Х5 Retail Group получит торговые помещения нижегородской сети «Райцентр». Речь идет о 47 супермаркетах, которые превратятся в универсамы «у дома» «Пятерочка». Что это значит для рынка?
Однако, по его словам, «все происходит по Дарвину: большие поедают маленьких»:
— С нашей точки зрения, этот процесс хоть и закономерный, но весьма тревожный. Торговля перекочевывает в сферу принудительного ценообразования, и все большей редкостью становятся ситуации, когда покупатель может «оспорить» цену, как на рынке. Пространство, где это все еще возможно, сжимается, как шагреневая кожа.
Я разделяю обеспокоенность Минпромторга и как эксперт полагаю, что, видимо, нужны какие-то дополнительные решения органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления в отношении торговых площадок, универсальных рынков, продовольственных рынков и рынков выходного дня, а также иных форм торговли, кроме сетевой (причем это как федеральные, так и локальные сети).
Приход все большего объема федеральных сетей лишает пространства для сбыта местных производителей — тех, которым не по карману освоить и исполнять стандарты входа в большую сеть. Сети подчинены иной логике: чем они больше, тем с более крупными партнерами они хотят работать. Это закономерно: нужна соразмерность.
Если они способны «переварить» эшелон картошки, то зачем им поставщик, который везет тонну картошки на «ГАЗели»?
С другой стороны, усложнение субъекта приводит к усложнению бюрократии, управления, а соответственно, технического стандарта входа: правил упаковки, обработки, поставки, исполнения договорной документации, ведения деловых отношений — все это все сильнее обременяет поставщика. При больших объемах это можно терпеть, а при маленьких — неподъемно. Поэтому укрупнение сетей, конечно, отжимает на периферию местного производителя, и в это же время сокращаются торговые площадки. Вопрос не в том, «как еще» помочь местным производителям, а как помочь им выжить. Это главный вопрос сегодняшнего дня для регионов, для периферии крупных городов.