26 декабря глава Нижегородской области Глеб Никитин собрал в одном зале представителей бизнеса, госструктур, общественности и представил им своё видение текущего состояния и развития региона.
Встреча в первом павильоне Нижегородской ярмарки прошла в сдержанно-предпраздничной обстановке. Глава региона Глеб Никитин представил многочисленным гостям («тем, кто вносит самый существенный вклад в развитие нижегородского региона, от кого зависят всего его достижения и успехи») получасовой доклад, в котором кратко отчитался о трёх месяцах в статусе врио губернатора и рассказал о своём видении развития региона. «Это не стратегия, не программа ещё, а предложение диалога», - пояснил он.
DK.RU публикует выдержки из выступления главы региона.
О том, что успели сделать
Достигнуты договорённости о значительных инвестициях в экономику области. Подписано соглашение о сотрудничестве с «Лукойлом». Компания планирует строительство нового производственного комплекса на заводе в Кстове с объёмом вложений в $1 млрд.
Мы достигли договорённости с руководством компании ОМК, что именно в нашем регионе (у компании были колебания, она рассматривала разные площадки) будет размещаться производственный комплекс по бесшовным трубам с объёмом производства не менее 450 тыс. т и объёмом инвестиций не менее 40 млрд руб.
Компания «Россети» выразила готовность увеличить объём инвестиций в развитие электросетевого комплекса региона и взять на себя обслуживание муниципальных сетей и постепенно решать проблемы так называемых бесхозных электросетей. Я знаю, насколько это важная тема, особенно для глав (органов местного самоуправления — DK.RU), которые здесь присутствуют. Я прошу их активно включиться в эту работу.
Совместно с «Россетями» мы будем реализовать инновационный проект по созданию умной энергосебергающей системы Smart Grid. Тепло, свободный доступ к свету и газу — это базовые потребности любого человека.
Достигнута договорённость с «Газпромом» о строительстве, начиная уже с 2018 г., газораспределительной станции «Горбатовка», а также о начале экономической проработки вопроса о строительстве газопровода Йоршкар-Ола — Шаранга — Шахунья. Эта проблема не решалась многие годы.
Наш промышленный фонд — каркас региональной экономики. Мы старались уделять внимание застаревшим проблемам. Практически решён вопрос реструктуризации задолженности комбината «Волга» в Балахне.
Принято решение о выделении региону более 600 млн руб. по линии Минпромторга на новые разработки в промышленности. Фондом развития промышленности одобрен льготный займ на 725 млн руб. для нижегородского АО «Буревестник» на реализацию проекта в рамках программы конверсии.
Развёрнута работа по внедрению ГИС «Промышленность» в направлении развития горизонтальной кооперации предприятий внутри региона.
Нам удалось оформить в правовом поле понятие «Нижегородская агломерация» и прописать градостроительные полномочия нашего региона, что необходимо для дальнейшего комплексного развития территорий.
Очередной наболевший вопрос, который хотелось отметить. Мы активно занимались проблемой обманутых дольщиков. Определённые средства заложены при формировании бюджета. Безусловно, их недостаточно. Мы добились решения о передаче земли из федеральной собственности в собственность Нижегородской области для решения этих проблем.
Мы очень благотворно поработали над бюджетом области... Важно не только выделять средства на решение тех или иных задач. Требуется внедрение целого ряда принципов и подходов. Этот процесс уже запущен. В частности, региональный бюджет принят с профицитом. Мало того что в нём учтены все социальные обязательства — начиная с января, мы впервые проиндексировали все 85 социальных пособий на индекс инфляции. Найдены средства на начало капитального ремонта медучреждений и школ.
О направлениях развития
Чтобы достичь качественного рывка в развитии экономики региона, необходимо долгосрочное стратегическое планирование, хотя бы в горизонте 10-15 лет. В ближайшие полгода нам предстоит заложить основы таких планов— важных стратегических решений, —которые создадут задел на будущее.
