Меню

«Большие поедают маленьких»: Михаил Теодорович (Нижегородское УФАС) — об экспансии сетей

Х5 Retail Group получит торговые помещения нижегородской сети «Райцентр». Речь идет о 47 супермаркетах, которые превратятся в универсамы «у дома» «Пятерочка». Что это значит для рынка?

По данным Нижегородского УФАС, Х5 Retail Group за счет «Райцентров» «прирастет» в общей сложности на 33 тыс. кв. м. В настоящее время уже реконструированы и работают 28 магазинов. Озабоченность такой ситуацией, когда количество малых торговых объектов в регионах снижается, уже выразил Минпромторг РФ.
 
Руководитель нижегородского УФАС Михаил Теодорович считает, что даже после поглощения «Райцентра» «Пятерочка» будет не настолько велика, чтобы оказаться под особым регулированием.

Однако, по его словам, «все происходит по Дарвину: большие поедают маленьких»:

— С нашей точки зрения, этот процесс хоть и закономерный, но весьма тревожный. Торговля перекочевывает в сферу принудительного ценообразования, и все большей редкостью становятся ситуации, когда покупатель может «оспорить» цену, как на рынке. Пространство, где это все еще возможно, сжимается, как шагреневая кожа.

Я разделяю обеспокоенность Минпромторга и как эксперт полагаю, что, видимо, нужны какие-то дополнительные решения органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления в отношении торговых площадок, универсальных рынков, продовольственных рынков и рынков выходного дня, а также иных  форм торговли, кроме сетевой (причем это как федеральные, так и локальные сети).

Приход все большего объема федеральных сетей лишает пространства для сбыта местных производителей — тех, которым не по карману освоить и исполнять стандарты входа в большую сеть. Сети подчинены иной логике: чем они больше, тем с более крупными партнерами они хотят работать. Это закономерно: нужна соразмерность.

Если они способны «переварить» эшелон картошки, то зачем им поставщик, который везет тонну картошки на «ГАЗели»?

С другой стороны, усложнение субъекта приводит к усложнению бюрократии, управления, а соответственно, технического стандарта входа: правил упаковки, обработки, поставки, исполнения договорной документации, ведения деловых отношений — все это все сильнее обременяет поставщика. При больших объемах это можно терпеть, а при маленьких — неподъемно. Поэтому укрупнение сетей, конечно, отжимает на периферию местного производителя, и в это же время сокращаются торговые площадки. Вопрос не в том, «как еще» помочь местным производителям, а как помочь им выжить. Это главный вопрос сегодняшнего дня для регионов, для периферии крупных городов.