Меню

«Более доброжелательных людей я не встречала». Нижегородка о поездке в Японию

«Во всех публичных местах Токио установлены дефибрилляторы и в случае необходимости, например, кто-то из работников метро, сможет оказать помощь до прибытия скорой».

Начальник отдела кадров завода «РусВинил»  Яна Бестаева съездила в Японию и поделилась с DK.RU своими впечатлениями. 

О Японии

На стажировку в Японию я полетела как выпускник Президентской программы управленческих кадров, которую окончила в 2015 г. Пройдя отбор в Японском центре Нижнего Новгорода и получив долгожданное приглашение на стажировку, я в составе группы из 22 российских стажеров отправилась в самое сердце Японии – Токио. Участниками стажировки «Кайдзен в производстве» стали руководители среднего и высшего звена производственных предприятий из разных городов России.

Первое впечатление от страны – идеальная чистота и порядок на улицах Токио. Помню, в первый день я долго шла по улицам с пустым стаканчиком от кофе и не могла найти мусорную урну. И тут случилось мое первое открытие о Японии: оказывается, в Японии очень актуальна проблема утилизации отходов, поскольку на островах не так много мест для их захоронения. Именно по этой причине японцы уже давно разработали систему сортировки и утилизации мусора, а также придумали особую «безотходную» философию.

Как рассказал наш сопровождающий переводчик, содержание мусорных урн, сортировка и утилизация отходов - достаточно затратное дело, поэтому владельцы магазинов и кафе в Японии и не устанавливают урны. Вообще японцы не ожидают, что кто-то позаботится об их мусоре. Их с детства учат тому, что нужно всегда самому нести ответственность за свой мусор и брать его с собой домой, где и избавляться от него. Действительно, спустя всего пару дней мы уже автоматически рассовывали мусор по карманам и выкидывали его в отеле.

Кстати, один из районов Токио – искусственный остров Одайба в Токийском заливе, который японцы называют «город будущего», построен из пресованного мусора. На Одайбе расположены футуристические офисные и жилые здания, торгово-развлекательные комплексы, горячие источники, парки. Остров с Токио соединяется Радужным мостом (Rainbow Bridge).

Удивительно, что впервые находясь в Японии, я чувствовала себя абсолютно комфортно. Не зря Токио считается самым безопасным мегаполисом в мире, где даже шестилетние дети самостоятельно пользуются общественным транспортом. Про общественный транспорт стоит сказать отдельно: когда в первый раз смотришь на схему метро и JR – сеть железных дорог – кажется, что это сложнейшая схема! А потом понимаешь насколько удобно, быстро и совсем не сложно перемещаться по городу.

Кроме чистоты на улицах Токио поражают и другие вещи: например, бесплатные зонтики, которые можно взять в специальных вазах на улицах, в магазинах, отелях, и позже оставить зонт в любой ближайшей вазе. Во всех публичных местах Токио установлены дефибрилляторы и в случае необходимости, например, кто-то из работников метро, сможет оказать помощь до прибытия скорой. Вдоль тротуаров выложена специальная объёмная разметка для слепых и слабовидящих людей.

Однако больше всего меня поразили сами люди – японцы. Более доброжелательных, гостеприимных и готовых прийти на помощь людей я не встречала. Японцы всегда приветливы и отзывчивы по отношению к иностранным коллегам. На всех предприятиях, которые мы посетили, нас встречали с невероятной теплотой и провожали до тех пор, пока наш автобус со стажерами не скрывался из виду. В метро, на улицах Токио японцы тоже всегда готовы помочь и подсказать правильное направление. При всем этом, японцы люди закрытые и очень ценят личное пространство. В общественном транспорте у них не принято громко разговаривать и порой мы ехали в переполненных вагонах метро и JR практически в полной тишине. Кстати, час-пик в Токийском метро приходится на 9 вечера.

О японских компаниях

Программа стажировки «Кайдзен в производстве» подразумевала посещение производственных компаний, воркшоп и бизнес-встречи для обмена мнениями. Организаторами с японской стороны выступали Японо-Российский экономический центр и Министерство иностранных дел Японии.

Перед началом посещения японских предприятий Сонода Хидэо, консультант средних и малых компаний, провел лекцию и напомнил нам об основных инструментах и понятиях Кайдзен. Для нас стало открытием, что ежегодно ноябрь в Японии считается  месяцем качества. Именно в ноябре лучшие компании и сотрудники награждаются премией Деминга. Премия Э. Деминга учреждена в Японии в 1951 г. в честь выдающегося американского специалиста по качеству – Эдварда Деминга – одного из создателей японского «экономического чуда», основоположника процесса возрождения японской экономики. С момента учреждения и до 1984 г. она присуждалась только Японским компаниям. В 1984 г. JUSE (Союз Японских ученых и инженеров)  принял решение присуждать премию и иностранным компаниям. Премия Деминга является первой и наиболее престижной из всех существующих на сегодняшний день наград за качество.

