Меню

Чем надеемся стать мы, чтобы иметь мраморные лестницы и небоскребы

Юлия Сухонина, главный редактор журнала «Деловой квартал-Нижний Новгород» С таким дарованиями не уподобиться бы медведю, который хотел то ловить рыбу, то собирать грибы, и в итоге не преуспел ни

Юлия Сухонина, главный редактор журнала «Деловой квартал-Нижний Новгород»
С таким дарованиями не уподобиться бы медведю, который хотел то ловить рыбу, то собирать грибы, и в итоге не преуспел ни в чем
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Как в любом городе- миллионнике, в Нижнем Новгороде много рассуждающих о его будущем. И это правильно, потому как в городе с будущим жить приятно, сухо и комфортно, а также перспективно.
Однако первое, что обычно приходит в голову, — это вторичное, то есть инфраструктура города через 10–30 лет. И если объединить все проекты, которые по замыслу властей должны изменить Нижний Новгород в будущем, то возникает ощущение, что все они списаны. У Ильфа и Петрова из книги о 12 предметах мебели. Помните? «Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки». Это наша мечта, отраженная в программах по развитию регионального туризма и законодательстве, особенно привлекательном для инвесторов. «Речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва — Васюки». Узнаете? Это планы по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Нижний Новгород— Москва, что планировалось воплотить совместно с поднаторевшими в скоростях японцами. «Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн». И аэропорт тоже есть в стратегии будущего Нижнего Новгорода! Правда, до дирижаблей там еще далеко— сам аэропорт ждет больших вложений, пока региональные власти уже не первый год заняты подбором инвестора.
Хорошая, стратегическая книга у Ильфа и Петрова. Почти все про нас в будущем. «Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы». Правда, васюковцы строили свое будущее, опираясь на развитие шахматной индустрии: они собирались стать центром шахматной мысли, которая поднимет экономику на нужный уровень. А чем надеемся стать мы, чтобы заиметь все эти мраморные лестницы, небоскребы и почтовые дирижабли?
Как сказал кто-то умный, инфраструктура города— отпечаток его экономики. И мы живем в отпечатке железной ноги промышленности и науки когда-то закрытого города. А поколение тридцатилетних, составляющих сейчас инженерный корпус или офисный планктон, вряд ли сомневается, что живет в городе заводов и институтов. Именно советский профиль города прочно засел в мозгах нижегородцев.
Но наш город двулик. В нем словно два начала: старинный купеческий Нижний Новгород тянет нас в сторону торговли и логистики, а научно-промышленный Горький— в сторону развития наукоемких производств. Кто победит? Стратегии, рассчитанные на десятилетия, обсуждаются на самых различных уровнях и имеют те же противоречия. Мы хотели бы получать хоть десятую долю бюджета «Сколково», так как справедливо считаем, что для этого у нас и мозги есть, и руки из плеч растут. Но и транспортные потоки пропустить мимо не хотелось бы, хотя для этого, по мнению некоторых пессимистов, нижегородцам придется переквалифицироваться в водителей, грузчиков и логистов, чтобы работать в перевалочном пункте китайских товаров. И туристической Меккой мы тоже хотим быть, так как имеем второе место в России после Московской области по количеству сохранившихся народных промыслов. С такими дарованиями не уподобиться бы медведю из детского мультфильма, который хотел то ловить рыбу, то собирать грибы и в итоге ни в чем не преуспел.
Каким будет Нижний Новгород в 2020 году? Даст ли он крен в сторону торговли и логистики или еще глубже забурится в наукоемкое производство, отхватывая железными зубами куски федерального финансового пирога? Есть ли перспективы у уникального сплава промышленности и науки? Какие направления город потеряет как неперспективные? И почему над этими вопросами рассуждают только власти, депутаты или традиционно приглашаемые ими эксперты? Думаю, что стоит расширить круг и дать слово тем, кто работает и зарабатывает в Нижнем Новгороде-2010. Потому что они тоже хотят делать это в городе с будущим, где жить приятно, сухо и комфортно, а главное— перспективно.