб. – кредиты кредитных организаций, 280 млн руб. – бюджетные кредиты, предоставленные министерством финансов Нижегородской области). Для сравнения, в 2010 г. объем долга составлял 800 млн руб. На 1 января 2017 г. эта цифра была равно 9,5 млрд руб., а на 22 марта - 7,7 млрд руб. Объем муниципального долга зависит от размера бюджета и не должен на 1 января 2018 г. превышать 10,3 млрд руб.
Кредиторская задолженность за 2015 г. составляла 1,917 млрд руб. Для сравнения: в январе 2015 г. кредиторская задолженность, расплатиться по которой город смог только в ноябре 2015 г., была ниже – 1,5 млрд руб. Доля НДФЛ – как основного источника пополнения городской казны – в 2015 г. была снижена с 23% до 18% (для сравнения – в 2011 г. доля НДФЛ составляла 30%).
При этом Нижний Новгород обеспечивает около 60% всех налоговых поступлений в бюджет Нижегородской области. Вследствие недофинансирования в 2015 г. в городе значительно снизились объемы жилищного строительства – было введено всего 440 тыс. кв. м жилья. Разница с 2014 г., когда было введено 800 тыс. кв. м, – разительная. Из-за передачи градостроительных полномочий в область, в городе была практически приостановлена программа волнового переселения граждан из ветхого и аварийного фонда.
«Город, по сути, находился в предбанкротном состоянии. В сложившейся ситуации нужно было наладить взаимодействие с областным правительством и Законодательным собранием, доказывая необходимость софинансирования важнейших социальных программ и инфраструктурных проектов. Но самое главное для администрации Нижнего Новгорода было выстроить управление собственными ресурсами, найти дополнительные источники доходов и оптимизировать затраты. Если описывать период с 7 октября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. одним словом, что его можно назвать антикризисным. С задачей выхода из кризиса мы справились. По итогам реализации мероприятий антикризисного плана достигнутый эффект превысил 1,5 млрд руб. – сумма внушительная и крайне существенная для городского бюджета. Это не громкие заявления, не политический пиар, а показатель совместной системной, кропотливой, профессиональной и эффективной работы администрации города и городской Думы».
2017 г. станет для развития Нижнего Новгорода переломным годом. В этом году запланировано продолжение строительства крупных инфраструктурных объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 г., а также начнется новое строительство важных социальных объектов.
«Мы в целом завершили совершенствование муниципально-правовой базы, поэтому необходимо перейти к планированию развития Нижнего Новгорода. Законотворческие задачи на 2017 г. – принять программы комплексного социально-экономического развития города, систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, утвердить нормативы градостроительного проектирования. Надеюсь, что в этом году совместно с администрацией примем эти важнейшие для социально-экономического развития города документы и начнем их реализовывать».
В трехлетней перспективе заложена тенденция к увеличению собственных доходов бюджета города к 2019 г. до 14,7 млрд руб., что на 1,7 млрд руб. больше соответствующего показателя 2017 г. Собственные расходы бюджета Нижнего Новгорода в 2019 г. составят 14,4 млрд руб., что на 481 млн руб. больше, чем в 2017 г. Запланированное ограничение роста расходов по сравнению с доходами, связано с переходом в среднесрочной перспективе к бездефицитному бюджету, с необходимостью снижения объема муниципального долга и возможных заимствований в целях оздоровления финансовой системы города. Эти задачи определены в качестве приоритетных.
Городская Дума утвердила следующие исходные параметры бюджета города на 2017 год: доходы запланированы в объеме 26,2 млрд руб., в том числе собственные доходы - 13 млрд руб., безвозмездные поступления – 13,2 млрд руб., расходы запланированы в сумме 27,1 млрд руб., из которых на социальную сферу запланировано более 17 млрд руб. или 63% в структуре расходов бюджета.
Депутаты Думы Нижнего Новгороде оценили работу Ивана Карнилина на посту главы города положительно, назвав его «миротворцем». В результате тайного голосования 35 депутатов проголосовали "за", один — "против".