В процессе стажировки мы посетили около 10 производственных компаний. Стоит отметить, что 95% всех предприятий Японии относятся к средним и малым. Поэтому среди наших предприятий большая часть – это средний бизнес. Из крупных компаний были Panasonic и Центр осмотра линий Maglev в префектуре Яманаси.

Panasonic запомнился своей концепцией «Дома будущего» - гаджет-шоу понимания жилища будущего. Такие технологии кажутся чем-то невероятным и космическим! Выставочный центр поезда на магнитной подушке Maglev тоже впечатлил – здесь проходят ходовые испытания экспериментальной железной дороги, и скорость поезда на магнитной подушке достигает 590 км/час. Запустить поезд для регулярного движения по Японии планируют в 2027 г.

Мы заметили, что многие японские компании существуют по 80-100 лет и даже больше. Для них большое значение имеет философия и принципы работы. Во многих компаниях они заложены ее основателями и поддерживают дух предприятия до сих пор.  Японские предприятия достаточно консервативны и не стремятся приобретать новое оборудование, а предпочитают максимально использовать действующее.

Еще в глаза бросается абсолютная аккуратность и чистота заводов, которые мы посетили.  Везде используются доски визуализации, на некоторых заводах проводятся конкурсы идей 5S. Сроки реализации кайдзен-предложений в японских компаниях составляют 3-6 месяцев в зависимости от степени сложности идеи.

Из небольших заводов мне больше всего запомнился завод Gantan Beauty Industry, занимающийся производством, проектированием и установкой железных крыш и кровельных материалов с водонепроницаемым покрытием. Сотрудники и руководители компании Gantan Beauty Industry постоянно совершенствуют рабочий процесс, они рассказали нам о своем самом значительном Кайдзен – о разработке метода монтажа крыши сверху вниз. Этот метод, во-первых, более удобный и безопасный, во-вторых, сокращает сроки работ, снижает затраты на установку строительного каркаса, сокращает повреждения и загрязнения смонтированных крыш, а также дает возможность одновременно выполнять монтаж крыши и отделку интерьера.

На бизнес-встрече с представителями японских компаний обсуждались возможности развития японо-российских экономических отношений, ускорения бизнес-контактов и осуществления бизнес-матчинга с российскими предприятиями.

Церемония закрытия стажировки состоялась в министерстве иностранных дел Японии, где были подведены ее итоги, озвучены благодарности и пожелания японской стороне. Это был очередной теплый прием, организованный на высоком уровне.

Выводы, которые я сделала по результатам посещения японских предприятий

·         Различия в понимании Кайдзен в России и Японии. Кайдзен как таковой в японских компаниях не обсуждается и не выделяется как отдельный проект. Для японцев кайдзен – это, в первую очередь, образ жизни. Во-вторых, ежедневная работа и улучшения (пусть и совсем небольшие) в процессе этой работы.

·         Ответственность перед самими собой и самоорганизованность. На японских предприятиях, как правило, не назначают официально ответственных, например, за внедрение кайдзен-предложений. Каждый сотрудник сам понимает свою ответственность и совершенствует рабочий процесс в первую очередь для себя, для упрощения своей работы. Их не нужно стимулировать и «пинать». А почему это так? На мой взгляд, причина в высоком уровне сознательности японцев и осознанности того, что и как они делают.

·         Высокая клиентоориентированность и высокий контроль качества продукта. Предприятия выпускают только то,  что нужно клиенту, регулярно получая обратную связь. При этом японские компании стараются максимально быстро и эффективно выводить на рынок новые продукты.

·         Стремление к экологичности и безотходности производства. Завод Yakult в префектуре Тиба производит кисломолочные напитки, косметику и фармацевтику. Корпоративный лозунг для всех видов деятельности компании  «для здоровья людей и всего мира». Они перерабатывают пластиковые отходы, например, пластиковые бутылочки для напитка, упаковки и пр., и делают из них сувениры для гостей завода и канцелярские товары. И нам как раз подарили в качестве сувениров открывалки для пластиковых бутылок. В подобных мелочах и кроется отношение японцев к труду и совершенствованию.

Подводя общий итог своей стажировки в Японии, я хочу отметить, что во главе всех современных технологий,  высокого уровня жизни, повсеместного идеального порядка стоят люди. Поэтому любые изменения и улучшения нужно начинать с людей, с их мышления и осознанности происходящего. А в первую очередь необходимо начать с себя самого.

И нам, и японцам определенно есть чему поучиться друг у друга. Желаю, чтобы у каждого появилась возможность посетить Японию, увидеть ее изнутри и сделать свои собственные выводы.

Текст был опубликован в корпоративной газете завода «РусВинил» с заголовком «Кайдзен в мелочах или философия постоянных улучшений».