Меню

БЛОГ: «Полуфабрикаты из бакалавриата», — управляющий партнер TChK Олег Тимофеев

Эйчары готовы доучивать, дорабатывать, допиливать выпускников, лишь бы те приходили. Но "полуфабрикаты" не хотят учиться, говорит управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Блоги DK.RU

Олег Тимофеев:

— Российско-Германская внешнеторговая палата нашими скромными силами провела на этой неделе очередную выездную сессию. На этот раз на площадке итальянского машиностроителя Danieli Volga, где директора заводов попытались договориться с директорами образовательных учреждений.

За круглым столом участники старались прийти к общему мнению о том, какими качествами и навыками должен обладать выпускник, чтобы выйти на рынок вакансий востребованным и желанным.

Главная проблема этой сферы: образовательные стандарты по-прежнему сильно расходятся с запросом работодателя.

Потенциальные работодатели хотят видеть специалиста, владеющего иностранным языком (большинство производственных компаний, представленных за круглым столом, являются международными, работники должны уметь читать чертежи и инструкции, должны коммуницировать с начальством, часто плохо говорящим по-русски) и пакетом специализированных навыков, для каждого завода своих. Генеральный директор "А.С.Палитра" Евгений Климов посетовал, что среди образовательных программ нет специализаций по колористике, а HR-директора сыпали иностранными словами вроде "программы управления предприятием Lean".

Гости от образования реагировали на запрос работодателей по-разному. С одной стороны, они готовы предоставить время и ресурсы для разработки спецкурсов в своих стенах, с другой — признают, что большое влияние на образование оказал переход на международную систему бакалавриат/магистратура, в результате которой выпускники выходят из стен вуза "полуфабрикатами", нуждающимися в дальнейшей доработке. 

Такая система доработки в той или иной форме есть на каждом заводе, почти все согласны принимать и "полуфабрикаты", если они готовы учиться.

Но, как отмечают специалисты по кадрам, вместе с молодостью у кандидатов часто идут не напористость и мобильность, а безалаберность и лень. Дошло даже до сожалений о том, что далеко не все молодые люди нашего времени проходят через армейскую школу жизни.

По моему семилетнему преподавательскому опыту, студенты всегда одинаковые — 10% активных и 90% безынициативных. Важно не то, какие сейчас студенты, а то, что работодатель сам должен быть рядом с ВУЗом. Чтобы студент задумался о своей будущей карьере на втором-третьем курсе и к четвертому сформировал осознанную позицию – он должен больше контактировать с практиками, хотя бы знать, какие заводы в области что производят. 

Мнения сошлись на том, что времена изменились: заводам теперь не нужны огромные выпуски по сто человек, на каждом из предприятий потребность в специалистах составляет от одного до 15 человек в год.

О создании базовых кафедр заводов в вузах речь больше не идет. Заместитель директора дзержинского филиала НГТУ им.Алексеева предложил всем присутствующим вариант профильного обучения на ступени магистратуры – людей там меньше, и они очевидно заинтересованы в учебе и карьере.

Здесь же на месте «эйчары» договаривались о собеседованиях с лучшими выпускниками-2016, готовые доучить, доработать, допилить, лишь бы приходили.