Меню

«Быть бизнес-жертвой стало модно. Но кто-то решает свои проблемы, а бизнес-жертва умрет»

«Когда в бизнесе двое, то один — жертва, а другой — спасатель. Какое-то время эта схема комфортна обоим, один — в своей роли, другой — в другой. Жертва постоянно ноет и требует внимания»

Екатерина Болоничевавладелец центра «Психология для бизнеса и жизни»:

— Главное орудие бизнеса — это сам предприниматель. Какие решения он предпринимает, как он действует, как руководит, как выстраивает отношения с партнерами, подчиненными — все это влияет на успешность или неуспешность в делах. Индивидуальная структура ведения бизнеса — это отражение мышления, способностей, психологических особенностей человека.

Давайте возьмем простой пример. Некоторые люди могут изучить и применить новые навыки, а другие не способны поставить их себе на вооружение. Одна из причин в том, что у них внутренние психологические настройки несовместимы с новой информацией. То есть, нет необходимых психологических программ. Так же как, к примеру, калькулятор мало подходит для редактирования текстовых документов. Такие люди не смогут применить навыки и знания, полученные, например, на бизнес-тренинге.

Внутренние запреты или разрешения, убеждения, принципы — все это не позволит им использовать что-то новое. Или наоборот — позволит. Грубо говоря, мы глухи, слепы и немы, нам закрывают глаза, рот и уши наши психологические установки.

В психологии существует модель — Треугольник Карпмана. Она получила название по имени ее автора. Треугольник представляет собой интересную игру человека в жертву, спасателя и преследователя. Жертва всегда страдает: от обстоятельств, других людей и т.д. В действительности жертве без разницы, от чего страдать, она безошибочно находит своего палача, который будет ее тиранить. Также безошибочно жертва находит своего спасателя, которого потом сама же и казнит, как заправский палач. Спасатель и сам в конце концов становится жертвой. В конечном итоге в треугольнике все постоянно меняются ролями — вечное движение.

Давайте применим эту модель к бизнесу. Два бизнесмена ведут одинаковый бизнес. У первого собственника дела идут в гору. Он видит новые возможности. Быстро перестраивается, если наблюдается спад. Обладает стратегическим видением и просчитывает ходы вперед. У него есть план А, В и С. Он в целом позитивно настроен. Общее ощущение человека от жизни позитивное. Это не означает, что если с ним случилась неприятность, то он ее игнорирует. Он видит проблему и решает ее. Но проблемы не портят ему жизнь и не отбрасывают его назад. Скорее даже наоборот — раскрывают новые пути развития. У него все в порядке с самооценкой, и он всегда находит точки сотрудничества с клиентами, партнерами, государственными структурами. Сумеет договориться, если того потребуют цели бизнеса или его личные цели. В общем, проявит гибкость и выстроит все так, как надо именно ему.

У второго собственника бизнес депрессивный. Деньги и клиенты даются с трудом. Такой человек в речи, как правило, использует отсылки к другим людям или каким-то сложным жизненным обстоятельствам. Они не сделали, они обманули, они изменили законы, они прикрыли мой бизнес. В итоге, бизнес рушится, но виноваты в этом какие-то другие люди, организации, кто угодно, но не бизнес-жертва. Кстати, самообвинение — это тоже позиция жертвы. Этот человек изначально негативно настроен, постоянно ноет. Сам себе создает трудности, винит во всем других. И всегда от кого-то страдает: то от власти, то от клиентов, то от партнеров.

Разве самый крутой бизнес-тренинг с самыми инновационными решениями исправит этот настрой? Вряд ли. Скорее всего, тренер или консультант будет объявлен продавцом воздуха.

Например, возьмем рынок автоперевозок. Сейчас законодательство, экономическая ситуация, санкции провалили отрасль очень сильно, выжили только крупные игроки. Бизнес на этом рынке вести трудно. Можно ныть и нищать, а можно искать другие варианты для построения нового бизнеса или новые решения. Но кто-то находит и решает, а бизнес-жертва «умирает». И, как правило, делает это громко, чтобы вокруг все видели, как ей плохо.

Вернемся к треугольнику. Жертва вопит от страданий и требует внимания. И в этот момент на стоны умирающего сбегается куча спасателей. Это вторая сторона, они хотят всем помочь, чтобы у всех все было хорошо. И если основная цель жертвы — поживиться любой энергией за чужой счет, то у спасателей «конфетка» — это энергия благодарности, нужности, чувства собственной важности. Даже путем отказа от собственных выгод.

Жертва в этой игре никогда не благодарит спасателя — она считает, что ей должны. При этом еще и претензии предъявляет спасателю, что он неправильно спасал или в нужный момент не пришел. И вот спасатель стал жертвой жертвы, а жертва упивается ролью палача.

