Меню

«До того, как я открыл свой бизнес, я работал «офисной креветкой», - Григорий Матасов

Уйти из найма в свой бизнес сложно, приходится рисковать, жертвовать свободным временем, в конце концов – это страшно. О своем пути из топ-менеджера во владельца бизнеса рассказал Григорий Матасов.

Григорий Матасов, основатель кафе «Noot»:

- До того, как я открыл кафе, я работал «офисной креветкой». Я руководил отделом маркетинга, садился в кресло, включал компьютер и 8 часов тупил в прямоугольник. Тогда меня и посетила мысль, что я не туда перевожу свою жизнь. В один день я понял, что хватит и написал заявление.

Боязни рискнуть не было: я всегда понимал, что могу вернуться в офис. Если бы дело не пошло, то я бы ушел в долги, но руки и ноги есть, поэтому решил, что не пропаду. Не пойдет, так не пойдет. Хуже было бы, если бы я не попробовал.

Когда я работал в офисе, я точно знал, сколько я получу денег и когда, сколько будет свободного времени.  Сейчас у меня свободного времени стало в разы меньше, денег, правда, тоже больше не стало, зато ответственности прибавилось, но сейчас я чувствую, что занялся делом. Мне нравится то, что я делаю, появилась какая-то наполненность жизни.

В этот бизнес я пришел вроде бы случайно, а вроде бы и нет. Какой-то минимальный опыт в ресторанном бизнесе у меня был. Я студентом ездил в США на лето и работал там в «McDonald’s» и поваром в ресторане. Как должна выглядеть кухня изнутри, я представлял, было какое-то понимание о работе кухни - это каждодневная рутинная работа, тяжелый труд. В США более распространенное явление - ходить в кафе или ресторан поесть, у них другая культура. В России же поход в кафе у нас похож на выход в свет, но у нас это постепенно меняется. А вот в США это обычное дело - прийти в кафе и взять еду на вынос. Что касается кухни, то особых отличий нет. Кухня и кухня – это физический процесс. Но в штатах люди более открытые, с ними легче находить контакт, общество более толерантно. Там на кухне работал человек с синдромом дауна, он выполнял все свои задачи, он был мега-дружелюбным. У нас в России такое вряд ли можно представить.

До открытия кафе в Нижнем Новгороде  я занимался организацией ресторанных дней, когда любой желающий мог открыть свой ресторан на один день. У меня к этому лежала душа, я планомерно и целенаправленно к этому шел.

Прошел год с того момента, как я уволился и открыл кафе. Я, честно говоря, думал, что все это будет быстрее. Мы придумали меню, начали участвовать в фестивалях, чтобы понять, что надо людям, при этом я старался заработать себе имя. Печатали визитки, что осенью планируется открытие кафе, но осенью его открыть не удалось, мы открылись через год в августе.

Когда мы открывались, мы были первой фалафельной в Нижнем Новгороде. Люди вообще не знали, что такое фалафель, и самый частый вопрос у гостей был, что вообще такое фалафель? Сейчас уже в Нижнем Новгороде фалафельные растут, как грибы после дождя.

Когда все начиналось, у нас была сумма около 1 млн руб. Но в тот момент рубль обрушился, и все мои деньги превратились в тыкву. Пришлось искать партнера, чтобы делить аренду помещения и прочие расходы. Партнер был найден, и мы начали готовиться к открытию, разрабатывать меню и интерьер. В сумме инвестиции с моей стороны составили около 1,5 млн руб., сопоставимую сумму вложили партнеры — кафе «Крендель». Часть денег мне пришлось одолжить.

У нас моно-кафе, мы специализируемся на одном продукте – фалафель. Мы делаем его в разных вариациях, с разной подачей, но основной продукт один. Фалафель – это ближневосточное вегетарианское блюдо, представляет собой фрикадельки из нута с добавлением лука, чеснока, зелени, пряностей, обжаренные во фритюре. Поэтому среди наших посетителей преобладают вегетарианцы. Но необязательно быть вегетарианцем, чтобы есть фалафель, к нам ходят и невегетарианцы.

Формат нашего заведения демократичен, мы стараемся держать минимальную дистанцию между работниками и гостями. Я и сам часто стою за стойкой, посетители меня знают. Когда мы начинали, такой формат был в новинку, таких кафе можно было пересчитать по пальцам в Нижнем Новгороде.

К нам можно приходить и с домашними животными. Главное, чтобы они не заходили на кухню. Если собака сидит и не гавкает, не носится по кафе, ведет себя нормально и никому не мешает, то почему бы и нет?

Как мы выжили на рынке общепита в нашем городе с такой большой конкуренцией - сам удивляюсь. На самом деле секрета нет, мы просто работаем. Главное, чтобы людям нравилось, чтобы гость был доволен и пришел к нам вновь. Нам не главное – поднять средний чек гостя, главное, чтобы гость ушел довольным и пришел вновь.

Что касается перспектив развития, то сеть фалафельных я точно открывать не хочу, пусть будет одно место со своим духом, со своей атмосферой. Есть люди, которые его любят за его неповторимость. По франшизе я также не собираюсь его продавать, потому что это для меня нечто большее, чем просто бизнес. Это то, что ассоциируется с моим именем, и я хочу держать этот уровень, а франшизу я не смогу контролировать.

Я развиваюсь в других направлениях: я открыл крафтовый бар на Большой Покровской. Это небольшой бар с крафтовым пивом. У нас идеи, концепция. В Нижнем Новгороде научились варить пиво ничуть не хуже, чем за рубежом. Пиво мы пока сами не варим, но кто знает, может когда-нибудь начнём.