Кожа, стекло, фарфор, дерево, каракуль, различные ткани – это узкий список материалов, из которых создаёт свои произведения нижегородец Рустам Адюков.
Обувь, сделанная в его мастерской, выставляется в Европе. Каждая пара бренда Adukov – это не просто вторая кожа, а настоящее произведение искусства.
Рустам Адюков родился в 1976 году в Нижнем Тагиле. Затем его семья перебралась в Дзержинск. В юношестве Рустам посещал художественную школу, где создал свои первые модели. Первую коллекцию представил в 1998 году. В 2005-2006 годах занимает 1 место на международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC во Франции. В 2007 году стал первым россиянином, удостоенным национальной премии Франции «ESCARPIN DE CRISTAL» («Хрустальный башмачок»). Рустам Адюков – представитель России на международных фестивалях, выставках за границей, участник и член жюри.
Туфли в серой коробке
В конце 1980-х годов мама Рустама Адюкова работала на химическом предприятии, поставлявшем продукцию и за рубеж. Однажды в качестве дружественной ноты советским работницам из Югославии прислали товары народного потребления, в том числе обувь. «Дары» разыграли между сотрудниками.
Мама 11-летнего мальчика выиграла пару туфель в невзрачной серой коробке. «Увидев эту коробку, я начал фантазировать, каким могло быть её содержимое. То, что я увидел, было приятным потрясением, - рассказывает Рустам Адюков. - Есть такое слово «посвящение». Наверное, это было оно».
Рустам Адюков.
Югославские туфли были поистине необыкновенными. Такие советские мальчики не носили. «Туфли были кожаные, чёрные, с плоской серой подошвой, зелёной эмблемой сбоку. Внутренняя подкладка имела узор «шотландская клетка», - вспоминает художник. – Это был дизайн завтрашнего дня: лаконичный, но выразительный».
Создавая свои произведения, нижегородец уделяет огромное внимание каждой мелочи. «И порой подкладка играет решающую роль», - отмечает он. Свою роль в выборе будущей профессии сыграла генетика: отец г-на Адюкова был конструктором одежды.
Кавалер Ордена Мужества
Первые образцы обуви были сделаны в подростковом возрасте, в художественной школе. Рустам Адюков слепил их из глины. Решение, что он станет дизайнером (и никем другим), пришло после армии, разделившей мир на две половины.
Женские сапоги "Эхо Карпатских гор".
Нижегородец прослужил около полутора лет, и большую часть провёл на войне. После учебного центра разведки ВДВ он отправился в Чечню, где принимал участие в нескольких крупных спецоперациях. Последняя - бой под Шатоем в январе 1996 года, о котором много писали СМИ.
Колонна российских войск, в составе которой был сержант Адюков, попала в засаду в горах. В течение двух часов военные не могли выбраться из окружения, находясь под перекрёстным гранатомётным огнём. Были подбиты две машины; шесть человек из 25 погибли. При разрыве гранаты был контужен офицер. Рустам Адюков вытащил его из-под огня. «Сейчас кажется: это было как в кино. Но в моё время практически вся художественная литература была о подвигах и героизме советского человека, поэтому я внутренне был готов к суровым будням», - вспоминает он.
За подвиг нижегородец был удостоен Ордена Мужества. По словам Рустама Адюкова, армия была очень быстрой, интенсивной переоценкой ценностей. «Кто-то опускается на землю. А я, наоборот, воспарил. И если до армии я делал неопытные шаги в профессии, то после неё чётко знал, что буду делать и как», - добавляет он.
Команда Adukov
Технологии и техники, которые нижегородец применят при создании обуви, самые разные, как и спектр материалов: вышивки, гобелены, шерсть, конский волос... Географическая среда открывает огромные возможности для самореализации, считает художник. К примеру, туфли «Полярные льды» сделаны из кожи варана и телёнка, с золотом и серебром. «Принцесса на горошине» - это олений мех, шерсть, морёный дуб, каучук и пробка (для платформы), золотые и серебряные пряжки.