Так часто бывает в отношениях бизнес-партнеров. Когда в бизнесе двое, то один — жертва, а другой — спасатель. Какое-то время эта схема комфортна обоим, один — в своей роли, другой — в другой. Жертва постоянно ноет и требует внимания. Ей не нужно, чтобы ее проблемы были решены. Ей нужно, чтобы к ним проявили внимание. На этом все. Спасатель внимание какое-то время проявляет, но вдруг что-то идет не так... Жертва привычно уходит в депрессию, пропадает, выключает телефон и, например, не идет на важные переговоры. Второй партнер, спасатель, вдруг вместо понимания предъявляет претензии, а значит, переходит в роль палача, и развивается конфликт собственников. Это очень часто приводит к разделу или краху бизнеса.

Из роли спасателя в роль палача переход может пройти очень быстро, когда человеку надоедает спасать. При этом жертва тоже может стать палачом: когда она прекращает получать жалость, то становится палачом. Из жертв получаются самые лучшие палачи — они знают, как больней ударить. Во многом цель жертвы стать палачом.

Конечно, в каждом отдельном случае множество нюансов. Я описала модель очень обобщенно. Но даже и такое обобщение позволяет увидеть причины многих неудач в бизнесе.

Как не стать бизнес-жертвой?

Для начала надо понять, почему ты ноешь. Мы выражаем свои настроения и мысли словами, язык переводит в логическую форму то, что мы чувствуем. И во многом наша склонность к жертвенности обусловлена неудовлетворенностью психологических потребностей: во внимании, безопасности, поддержке, признании, любви и т.п. Задайте себе вопрос: «Чего вам не хватает, и как это можно получить другим способом?»

Обнаружить, что вы ведете себя как жертва можно, если вы проследите за тем, что говорите. Нас всегда выдает язык, поэтому, если вы склонны говорить: «Вот он нехороший человек, я так его ждал, он меня подвел, и поэтому я не смог» и т.д., то вы являетесь жертвой. Пусть даже и бессознательно. Понятно, что вы разозлились и имеете на это право — это нормальная реакция. Но если это меняет ваши планы, вашу жизнь, как-то негативно влияет на вас, то вы жертва, ваш партнер — палач, а тот, кто все это слушает и кивает —  спасатель. Выстраивайте свои рамки во взаимодействии с другими. Соблюдайте их сами. Имейте план А, В и С на любой вариант развития событий. Живите в соответствии со своими ценностями. Это позволит вам выйти из «заколдованного треугольника».

Как мне видится, в этой жизни есть самое главное правило — не вредить себе и другим людям. Если вы его нарушаете осознанно и злонамеренно, то вы становитесь палачом. Какие бы мотивы вами не двигали.

Как вести бизнес с палачом или жертвой?

Или играть, или никак.

Первое. Надо увидеть и принять, что вы в игре.

Второе. Решить, чего хотите именно вы.

Третье. Заняться в первую очередь собой, а не разборками с партнером. Ведь это вы в этой игре и в этой роли, и стоит разобраться, зачем именно вам это надо.

Обязательно учитывайте, что человек осознает себя в лучшем случае только на 20%. Остальные 80% приходят на бессознательные автоматизмы. Даже процесс мышления автоматичен в нас. Чтобы что-то изменить, нужно выявить и перепрограммировать соответствующую автоматическую программу.

Каждый такой автоматизм всегда существует ради достижения какой-либо цели. Как правило, это безопасность, комфорт и удовольствие. Это наши бессознательные цели, их обязательно нужно учитывать.

В треугольнике Карпмана люди часто оказываются из соображений безопасности или комфорта, такой у них автоматизм. Современная психология предлагает много рабочих техник перепрограммирования себя. Не игнорируйте эту возможность.

Конечно, есть люди волевые, способные принять решение, менять ситуацию, неиграющие в дурацкие человеческие игры. И среди людей бизнеса таких немало.

В завершение позволю себе выразить мнение, что стоит поступать так, как считаешь нужным, как сам видишь, независимо от того, нравится это кому-то или нет. И если с партнером невыгодно больше оставаться, то надо говорить: «Мне это невыгодно, я пошел». Даже если это в краткосрочном периоде может повлечь какие-то потери, то в долгосрочной перспективе может привести к существенному плюсу.

Мир изменился, правила игры меняются, и так будет всегда. И надо быть готовыми к этим изменениям и не бояться их. И немедленно трансформироваться, если того требуют обстоятельства и ваши цели.  Налоговая, государство и клиенты будут всегда, а вот каким будешь ты в бизнесе, большой вопрос!