Меню

Бизнесмены мало попользуются сайтом «Госуслуги.ру»

По данным электронного журнала «Госменеджмент», Нижегородская область вошла в тройку лучших субъектов РФ по степени внедрения современных информационных технологий в органы государственной власти.

Однако бизнесмены не спешат переводить все операции в электронное поле.

Сейчас портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области — www.gu.nnov.ru, госуслуги.нижегородская‑область.рф — представляет собой описание процедур получения этих услуг для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Информация для последних размещена на портале в разделе «Юридическим лицам». Там указана последовательность действий, размещены адреса и формы заявлений. Также на портале открыт свободный доступ к нормативным правовым актам регионального и местного уровня, регулирующим ведение предпринимательской деятельности.

По словам министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергея Кучина, первые сервисы на региональном портале появились в августе 2011 г., сейчас их количество уже превышает 50 штук. Среди них: лицензирование образовательных, медицинских и фармацевтических учреждений, а также реализация инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов.

«Правительство заинтересовано в развитии бизнеса на территории Нижегородской области, и региональные власти готовы оказывать ему всестороннюю поддержку, в том числе совершенствовать и увеличивать количество электронных сервисов, направленных на снижение административных барьеров и упрощение ведения предпринимательской деятельности и отчетности», — говорит министр.

Главным плюсом переведения возможности получения госуслуг в электронном виде, по словам министра, является борьба с коррупцией, так как онлайн-общение с чиновником дает возможность отслеживать ход рассмотрения обращения. «Бизнесмену на электронную почту приходят уведомления со статусом обработки заявления с контактами и комментариями проверяющего», — объясняет принцип работы портала г‑н Кучин.

Кроме того, электронная подача заявлений существенно экономит время на посещение органов власти и казенных учреждений, дает возможность предварительно проверить электронные заявления, что позволяет избежать неправильно оформленных документов.

По словам министра, правительство Нижегородской области будет продолжать расширять спектр электронных сервисов, а значит, процедуры получения услуг значительно упростятся. Например, до конца 2012 г. в регионе будет открыто до десяти открытых многофункциональных центров.

Однако, как отметил вице‑президент — директор макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком» Дмитрий Проскура, Нижегородскую область сложно наз­вать лидером по внедрению электронного межведомственного взаимодействия даже среди регионов ПФО. Наш регион уступает Пензенской и Саратовской областям, Республике Татарстан и Чувашии. А лидерами работы с электронными госуслугами по России являются Челябинская, Мурманская области и  Ставропольский край.

Муниципальные услуги в электронном виде предоставляются не всеми органами местного самоуправления Нижегородской области, однако есть те услуги, которыми могут воспользоваться бизнесмены, предприятия которых расположены не в Нижнем Новгороде. Например, предоставление информации из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности ОМС Нижегородской области, выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей, выдача разрешений на установку рекламных конструкций, утверждение схем расположения земельного участка на кадастровом плане и другие, подготовка и выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, продление срока действия разрешения на строительство.

Если наиболее популярными сферами оказания услуг для физических лиц являются регистрация актов гражданского состояния, соцобеспечение, занятость населения, предоставление архивных справок, то бизнесмены чаще всего обращаются к порталу для реализации инвестиционного проекта, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов. Кроме того, их интересует предоставление земельного участка, информации из реестра имущества государственной собственности Нижегородской области, выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории региона.

Среди федеральных электронных услуг у юридических лиц пользуются спросом оплата штрафов в ГИБДД, проверка налоговой задолженности, регистрация автомобиля, запрос информации по исполнительным производствам, приглашение для иностранного гражданина, выяснение своего ИНН и др.

Однако несмотря на попытки государства облегчить бизнесменам ведение дел с чиновниками, предприниматели не торопятся переводить бизнес в онлайн-поле. Основной причиной непопулярности данного портала среди бизнес‑сообщества является недостаточная информированность предпринимателей о возможностях сайта.

Например, директор ОАО «Международный Аэропорт — Нижний Новгород» Александр Синельников говорит о том, что не совсем понимает, для чего вообще нужен этот сервис, поэтому ни сам, ни для нужд бизнеса им никогда не пользовался. Сам лично порталом не пользуется и генеральный директор Нижегородской аптечной сети Юрий Гайсинский, однако рассказывает, что его сотрудники черпают информацию, связанную с недвижимостью, со специализированных сервисов «Госуслуги.ру». Второй причиной низкого спроса на услуги портала эксперты считают нежелание бизнесменов доверять личные данные сети. Особенно остро этот воп­рос назрел, когда в 2011 г. в Интернет были выброшены личные данные абонентов одного из крупнейших сотовых операторов.

Безусловно, ожидаемого бума на сервисы портала по предоставлению госуслуг в электронном виде не случилось. Бизнес предпочитает, как и раньше, работать с чиновниками, что называется, «лицом к лицу».

Екатерина Мясникова