Меню

Домашний подход

Обычные для нижегородского финансового рынка стратегии— это приход в регион столичного или иностранного банка. Истории «наоборот», когда банк вырос из нижегородской провинции и пробился на федер

Финансовый рынок Нижегородской области очень плотно заселен банками — в регионе их количество уже перевалило за сотню, и кредитные организации с нижегородской пропиской среди них в меньшинстве. Один из первых коммерческих банков в России банк «Богородский» вырос в Нижегородской области в городе с населением 30 тысяч человек и считает это обстоятельство в своей истории выигрышным.

Михаила Тимофеева

Обычные для нижегородского финансового рынка стратегии— это приход в регион столичного или иностранного банка. Истории «наоборот», когда банк вырос из нижегородской провинции и пробился на федеральный рынок— единицы. «Богородский» свою банковскую «родину» носит в названии и не спешит терять связь с городом, в котором все началось. О связи с малой родиной банка и плюсах «домашнего» подхода— председатель правления ООО комбанк «Богородский» Михаил Тимофеев.

Богородские промышленники создали свой банк
Банк «Богородский» был основан в Богородске в Нижегородской области 24 декабря 1990 года и стал одним из первых коммерческих банков России. Город с ремесленным прошлым и тихими улочками, застроенными старинными особняками, знал только классические сберкассы, которые обслуживали преимущественно физических лиц. Собственно, этих физических лиц в городе тоже было не очень много— всего 30 тысяч человек. Инициатива создания коммерческого банка принадлежала руководителям богородских производственных и сельскохозяйственных предприятий. Поэтому «Богородский» с первых дней своего существования начал обслуживать именно юридических лиц.
Уже к 1995 году банк построил собственное трехэтажное здание в центре Богородска с дизайн-проектом на 1 тыс. кв. м и итальянской мебелью. В девяностые годы иметь такой офис было очень престижно. Дела у банка шли в гору: успешно кредитовались крупные предприятия города, в том числе и предприятия ВПК, обеспеченные госгарантиями и господдержкой. Вкладчиков тоже было немало, а проценты по вкладам были совершенно «космическими» — выше 100%.
Кризис 1998 внес свои коррективы в работу банка: в стране менялась бизнес-конъюнктура, проводились новые политические и экономические реформы. Начался постепенный отток государственных денег из предприятий Богородского района, которые были клиентами банка. Но «Богородский» выстоял.
Особенно трудным для банка было первое полугодие 2008 года. В первую очередь, это было связано с проблемами у одного из самых крупных клиентов — Богородской райпотребкооперации. В банке считают, что только профессионализм Алефтины Пугиной, возглавлявшей тогда «Богородский», помогал удерживаться на плаву. Однако это не могло продолжаться долго, перед собственниками встал вопрос о привлечении другого инвестора, и это решение далось им непросто. На финансовом рынке произошло слишком много перемен, стратегии развития банка нужно было обновлять. «Богородский» нуждался в привлечении финансовых ресурсов, что помогло бы ему сохранить стабильное положение и не потерять свои позиции.
«Новым инвестором стал успешный бизнесмен в сфере автоматизации нефтегазопроводов Андрей Краснощеков, который, зная меня, предложил возглавить банк «Богородский». Я охотно согласился, поскольку работа управляющим филиалом московских банков меня стала тяготить. Я устал от полного непонимания Москвой региональных особенностей, бесконечных изменений генеральной линии партии. То мы все привлекаем вклады, то спустя месяц уже не привлекаем, а раздаем кредиты. И от решений по кредитам, принимаемым в течение двух месяцев, я тоже устал. Поэтому пришел в «Богородский», — вспоминает председатель правления банка Михаил Тимофеев. — Понимая, что один в поле не воин, я привлек к работе команду профессионалов с большим опытом работы в региональных и столичных банках, разделяющих мои взгляды». С приходом новой команды никакой смены персонала не произошло: из банка не уволился ни один человек, две команды объединились и дополнили друг друга.