Стоит признать, что уровень жизни наших граждан не соответствует масштабам региона, который обладает мощным промышленным, логистическим и иным потенциалом. ВРП на душу населения, заработная плата у нас ниже, чем у сопоставимых регионов и даже чем в среднем по России. Высоко диверсифицированная экономика с крупными производствами, развитая научная база, близость к Москве, возможность доступа нижегородских товаров массовому потребителю (на расстоянии 500 км отсюда проживает более 40 млн человек) — это серьёзные преимущества, которые мы обязаны использовать и развивать.
Необходимо обеспечить устойчивую позитивную динамику во всех сферах жизни: как в социальной, так и в экономической. Наша главная цель — повышение материального благосостояния каждого жителя, улучшение качества жизни нижегородцев. Я считаю, что достичь этих целей можно, незамедлительно начав работу по четырём направлениям: рост региональной экономики и улучшение инвестиционного климата; повышение эффективности управления; развитие человеческого капитала; формирование современной инфраструктуры.
Привлечение инвестиций в регион — наш основной ресурс роста. Даже на фоне соседних регионов ПФО Нижегородская область существенно отстаёт по объёмам инвестиций и количеству инвесторов. При этом объём инвестиций в основной капитал снижался в последние годы. Нам предстоит большая работа в самых разных сферах: снизить административные барьеры, усовершенствовать систему «единого окна», расширить спектр электронных услуг, сократить сроки выделения земли. Необходима активизация работы с федеральными институтами развития.
Фото: Юлия Горшкова
Считаю необходимым консолидировать функции по привлечению инвестиций и экономическому развитию в одном органе исполнительной власти: министерстве экономического развития и инвестиций. Также считаю необходимым создать корпорацию развития Нижегородской области, которая должна будет сконцентрироваться на эффективной работе с инвесторами.
О технологиях
«Биг дата, блокчейн, 3D печать» (тут Глеб Никитин практически процитировал главу Сбербанка Германа Грефа — DK.RU) - всё чаще мы слышим эти слова из разных уст. При этом цифровая экономика может стать повесткой будущего именно для Нижегородской области. У нас для этого есть все ресурсы. Одним из приоритетов должно стать привлечение инвестиций в сферу инновационных технологий и ИТ. В нынешних условиях это является необходимым условием повышения конкурентоспособности региона и страны в целом.
Сейчас «цифра» занимает не более 10% в экономике регионе. Наша задача — существенно увеличить этот показатель, опираясь на лидерские позиции нижегородских предприятий «Росатом», «Ростелеком» и других. Важно сконцентрировать усилия на создании отраслевых платформ — таких как «Умный город», «Цифровое производство», «Цифровой муниципалитет».
Необходимо создавать центры компетенций по сквозным технологиям и ликвидировать дефицит кадров в сфере ИТ. Для текущих нужд региона необходимо более 3000 выпускников. При этом готовится в два раза меньше. Существующий в регионе международный ИТ-кластер должен вносить вклад в цифровую экономику с учётом федерального тренда с масштабах всей страны. Мы должны разработать политику, дающую преференции перспективным ИТ-компаниям.
О промышленности
Каждый регион России фокусируется на каких-то сильных сторонах, присущих ему в большей степени. Убеждён, что наша стратегическая отраслевая специализация нашей области — это именно инновационная высокотехнологичная промышленность. Сейчас мы одни из лидеров по доле инновационной продукции в отгрузке (17%, что в два раза выше, чем в среднем по России). Но эта доля с 2014 г. упала. Необходима восстановить этот тренд, сделать регион центром атомной промышленности, инжиниринга и автоматизации производства.
Меры поддержки промышленных предприятий требуют детальной проработки, но уже сейчас можно говорить о некоторых стратегических направлениях. Необходимо продолжение развития института специальных инновационных контрактов (у нас уже пять заявок), необходима активизация работы Фонда развития промышленности с нижегородскими предприятиями по основному профилю работы. Уже 13 заявок находятся на стадии получения льготных займов в фонде.
Доля обработки в промышленности — более 90%, тогда как в среднем по России — 65%. В ней же скрыт большой потенциал повышения эффективности. Мы серьёзно настроены стать центром развития бережливого производства России. Планируется создать центр компетенций «Бережливая столица России».