Мастерская Рустама Адюкова.
«Бывает, сразу приходит понимание, что делать. От материала к образу и наоборот. Пришло видение – перебираешь в голове выставки художников, мастеров, люди, лица, судьбы», - отмечает Рустам Адюков. Создавать обувь – большая наука. Чтобы делать красивые и удобные вещи, нужно хорошо разбираться и в ортопедии (колодки, комплектующие), и в технологиях материалов (температурные условия, среда) и в химии, физике, медицине (окрашивание, применение полимеров).
В постоянной команде Рустама Адюкова – три человека: он сам, модельер и сапожник. Однако в целом над созданием моделей работает гораздо больше мастеров. Это и ювелир (с Алексеем Крюковым нижегородец работает много лет), и вышивальщицы, и кузнецы, и многие другие. Впрочем, профессионалов – по пальцам пересчитать, отмечает дизайнер.
Мужские туфли "Полярные льды".
«Объекты можно собирать воедино в самых разных мастерских. Каждый выполняет свою функцию, а когда мы все детали собираем воедино, наверное и есть момент сотворения. Разные техники сплетаются в одном произведении. Это интересно, завораживает, люди узнают друг друга, открывают новое для себя», - отмечает художник.
Хрустальный башмачок
Профессиональное признание и известность пришли к нижегородцу довольно скоро. В 1998 году он представляет свою первую коллекцию обуви. А в 2007-м, после ряда российских и зарубежных выставок, получает национальную премию Франции ESCARPIN DE CRISTAL – «Хрустальный башмачок». И становится единственным россиянином, удостоенным этой почётной награды.
Сегодня в выставочных галереях, музеях появляются экстравагантные модели обуви, созданные Рустамом Адюковым. Они больше похожи на скульптуры, чем бытовой предмет. Вместе с тем, отмечает нижегородец, из каждой скульптуры можно вычленить фрагменты, которые интересны и вполне применимы в производстве. Как, к примеру, "туфли-идеи" иракского архитектора Захи Хадид.
По мнению нижегородца, Россия богата народными промыслами. Однако, несмотря на это разнообразие (в Нижегородской области представлена половина российских ремёсел), она практически не представлена за границей.
«В 2015 году меня пригласили на конференцию северных стран. Я был восхищён тем, как много внимания в Исландии, Дании, Швеции уделяют декоративно-прик
В коллекцию
Изделия под брендом Adukov можно увидеть только на выставках и в интернете. Многие работы, созданные дизайнером, хранятся в частных коллекциях. К примеру, в течение долгого времени его модели приобретала для своей галереи семья известного французского дизайнера обуви Жана-Батиста Ротюро.
Есть среди заказчиков Рустама Адюкова и известные медийные персоны. Однако повышенного внимания прессы нижегородец не любит. Эксклюзивная обувь, которая создаётся несколько месяцев, стоит дорого. А туфли из игуаны, купленные Геннадием Зюгановым, - это всегда повод для манипуляций. В особенности накануне президентских выборов. Бренд получает скандальную огласку.
«Я не хочу такой славы. Для меня есть одна награда – признание в профессиональной деятельности, - говорит дизайнер. – Мне часто вспоминается Пастернак: «Быть знаменитым некрасиво// Не это поднимает ввысь».
У Рустама Адюкова много оригинальных идей и новых проектов. Вместе с компаньоном Стэфаном Яльмарссоном (Staffan Hjalmarsson) он создаёт коллекцию женской обуви «Scandic Victoria». Образ – искрящийся лёд: туфельки будут колючими. Совместно со шведской компанией дизайнер работает над «умными» ботинками, которые будут «следить» за здоровьем человека во время носки: «брать анализы» через стельки, устанавливать химический анализ крови.
«Третий год подряд меня приглашают на Венский бал обувщиков в Австрию. А я никак не могу до них что-то довезти», - разводит руками нижегородец.
Фото: из архива Рустама Адюкова и с сайта www.adyukov.com.