С 1 июля в России запрещается демонстрировать все аудиовизуальные произведения, не имеющие прокатного удостоверения. Это существенно осложнит жизнь молодым режиссерам, считают эксперты.
Закон о государственной поддержке кинематографии в РФ дополнен статьей «Прокатное удостоверение на фильм». Согласно поправкам, вступающим в силу с 1 июля, прокат и (или) показ фильма без прокатного удостоверения на территории РФ запрещен. Исключение составляют лишь показ по телевидению и демонстрация на международном кинофестивале в РФ ввезенного из-за рубежа фильма.
Законодательством не определено понятие «международного кинофестиваля». Большое число картин классики мирового кино ранее никогда не получали разрешительных (до 1988 г.) или прокатных удостоверений на территории СССР и РФ.
Таким образом, с 1 июля музеи, включая и галереи и музеи современного искусства, не смогут публично демонстрировать любые аудиовизуальные материалы без получения прокатного удостоверения, а значит и сдачи копии фильма на пленке 35 мм или в цифровом формате DCP в Госфильмофонд, что подразумевает большие затраты.
Также закон коснется, в первую очередь, национальных конкурсов всех российских фестивалей, кинотеатров, устраивающих разовые показы классических или других фильмов, не выходивших в российский прокат и не получавших прокатного удостоверения, и, конечно, режиссеров короткометражного и документального кино.
Законодатель установил ответственность за нарушение закона для юрлиц: за первичное нарушение – штраф от 50 до 100 тыс. руб., за повторное – от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности юрлица на срок до 90 суток.
В кинотеатре «Орленок» DK.RU рассказали, что большую часть вечернего репертуара кинопоказа составляет артхаусное кино в рамках проекта «Настоящее кино». А директор ГЦСИ «Арсенал» Анна Гор добавила, что все ленты, которые показывают в музее, обязательно имеют «прокатник».
По словам режиссера-постановщика Арсения Гончукова, власти «убили» все авторское кино.
«В стране тысячи и десятки тысяч кинотеатров, киноцентров, арт-центров, киноплощадок, антикафе, частных кинотеатров, авторских киноклубов, которые до сих пор крутили у себя самое разное кино, короткометражное, студенческое, авторское, малобюджетное. Кроме того, в стране сотни и сотни кинофестивалей разного пошиба, с разным объемом (или без оного) финансирования, которые это кино регулярно показывают, целые программы фильмов. Короче, это такое очень насыщенное поле, где крутятся десятки тысяч картин, и это единственное, на чем еще держится российский кинопоказ авторского кино в условиях убитого кинопроката», - говорит эксперт.
Прокатное удостоверение - это паспорт фильма. Бумага, которую получать можно месяца полтора, а для ее получения надо собрать порядка 13-ти различных документов. И это сделать можно только в Москве.
«А теперь представьте, как будут получать прокатники авторы, например, короткометражек, 5, 10, 15-ти минутных фильмов, чтобы показать их на местном фестивале? А показывать в нарушение закона кинотеатры не будут, и их можно понять. Ну а фестивали с объемами в сотни подобных фильмов просто вымрут. Почему в Бразилии футбол крутой? Потому что каждый мальчишка во дворе гоняет мяч. У меня прокатники все есть, а вот молодым теперь – труба», - отмечает Арсений Гончуков.
Продюсер и режиссер Нижегородского кино-видео объединение Коромыслова башня Евгений Кудельников заявил DK.RU, что авторское кино, которое никогда не было и не будет популярно у массового зрителя, сможет найти дорогу к своей аудитории с помощью Интернета.
"Суровость закона будет компенсироваться необязательностью исполнения. Музеи и галереи не смогут демонстрировать авторское кино без прокатного удостоверения? Ну, значит, неформальные фестивали будут проводиться в торговых центрах, ночных клубах и просто кафе. И Интернет пока никто не отменял. На качество кино это не повлияет. Хорошие работы дорогу к зрителю найдут", - заключил режиссер.