Сформулировать общие признаки хорошей стратегии не так то и просто. Действительно, человек настолько интересное существо, что регулярно изобретает новые способы решения стоящих перед ним задач.
"Сформулировать общие признаки хорошей стратегии не так то и просто. Действительно, человек настолько интересное существо, что регулярно изобретает новые способы решения стоящих перед ним задач. Равно, как он не устаёт придумывать и всё новые ляпы и глупости. И в том, и другом люди проявляют завидный энтузиазм", - ректор бизнес-школы EMAS Андрей Коляда постарался систематизировать эффективные подходы к стратегическому планированию и обозначил некоторые ошибки.
Признак хорошей стратегии № 1 – Вы не подменяете стратегию целями и отвечаете на вопрос «Как».
Нужно понимать, что стратегия – это чёткий ответ на вопрос «КАК мы будем достигать поставленных целей?». Да, без целей не бывает стратегии, но и одних целей совершенно недостаточно. Если стратегия вашей компании не даёт внятных и подробных ответов на вопрос КАК она будет достигать поставленных целей – значит, у компании нет стратегии.
Признак хорошей стратегии № 2 – Вы демонстрируете лидерские амбиции.
При этом данная черта обусловлена не столько амбициями руководства компании, сколько здоровой логикой стратегического планирования. Дело в том, что стремление превратить компанию в лидера задаёт её развитию хороший темп, а её бизнес-процессы приобретают должный уровень. Появляются чёткие ориентиры. Очевидно, исходя из смысла ставящейся задачи, речь идёт о темпе, который опережает темп конкурентов и процессах, которые превосходят их процессы. Именно такие темпы и процессы и необходимы для того, чтобы компания демонстрировала рост, опережающий динамику рынка.
Признак хорошей стратегии № 3 – У вас паранойя.
Удивительно, но очень многие управленцы полагают, что их конкуренты круглые дураки и лентяи. Что они будут сидеть, сложа руки, и отдадут рынок в руки компании просто так. Будут безропотно наблюдать за тем, как компания забирает себе их клиентов и зарабатывает на них деньги. Такие руководители полагают, будто работают в вакууме, и никто не будет мешать реализовывать их гениальные планы. – Ясно как день, что это не так. Вы должны испытывать паранойю – постоянно просчитывать возможные ходы конкурентов и предусмотреть ваши ответы на них. Не будете этого делать – пропустите критический удар и ваша стратегия пойдёт прахом. Запомните: конкуренты не глупцы и скорее всего тоже будут предпринимать активные и даже агрессивные действия. Вы должны быть готовы к этому, просчитать все возможные варианты действий оппонентов и заранее предусмотреть вашу реакцию на них. А ещё лучше – сыграть на опережение.
Признак хорошей стратегии № 4 – Вы концентрируетесь.
Даже самый сильный человек, если он затевает драку одновременно со множеством противников, скорее всего будет повержен. Его просто задавят массой, несмотря на то, какой он молодец. И наоборот, человек со способностями чуть выше среднего, по очереди выбирая одиночных или небольшие группы противников, способен повергнуть на землю целую толпу. Ровно всё точно также и в бизнесе. Если вы планируете играть против всего рынка – вам не выиграть. Вы хороший стратег, если отделяете более важное от второстепенного, умеете отказываться от малозначимого в пользу достижения тех показателей, которые предопределят вашу победу. Помните, вы хронически страдаете от дефицита ресурсов, поэтому используйте их мудро – добивайтесь достижения именно тех показателей, которые действительно важны.
Признак хорошей стратегии № 5 – Вы стремитесь к минимальной зависимости от конкретных людей.
Забудьте рассказы о том, что люди – это ключевая ценность вашего бизнеса. Это наивный и «слабый» взгляд на реалии бизнеса. Опытные и мудрые руководители и HRы знают, что это совершенно не так – люди не должны быть главной ценностью вашего бизнеса. Потому что если вы ставите вопрос таким образом, то это означает, что вы раб своих людей, зависите от их прихотей и доброй воли, удерживаете людей у себя любой ценой. В этом случае можете даже не сомневаться, сотрудники начнут диктовать вам свою волю и она будет иметь мало общего с теми стратегическими целями, которых вы хотите достичь.
