Его компания прославилась своими «патриотичными» дизайнами корпусов для мобильных телефонов и рискованными маркетинговыми ходами, которые уже 6 лет находят спрос у обеспеченных россиян.
Бывший политтехнолог из Нижнего Новгорода Сергей Китов в этом году заработал более 100 млн руб., продавая драгоценные чехлы для смартфонов под брендом Caviar. При этом он постоянно балансирует «на грани закона», окружая свои новинки легендами и мифами. Как ему это удается? Пересказываем самое интересное из материала Forbes.
По данным издания, Сергей Китов родился в Нижнем Новгороде и получил высшее образование по специальности «политтехнолог» в Волго-Вятской академии госслужбы и Волжском государственном университете водного транспорта. После обучения около пяти лет работал в региональных предвыборных штабах. В частности, приложил руку к предвыборной компании Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 г. и Ивана Склярова на выборах губернатора Нижегородской области в 1997 г.
В 1999 г. господин Китов поменял работу и получил должность директора по маркетингу и сбыту на Нижегородском масложировом комбинате, а затем работал некоторое время маркетологом на заводе «Красный якорь».
В 2006 г. нижегородец впервые открыл собственный бизнес.Вместе с коллегой по «Красному якорю» Юрием Карповым и другом Андреем Мушкой агентство IMG (Innovation Media Group). Компания занималась рекламой на платежных терминалах и онлайн-продажей наручных часов бюджетных брендов. Часы заказывали у японских, китайских и европейских производителей через российских дилеров и продавали в сети. Это направление бизнеса приносило по 5-10 млн руб. выручки в месяц в 2007 г.
Со временем агентство стало продавать также мобильные телефоны британского бренда Vertu, которые приобретала у российских перекупщиков. Заработок шел за счет оптовых скидок. Но к 2011 г. направление перестало быть прибыльным.
Источник: Forbes
«Чтобы перезагрузиться, поехал отдохнуть в Турцию. Там в пятизвездочном отеле Maxx Royal познакомился с группой российских и казахских бизнесменов, которые пользовались одновременно Vertu и iPhone. Я увидел, что они никак не могут расстаться с Vertu, потому что он отражает статус, а iPhone пользуют из-за технологий», — рассказал Forbes Сергей Китов. Чуть позже в интернете он нашел английский проект Goldgenie, который продает по всему миру iPhone в золотых корпусах, и заключил, что спрос на шикарные мобильники есть. Эти два события вдохновили предпринимателя на создание бизнеса по продаже смартфонов с дизайнерскими корпусами для премиум-аудитории.
Обычно компания закупает iPhone и Samsung у частных российских дилеров, а затем на российских производствах заменяет «обычные» корпуса на золотые, кожаные и др. В 2012 г. предприниматель использовал для этого несколько российских мастерских, которые работали с кожей, драгоценными металлами и камнями, а на поставку золота заключил договор с московской компанией «ГолдТраст».
Финальную шлифовку и сборку делали у себя. Себестоимость всех манипуляций составляла 25 тыс. руб., при продаже сверху «накидывали» еще столько же. Разошлось в два месяца, — описывает процесс господин Китов.
Назвать бизнес нижегородец решил Caviar (в переводе с англ. «икра»). Логотипом фирмы стал осетр. По мнению создателя проекта, эта символика названия и логотипа должна была вызывать у иностранцев ассоциации «с дорогим и эксклюзивным».
В том же 2012 г. Сергей Китов придумал легенду с итальянским прошлым Caviar. На сайте компании рассказывалось, что в 2010 г. 35-летний итальянец Илия Джакометти приехал в Москву на «Ярмарку миллионеров». В Италии он якобы возглавлял семейную ювелирную компанию Perla Penna и сам носил iPhone с золотым корпусом. Необычный аксессуар поразил посетителей выставки, и Джакометти решил делать золотые смартфоны для России. История сопровождалась вымышленными фотографиями.
По мнению господина Китова, история была выдумана потому, что «вся элита хотела ассоциировать себя с Италией и Францией, а связь с этими странами автоматически переносила людей в один ряд со статусными брендами».
На данный момент информация с сайта компании удалена.
Затраты на старт производства составили порядка 10 млн руб.
В 2013 г. компания в прибыль не вышла, но в 2014 г., после присоединения Крыма, дело пошло в гору: Сергей Китов начал выпускать «патриотичные» телефоны из драгметаллов с выгравированным портретом Владимира Путина и гербом на крышке. Покупателям были доступны три модели корпусов — из золота, титана и смеси этих металлов. Стоимость телефонов составляла около 150 тыс. руб., рентабельность — 20-25%.
По словам бизнесмена, с запуска этого проекта он стал стабильно продавать по несколько десятков телефонов в день, из которых три четверти заказов приходилось на телефоны с изображением президента. В результате суммарный оборот двух из трех юрлиц Caviar («Эс Эль Групп» и «МГ») составил 9 млн руб., а убыток сократился до 1 млн руб.
В 2015 г. «патриотичная линейка» Caviar пополнилась золотыми телефонами с выгравированным российским гербом и надписью «Мы — русские, с нами Бог» и моделями из дамасской стали. «Тогда была война в Сирии, и мы «привязали» дамасские модели к этому событию», — объясняет Сергей Китов. После чего выручка трех юрлиц Caviar достигла 17,2 млн руб., а прибыль — почти 1 млн. руб.
В 2016 г., когда рейтинг Владимира Путина упал, Caviar запустил другие «хайповые» дизайны: «православный» телефон с выгравированной фреской Николая Чудотворца и «исламский» — с полумесяцем, модели с Крымским мостом, с гравировкой «100 лет ФСБ». Самым успешным запуском можно считать технологичные телефоны с интегрированными в заднюю крышку часами, которые компания продает за 4-7 млн руб., а также аксессуары — позолоченные AirPods за 4,3 млн руб.
Также недавно Сергей Китов выпустил модель корпуса для IPhone 11 с частицей водолазки и выгравированным автографом Стива Джобса. Основатель компании утверждает, что купил фрагмент водолазки у американского музея Mini Museum, а тот приобрел раритет у частного коллекционера. Чтобы доказать подлинность покупки, он предъявляет ссылку на пост в Instagram-аккаунте музея-продавца (с упоминанием Caviar), сертификат без подписей и печатей, выписанный от имени Caviar, и чек об оплате водолазки с затертой суммой. Последствиями такого маркетинга, в соответствии со ст. 1515 КоАП, могут быть изъятие из оборота и уничтожение за счет нарушителя товаров, на которых размещена незаконно используемая подпись. Также правообладатель может потребовать выплаты компенсации стоимости товаров в двукратном размере, добавляет эксперт.
По данным СПАРК, в 2018 г. выручка трех юрлиц Caviar составила 101,2 млн руб., прибыль — около 19 млн руб. Компания продает порядка 300 телефонов в год по цене 200-250 тыс. руб.
Сейчас нижегородец планирует запустить собственное производство «полноценного российского лакшери-телефона», поскольку нынешний бизнес не позволяет создать успешную франчайзинговую сеть за рубежом. Первой собственной моделью Caviar станет телефон по форме напоминающий кинжал.