10 декабря проект бюджета Нижнего Новгорода был одобрен на публичных слушаниях и рекомендован к утверждению городской думой. Как будем жить в новом 2016 году? DK.RU собрал мнения.
Доходы бюджета Нижнего Новгорода на 2016 г. запланированы в объеме 22 млрд 69 млн 520 тыс 700 руб., расходы — 22 млрд 904 млн 718 тыс 40 руб., дефицит бюджета предполагается в размере 835 млн 197 тыс 340 руб., — сообщает пресс-служба администрации Нижнего Новгорода.
Председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман:
— Основная наша проблема – это межбюджетные отношения. В 2011 г. расщепление поступления от НДФЛ было 30% в пользу города, а с 1 января 2015 г. – только 18%. За неполные пять лет город только по этой статье потерял 5 млрд. руб., и еще около 1,5 млрд. руб, когда сфера здравоохранения была передана на региональный уровень. Сегодня, в ситуации высокой сложности, мы говорим, что на все бюджетных средств у нас не хватит. Но на все у нас не хватало никогда, поэтому нужно расставить приоритеты.
На сегодняшний день меня больше всего заботит кредиторская задолженность городского бюджета.
Мы вошли в 2015 г. с разрывом в 1 млрд. 560 млн. руб., это были наши неисполненные обязательства перед поставщиками услуг, с которыми рассчитались только к 15 ноября текущего года. По моим подсчетам, на 1 января 2016 г. мы выйдем с обязательствами на сумму 2,2 млрд. руб. С этим нам придется работать в течение 2016 г.
Но бюджет – это достаточно подвижная система, и у нас есть возможность получения дополнительных доходов. Есть точки роста доходов бюджета, по которым уже сделаны значительные наработки, и это, прежде всего, земельный налог. Более 90% людей и организаций, которые пользовались и пользуются землей, не имели с городом оформленных земельных отношений.
Эта категория может и будет платить огромные деньги, но у процесса оформления и взимания земельного налога есть своя динамика.
Много еще должников, которые не платят за аренду муниципальных помещений. Я напомню, что в 2010 г. мы начали работу с застройщиками, которые получили землю, но не платили аренду и ничего не строили. Только за первый год работы с данной категорией мы получили в бюджет более 700 млн. руб. Бюджет — трудный для исполнения, но рабочий, и его нужно принять.
Председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по экономике, промышленности и предпринимательству Александр Бочкарев:
— Бюджет Нижнего Новгорода очень сложный, его параметры соответствуют общей ситуации в стране, но мы несем за него ответственность, потому что нас избрали жители Нижнего Новгорода. Он сложный, но не все так плохо, как кажется. Например, расходы на содержание аппарата администрации города и городской Думы в 2016 г. будут сокращены на 300 млн. руб., по сравнению с 2015 г. Чиновники начали с себя, и это уже хорошо. На комиссии по экономике, председателем которой я являюсь, мы вместе с администрацией города обсуждали дополнительные резервы, которые мы принесем в бюджет 2016 г. В частности, это работа по мобилизации земельного налога. Есть и другие возможности пополнения бюджета, о которых говорить преждевременно.
Председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по социальной политике Василий Пушкин:
— На социальную сферу заложено 15,59 млрд. руб. или 68% всех расходов, а это на 400 млн. руб. меньше, чем в 2015 г. Основные «болевые точки», которые мы обсуждали на комиссии, и которые волнуют многих депутатов, касаются департамента образования и департамента спорта и молодежной политики. Самая большая проблема по линии департамента образования, кроме зарплаты педагогов, касается сокращения средств на ремонты школ, садиков и других учреждений. В этом году начальная сумма на ремонт составляет 10 млн. руб. В прошлом году мы секвестировали бюджет, и сейчас у нас накопилось 21,5 млн. руб. неоплаченных долгов за уже сделанные ремонты школ и детских садов. На департамент спорта и молодежной политики в 2016 г. оставили 7,6 млн. руб., за что я благодарен администрации города. Но и здесь не хватает около 1,5 млн. руб. для школ олимпийского резерва на лицензирование помещений для проведения соревнований. Это самый тяжелый бюджет за последние годы, но мы должны его поддержать в случае учета предложенных мною поправок.
Председатель постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по имуществу и земельным отношениям Владимир Панов:
— Наш бюджет формируется просто: есть доходы – есть расходы, нет доходов – нет расходов. Бюджет города на 2016 год получился нищим, пришли мы к этой ситуации долгим сложным путем, но сейчас это объективная реальность. Поэтому бюджет, который мы сегодня принимаем, это жесткая реальность, в которой мы будем выживать. Сейчас не хватает денег даже на небольшие ремонты в социальных учреждениях. Поэтому мы пытаемся найти любые средства, которые можно направить на неотложные нужды города.
Например, деньги, которые заложены на финансирование газет «Канавинское слово» и «Красный Сормович», которые предназначены для жителей только двух районов города, могут быть использованы более целесообразно. Либо все районы города должны иметь право на бесплатную газету, либо ни один из районов не должен быть в приоритете. Содержать газеты на восемь районов нет никакой возможности, поэтому будет честно по отношению ко всем нижегородцам, если мы эти деньги направим на социальные учреждения. На сегодняшний день иметь районные печатные издания — это роскошь.
Заместитель главы города Елизавета Солонченко:
— Бюджет, как и всегда, у нас социальный, и есть точки роста, точки возможностей. Его можно рассматривать как вызов для депутатского корпуса и для администрации — для мобилизации сил, в первую очередь, по работе над эффективностью каждого рубля, и самое главное — на поиск дополнительных доходов. Город будет оплачивать долги. Это федеральное законодательство, и мы обязаны его исполнять. Конечно, сумма долгов сейчас большая. Все долги города с 2014 года постоянно на контроле у депутатов, и в 2016 году мы постараемся, чтобы эта проблема не копилась.