Первыми шагами нового руководства совместно с новым собственником стало погашение, пусть и с большими дисконтами, всей проблемной задолженности банка. Был увеличен капитал банка, внедрена современная операционная система.
Кризис подтолкнул к росту
Банк, выросший из небольшого провинциального города, где все знают друг друга, извлекает из своей истории плюсы. «Индивидуальный подход и некоторая «домашность»— это для нас не рекламный слоган. Важно работать с малым, средним и крупным бизнесом напрямую, понимать специфику предприятия, принимать решения буквально на месте, так как предпринимателю нужна быстрая и реальная помощь. Частные лица и бизнес вообще начали уставать от страшной, неповоротливой бюрократической системы в крупных банках, где любой клиент — лишь отдельный «номер счета». Надо работать не только с документами на кредит— надо работать с клиентом», — делится принципами банка г-н Тимофеев. Он уверен, что именно соблюдение этих правил является сильной стороной регионального банка, который может себе позволить такую «домашность», помогающую получать лояльность клиентов.
Банку удалось не только встать на ноги, но и продолжить наращивать темпы роста даже в кризисном 2009 году. «Для нас кризис стал временем новых возможностей. До кризиса мы были небольшим региональным банком, которому все же непросто конкурировать с крупными банками, а кризис всех уравнял. Западных денег не стало, а у нас своя ресурсная база плюс финансовые вливания со стороны нового акционера. Поэтому мы и в кризис не прекращали кредитовать», — объясняет секрет успеха Михаил Тимофеев. В «Богородский» за кредитами пошли крупные клиенты, которые получали отказы в финансах у «родных» банков-кредиторов.
Именно в кризисном 2009 году «Богородский» перестал быть местным банком— было принято решение расти и выходить в другие города, в том числе областные центры. Тогда были открыты офисы в Нижнем Новгороде и Сарове. В июле 2010 года «Богородский» пришел в Казань.
Свою дальнейшую экспансию «Богородский» планирует как в Нижегородской области, так и за ее пределами. В текущем году запланировано покорение столицы — открытие кредитно-кассового офиса в Москве. Еще один офис и операционная касса появятся в городе Сарове. В следующем году расширение сети продолжится: два дополнительных офиса в Нижнем Новгороде, один офис на севере Нижегородской области— в Урене или Шахунье, выход в Саранск (республика Мордовия). Михаил Тимофеев смело озвучивает в качестве главных целей кроме увеличения объемов бизнеса и размеров собственных средств банка еще и попадание к концу 2012 года в список 300 крупнейших банков России.
Патриотизм требует инвестиций
Как любят пошутить в органах местного самоуправления и общественных организациях, получить деньги у банка на какой-то социальный проект— это как попросить кредит. Зачастую региональное отделение будет долго согласовывать выделение средств с вышестоящим начальством. У регионального банка к скорости принятия решения примешивается нотка патриотизма. «Богородский» занимается классической банковской благотворительностью в виде помощи детским учреждениям (на протяжении 20 лет оказывает материальную помощь Богородскому детскому дому), принимает участие еще в одном проекте. Банк «Богородский» совместно с Нижегородской епархией и министерством внутренней политики Нижегородской области создали Фонд Преподобного Варнавы Ветлужского, который с XVI века был одним из самых почитаемых святых в России и считался небесным покровителем севера Нижегородской области, Костромской, Кировской областей и Марий Эл. Основными задачами фонда являются культурно-просветительская работа среди молодежи и возрождение религиозных святынь в регионе. Этим летом в селе Лапшанга Варнавинского района архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин заложения храма имени Преподобного Варнавы. В сентябре этого года фонд начнет археологические изыскания в Варнавино (Нижегородская область) на месте монастырского комплекса, в котором до революции покоились мощи святого, бесследно пропавшие после революции. «Мы надеемся, что работа фонда привлечет интерес к истории Поветлужья, к нашим святым, а также дополнительные инвестиции на север Нижегородской области, экономический потенциал которого, по нашему мнению, сильно недооценивается», — считает Михаил Тимофеев.