«Полтора года назад следственный комитет провел контрольную закупку через интернет, 7 из 10 препаратов оказались фальшивками», — рассказал Виктор Дмитриев.
Разрешить онлайн-торговлю лекарствами могут с 1 января 2020 г. в случае принятия соответствующего законопроекта. Крупнейшие маркетплейсы готовы включиться в игру. Возможно, дистрибуторам и производителям фармацевтической продукции разрешат продавать лекарства напрямую населению. Какими должны быть правила доставки, чтобы оградить пациентов от фальсификата, а бизнес от невыполнимых условий?
Сегодня в России разрешено бронирование лекарственных препаратов через интернет и самовывоз из аптеки. По словам Анны Ермолаевой, генерального директора аналитической компании AlphaRM, 4-5% объема рынка фармацевтических препаратов проходит через онлайн-заказы. В 2018 г. прирост бронируемых через интернет лекарств составил 72%, а по итогам первого полугодия 2019 г. — еще 50%.
Рынок растет. И, конечно, все участники конференции согласились с тем, что интернет-доставке быть, но мнения о форме доставки разошлись.
Елена Неволина, исполнительный директор союза «Национальная Фармацевтическая Палата», считает, что доставка лекарственных препаратов сегодня нужна.
И мы здесь думаем не только о бабушках, но и о молодых людях, которым надо, например, доставить лекарства в офис. Это востребовано. Но нужно четко прописать условия доставки. Готовясь к встрече, я посмотрела, как обстоят дела с доставкой у маркетплейсов. И, похоже, за качество продукции там никто не отвечает. Например, «Яндекс. Еда» заключает договор с субподрядчиком, который фрахтует самозанятых курьеров. Договор с курьером предусматривает штраф за доставку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения! Конечно, я убеждена в необходимости штатных аптечных курьеров или компании, которая будет этих курьеров контролировать и образовывать, — сообщила Елена Неволина.
«Понятно, что интернет — новый, растущий канал сбыта, к которому надо быть готовым на 100%. Но сказать сегодня, станет ли он удачей или принесет проблемы, нельзя, — считает Виктор Дмитриев, генеральный директор «Ассоциации Российских фармацевтических производителей». — Новшества несут за собой риски. Взять, например, энергетическую отрасль. Все было хорошо, пока не произошла трагедия в Чернобыле… Интернет-торговля — о том же. С одной стороны — быстрая доставка, с другой — самый простой путь попадания фальсификата на рынок. Например, полтора года назад следственный комитет провел контрольную закупку через интернет, 7 из 10 препаратов оказались фальшивками. Конечно, нельзя занимать страусиную позицию, но, на мой взгляд, к полноценному запуску готовности нет, требуется поэтапное внедрение».
Тем временем, без полноценного закона об интернет-торговле лекарственными препаратами растет нелегальный рынок. Сложившуюся ситуацию прокомментировала Нелли Игнатьева, исполнительный директор «Российской ассоциации аптечных сетей»: «Сегодня пункты выдачи товаров через интернет — это все, что угодно — от велосипеда до рецептурного препарата. И пока для официальных участников рынка регулирование ужесточают и ужесточают, есть параллельный мир, где в сфере обращения лекарственных препаратов каждый делает то, что хочет».
По словам Артема Соколова, президента «Ассоциации компаний интернет-торговли», растет объем доставки из-за рубежа. Один только iHerb поставляет в Россию, по разным оценкам, на сумму от 1,2 до 50 млрд руб. У этого потока «зеленый коридор»: никакого регулирования и проверок на таможне, поскольку, согласно законодательству РФ, у него статус посылок для личного пользования. Разрешение на доставку любых типов препаратов позволит взять ситуацию под контроль.
В 2019 г. российские законодатели рассматривают вариант условий доставки, когда у курьера должно быть фармацевтическое образование. Тут все участники конференции единодушно согласились с тем, что «фармацевт-скороход» — излишняя мера.
Помимо вопросов безопасности пациентов, эксперты затронули экономику. На сегодня передача лекарственных средств покупателю возможна только в офлайн-аптеках, доставка невозможна. Но Елена Неволина обратила внимание участников фармацевтического рынка на то, что депутаты планируют разрешить оптовым организациям продавать фармацевтические препараты конечным покупателям напрямую. И это не равные условия торговли. По ее мнению, любой интернет-ресурс должен иметь лицензированную аптеку. Причем, требования к ним не должны отличаться от тех, что действуют для традиционных аптечных организаций.
Виктория Преснякова, исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек», обращаясь к фармацевтическим кампаниям и оптовикам, отметила: «Все-таки дистрибьюторы и классические аптеки сейчас находятся в разных условиях. Понятно, что интернет — это большие перспективы, но рынок зарегулирован и нам приходится соответствовать регуляторным требованиям. Но если вы готовы открывать большое количество аптек, получая лицензию и поддерживая в них порядок, то мы готовы принять вас в ряды аптечной розницы».
Аптечная розница не боится конкуренции в интернете и готова участвовать во всех этих процессах, но вопрос не в этом, — заявил Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети «Ригла», — Как доставить лекарство потребителю и не навредить ему, кто обеспечит качество?.
К чему бы ни готовились участники фармацевтического рынка и крупнейшие торговые площадки, будущее условий доставки, а значит и всей товаропроводящей цепи в интернет-пространстве, определят депутаты Госдумы.
Текст подготовлен по материалам конференции «Интернет-торговля лекарственными препаратами» организованной event-агентством «Событие».