Большим потенциалом обладает медицинская промышленность, где у нас есть уникальные научные и производственные разработки. Например, совместно с «Росатомом» и Российской академией наук мы можем создать научный центр по разработке и применению ядерных, лучевых, лазерных технологий в области диагностики и лечения заболеваний, что позволит нам эффективно развивать такое направление, как медицинский туризм. Прошу министерство здравоохранения взять на особый контроль проработку этого проекта.
О сельском хозяйстве
Развитие агропромышленного комплекса существенно ограничено стоимостью энергоресурсов, недостаточной обеспеченностью сельхозтехникой и высокотехнологичным оборудованием. Мы обеспечили при формировании бюджета сохранение объёма господдержки сельского хозяйства. Необходимо искать новые механизмы привлечения инвестиций в отрасль, развивать новые направления — создавать ягодный и овощной кластеры.
Все бюджетные меры поддержки должны стимулировать появление новых предприятий и развитие старых, а не выживание действующих. Важно обеспечить работу пунктов сбыта продукции фермерского хозяйства. В конечном итоге мы должны прийти к тому, чтобы полностью обеспечить область собственной сельхозпродукцией и создавать сильные региональные бренды с продвижением в крупных торговых сетях.
Фото: Юлия Горшкова
Об НХП и туризме
Одним из устойчивых брендов региона являются народные художественные промыслы. Это не только часть туристической индустрии, но и отрасль экономики, нуждающаяся в нашей поддержке. Нижегородцам удалось сохранить более 20 видов народных промыслов. Теперь стоит задача повысить эффективность предприятий НХП. Ключом к этому станет разработка новой маркетинговой концепции, а также привлечение в отрасль молодых специалистов. Уже принят ряд решений. В частности, при формировании бюджета запланированы стимулирующие выплаты дипломированным специалистам.
Что касается туризма, то в восстановлении исторического облика наших городов и объектов наследия кроется огромный потенциал. Мы недопустимо отстали от сопоставимых регионов по количеству приезжающих туристов: 2 млн против почти 3 млн в Свердловской области и Татарстане.
Нижегородская область может и должна стать изюминкой на туристической карте России: Дивеево, Городец, Семёнов, Арзамас, Большое Болдино — красивейшие исторические места, которые способны стать сильными самодостаточными территориальными брендами. Отдельного внимания заслуживает Дивеево, где построен Центр славянской культуры. Этот проект станет мощной точкой притяжения и будет иметь важное культурно-просветительское значение. Уже сейчас (его) посещают около полумиллиона человек в год. Наша задача — обеспечить необходимую инфраструктуру высокого уровня.
Мы должны понимать: недостаточно интегрировать регион в федеральные, международные туристические маршруты, такие как Золотое кольцо или Красный маршрут. Важно реализовать программу продвижения Нижегородской области на туристическом рынке как самостоятельного (продукта). Разработка работоспособной туристический стратегии Нижегородской области — исключительно важное и перспективное направление как с точки зрения экономики, так и с точки зрения сохранения традиций, нашего культурного наследия.
Считаю правильным рассмотреть вопрос о создании отдельного органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма и НХП.
О МСБ
Завершая большую тему развития региональной экономики, нельзя не остановиться на малом и среднем бизнесе. Регион входит в первую десятку рейтинга по уровню развития этого сектора. Но свои позиции мы должны и можем укреплять. Среди основных мер поддержки предпринимателей мы видим сокращение административных барьеров и доступ к госзакупкам. Последнюю задачу будет решать интеграция наших предприятий в ГИС «Промышленность» (ГИСП).
Есть ещё один чувствительный вопрос, который влияет на развитие предприятий и предпринимательства: изменение подхода к контролю и надзору за бизнесом. Надо не гнаться за количеством проверок, а предотвращать серьёзные нарушения.
