Меню

«Боевого настроя мало». Что делать, если вы хотите экспортировать, но не знаете, как

Сергей Звонков. Иллюстрация: Кира Мишина

«Идти нужно туда, где продукт будет пользоваться спросом. Потому что создать спрос — очень дорого. Наша задача — помочь людям правильно «увидеть» и оценить рынок, на который они настроились».

С чего нужно начинать, когда есть планы продавать свой продукт за рубеж?

Рассказывает руководитель нижегородского Центра развития экспорта Сергей Звонков. 

— В первую очередь, сотрудники вашего предприятия должны быть готовы к экспортной деятельности. Конечно, не только морально — важен определенный багаж знаний.

Его можно получить самостоятельно, методом проб и ошибок, но зачем? Лучше пройти подготовку по специальной программе, разработанной для экспортеров. Это семинары по всем этапам экспортной деятельности.

Для малых и средних предприятий, которые особенно в этом нуждаются, это бесплатно.

Программа экспортных семинаров Школы экспорта РЭЦ — это 11 курсов повышения квалификации для представителей малого и среднего бизнеса. На этих семинарах квалифицированные тренеры передают слушателям базовые знания по основным областям экспортной деятельности. Например, самые сложные темы — по налогам и особенностям таможенного оформления —  читаются по два дня. Обучение проходит на базе нижегородского технопарка «Анкудиновка» (ул. академика Сахарова, 4).

Например, 17 декабря состоится семинар «Эффективная деловая коммуникация для экспортеров», записаться можно через календарь событий на сайте Школы экспорта.

Но «готовность» к экспортной деятельности — это не просто желание начать эту работу со стороны руководителя компании. Здесь недостаточно теоретических знаний и боевого настроя.

В рамках нашей программы акселерации специалисты ЦРЭ могут оценить готовность к экспорту и предприятия в целом, и продукта. Мы в первую очередь смотрим на финансовые показатели. Например: достаточно ли у компании денег для экспортной деятельности? Ведь если ей удастся выйти на контракт, то, скорее всего, нужно будет увеличить мощности, обеспечивая объемы поставки (партнеров за рубежом обычно не интересуют небольшие и нерегулярные партии). Здесь мы поможем привлечь финансирование на развитие бизнеса из региональных и федеральных источников. Оценивается очень много аспектов, и в итоге выносится заключение, имеет ли продукт экспортный потенциал.

Следующий шаг — помочь предприятиям правильно «увидеть» и оценить тот рынок, на который они настроились, или назвать другие перспективные страны. Если подходящий продукт есть, но понимания, куда его можно продать — нет, то мы готовы провести маркетинговое исследование по выбору страны экспорта. 

Куда вы будете продавать ваш продукт: в ту страну, где уже работают конкуренты, или туда, где ваша ниша пока никем не занята?

Идти нужно туда, где продукт будет пользоваться спросом. Потому что создавать спрос — очень дорого.

Можем выполнить «холодный» поиск, то есть подбор потенциальных зарубежных партнеров. Можно просто дать общий запрос, например — «торговая сеть». Получив список возможных покупателей, компания начинает сама направлять им коммерческие предложения. И если в итоге она договаривается о встрече, чтобы показать себя и заключить договор на поставку, то мы поможем принять иностранную делегацию. Это называется «реверсная бизнес-миссия». А если нижегородцам нужно съездить за рубеж, организуются бизнес-миссии: мы собираем предприятия и вместе отправляемся в одну страну, где всем уже назначены переговоры. Мы содействуем в организации участия бизнеса в международных выставках, ярмарках и конгрессах в России и за рубежом.

На подготовительном этапе еще нужно будет предусмотреть очень много важных вещей, например, создание и перевод на иностранный язык всех материалов: презентаций, буклетов, упаковки, рекламы, сайта.

Мы проводим и патентные исследования. Для многих компаний это большие деньги. Благодаря Центру развития экспорта эти и многие другие услуги становятся доступны.

Еще у нас есть услуга содействия в регистрации на иностранных торговых онлайн-площадках. Размещение на маркет-плейсах платное, и для бизнеса это нелишние деньги — около 2-3 тысяч долларов в год.

Важная часть нашей работы — помощь в оформлении необходимых документов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности в России и за рубежом. Сертифицировать товар в стране-импортере сложно, это требует привлечения специального эксперта.

Наконец, если все прошло хорошо, и нижегородский экспортер договорился о сотрудничестве с иностранным партнером, то мы можем помочь ему в разработке, заключении и экспертизе экспортного контракта. Как правило, на этом наше участие в деятельности компании заканчивается. Дальше идет взаимодействие уже между поставщиком и покупателем.

Мы стараемся охватить как можно больше предприятий, чтобы они понимали: экспорт — это возможно и нужно. И пускаться в сложное и опасное «свободное плавание» совершенно не обязательно!

Задача поддержки экспортеров стоит на государственном уровне, и в Нижегородской области для этого есть своя специальная организация — Центр развития экспорта.

Добавлю, что меры поддержки начинающих экспортеров, действовавшие в Нижегородской области в 2019 году, будут доступны им и в 2020-м. Уже сейчас можно подавать заявки на участие в той или иной программе поддержки на следующий год.

* * *

СПРАВКА

Центр развития экспорта Нижегородской области — это один из элементов системы комплексной поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

Цели его деятельности — стимулирование и вовлечение предприятий в экспортную деятельность, содействие выходу предприятий на иностранные рынки товаров и услуг, повышению их конкурентоспособности и эффективности. Учредитель — правительство Нижегородской области в лице Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.

Организатор регионального конкурса «Лучший экспортер года».

Тел: +7 (831) 435-18-48

e-mail: info@export-nn.ru

www.export-nn.ru