Люди это ресурс, один из трёх главных видов дефицитных ресурсов. И именно так и нужно воспринимать свой персонал – это здравый подход, который позволяет управленцу создать стратегию, успех которой минимально зависим от лояльности, способностей и прихотей конкретных работников. Люди не роботы – им присущи многочисленные слабости. Момент, когда кого-то из ключевых сотрудников понесёт, и он начнёт вести себя отлично от того, чего вы от него ожидаете – это просто вопрос времени. Так было, так есть и так будет – это люди и их природа противоречива и непостоянна.
Признак хорошей стратегии № 6 – Вы создаёте эффективную бизнес-модель .
Помните, выше мы договорились, что стратегия – это ответ на вопрос "КАК?" – Так вот, ответ на это вопрос подразумевает не просто перечень мероприятий, которые приведут вашу компанию к желаемым целям. Это ещё – это обязательно! – и ответ на вопрос о том, как ваша компания будет зарабатывать деньги, делая это более умно и эффективно, чем конкуренты. Знайте, если вы рассчитываете обогнать конкурентов, зарабатывая деньги таким же способом, как и они, то есть просто больше работая – успеха вам не видать.
Признак хорошей стратегии № 7 – Вы добиваетесь превосходства над конкурентами.
Превосходство над конкурентами – это не конкурентное преимущество. Это следствие умелого использования имеющихся конкурентных преимуществ, которое обеспечивает вашей компании опережение в сравнении с конкурентами в значимых для бизнеса областях. Обладать конкурентным преимуществом и реализовать на его основе своё превосходство над конкурентом – это не одно и то же. Я же настоятельно рекомендую чётко отличать одно от другого, это сделает ваш подход к разработке стратегии куда более осознанным. Конкурентное преимущество – это тот базис, на который вы можете опираться, это ваш потенциал. Если вы его реализуете, то у вашей компании появится превосходство над конкурентами. Если нет – толку от вашего конкурентного преимущества будет немного.
Хорошая стратегия – она всегда про превосходство.
Признак хорошей стратегии № 8 – Концентрируясь, вы дифференцируетесь, чтобы пережить тяжёлые времена.
В стратегическом смысле под дифференциацией понимается создание такой бизнес-модели компании, которая устойчива к внешним шокам и способна развиваться и расти даже в неблагоприятных внешних условиях. Как правило, речь идёт о целенаправленном уменьшении зависимости от одного рынка, одного продукта или иного важного фактора, то есть о снижении рисков, связанных с такой чрезмерной зависимостью.
Признак хорошей стратегии № 9 – Вы многовариантны, план "Б" есть всегда.
Как известно, стратегическое планирование должно быть сценарным. Однако, здесь всё не так очевидно. Зачастую сценарность выливается в адаптацию стратегических целей под разные сценарии. Задаётся определённый уровень целей под основной сценарий, а затем в зависимости от содержания других сценариев, значения этих целей соответствующим образом наращиваются или уменьшаются. Например, в сценарии прогнозируется рост рынка – в качестве цели закладывается рост продаж, в другом сценарии заложен ещё больший рост рынка – синхронно увеличивается и цель по объёму продаж. Сценарий исходит из меньшего роста рынка – цель по объёму продаж уменьшается, и так далее. – Эта логика транслируется в отношении всех или почти всех видов целей.
Описанный подход имеет существенный изъян – фактически разработчик стратегии закладывает в неё зависимость компании от внешних обстоятельств. Всё будет хорошо – и компания будет развиваться достойными темпами, всё будет плохо – и компания, в лучшем случае, прекратит своё развитие. И разработчик стратегии соглашается с этим!
Признак хорошей стратегии № 9 ½ – Вы думаете о возможной продаже компании – следствием реализации стратегии должен быть рост её стоимости.
Этот, последний, признак является не столько признаком самой стратегии, сколько важной стратегической концепцией, которую должен держать в уме хороший стратег. Даже если вы и не помышляете о продаже своей компании, вы всегда должны закладывать для себя такую возможность. Хорошая стратегия и умелый бизнес – это искусство создания (да-да, именно создания!) и использования возможностей и, следовательно, вы должны создавать для себя возможность продать компанию по хорошей цене. Воспользуетесь ли вы ею при случае или нет – решать только вам. Но заранее лишать себя такой возможности, не думая об этом, не дальновидно.
Полную версию читайте здесь<<<