О транспортной инфраструктуре
Современная транспортная система для любой экономики как кровеносные сосуды, которые питают человеческий организм кислородом. Стоящие перед экономикой задачи можно решить только качественным улучшением инфраструктуры. Прежде всего, дорожной. Во время встречи с президентом мы обсуждали новые механизмы финансирования строительства дорожной инфраструктуры за счёт частных инвесторов. Такой перспективной формой может стать так называемая инфраструктурная ипотека: строительство региональных дорог за счёт частных инвесторов с рассрочкой и последующим возвратом средств. При формировании соответствующего механизма на федеральном уровне мы станем пилотным регионом по его внедрению. Прошу министерство транспорта сформировать соответствующее предложение на областном уровне.
Параллельно необходимо обеспечить ускоренное обновление общественного транспорта, степень износа которого находится на критическом уровне. Важно подчеркнуть, что назрела необходимость (актуализации) всего транспортного каркаса региона, для чего необходимо объединить и дополнить все разрозненные планы и программы и сформировать единую комплексную систему развития транспорта.
О государственном управлении
Я уже говорил о необходимости диалога между властью региона и обществом. Это и есть главное в работе госслужащего: сквозь пелену наших дел и забот не разучиться слышать людей. В этом и есть суть повышения эффективности госуправления. Нижегородская область находится на 21 месте в рейтинге эффективности региональной власти. Переход Нижнего Новгорода на одноглавую модель управления вместе с рядом других решений должен в ближайшее время обеспечить дальнейший рост управляемости региональной столицы.
Нам предстоит реализовать комплекс мер, стимулирующих муниципальные образования к увеличению собственных доходов. Местные администрации должны быть заинтересованы в развитии бизнеса в своих районах. Мы должны выстроить новые принципы бюджетных отношений таким образом, чтобы финансовая независимость муниципалитетов росла благодаря увеличению налоговой базы.
Поручаю Минфину Нижегородской области разработку с 2019 г. модельного бюджета для муниципалитетов. При этом, если муниципалитеты будут показывать рост налогооблагаемой базы, то даже если фактические расходы будут выше модельного бюджета, методикой формирования бюджетных отношений должно быть предусмотрено не снижение финансовой помощи на сумму роста доходов.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность управления, является кадровый вопрос. Поэтому считаю важным начать формирование кадрового резерва глав и заместителей муниципальных образований, региональных министерств и департаментов. Такая база позитивна для всей области, и, наряду с открытыми кадровыми конкурсами ,обеспечит горизонтальную кадровую ротацию специалистов. Мы должны построить работу так, чтобы максимально использовать кадровый потенциал, проектируя жизненный цикл и карьеру специалиста с учётом его возможностей и компетенций.
Нужно начать работы по профессиональной подготовке для всех сфер госуправления, разработке критериев оценки работы руководителей муниципальных образований и органов исполнительной власти. Нижегородская область должна стать пилотной площадкой по внедрению современных технологий государственного и муниципального управления. В рамках проекта предстоит оптимизировать организационную структуру органов власти, внедрить механизмы непрерывного совершенствования процессов и процедур. Учитывая важность этого направления, считаю необходимым создания управления делами и кадрового развития, на которое будет возложена обязанность внедрения новых технологий в кадровой политике... Мы планируем создание электронных площадок для обсуждения инициатив и стратегических документов, проведения опросов и публичных дискуссий.
О новой команде
Очень важно, как будет организационно построено выполнение задач, о которых мы говорили. Понятно, что это один из самых интересных вопросов. Было абсолютно правильным закончить год с той командой, которая его начинала. Я самым искренним образом благодарю всех, с кем мы бок о бок трудились все эти месяцы. Это была хорошая, слаженная работа.
В ближайшее время, после Нового года, я подпишу закон о новой структуре правительства, в рамках которой мы будем работать... Конечно, она будет в дальнейшем актуализироваться с учётом использования современных процессных подходов, создания модели расчёта оптимальной численности персонала. Обеспечим наполнение кадров профессионалами в ближайшие месяцы. Я уверен, что со всеми, с кем мы работали в последние три месяца, мы в том ином качестве будем продолжать трудиться на благо Нижегородской области.